Много национальные конпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Многонациональные корпорации (МНК) играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и других средств эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Процесс зарождения многонациональных корпораций в России ………….4
2. Становление и развитие МНК в России……………………………………... 6
3. Основные факторы развития МНК в России ………………………………...9
3.1. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК в России ……...10
3.2. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК в России ……………………………………………………………………………11
3.3. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК в России ……………………………………………………………………………12
3.4. Повышение эффективности МНК в процессе становления ……………..13
Заключение……………………………

Файлы: 1 файл

Международный менеджмент.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
Введение …………………………………………………………………………..3 
1. Процесс зарождения многонациональных корпораций в России ………….4 
2. Становление и развитие МНК в России……………………………………... 6 
3. Основные факторы развития МНК в России ………………………………...9 
3.1. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК в России ……...10 
3.2. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК в России ……………………………………………………………………………11 
3.3. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК в России ……………………………………………………………………………12 
3.4. Повышение эффективности МНК в процессе становления ……………..13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...17 
Введение

 
        Многонациональные корпорации (МНК) играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и других средств эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разработанной правительствами политики развития они могут также внести весомый вклад в достижение экономического и социального благосостояния; повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд; создание, прямо или косвенно, возможностей в области занятости; и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира. 
        С другой стороны, выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принимающих, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно. 
        В связи с актуальностью темы становления и развитии я МНК, она была использована для исследования в рамках данной контрольной работы. 
        Целью работы выступает изучение процессов зарождения и становления МНК в России. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть процесс зарождения  МНК в России;

2. рассмотреть процесс становления  МНК в России;

1. Процесс зарождения  многонациональных корпораций в  России

 
        Одной из основных тенденций, характеризующих экономику России еще с давних времен является ее глобализация. При этом, во-первых, всегда возрастала межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходило поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных с Россией стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке. Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводили к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях российской экономики.  
        Одновременно мощный импульс развития получила интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности стало одной из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия в России.  
Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образовывали стратегические альянсы. С середины 1980-х г.г. их число в России ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов.  
        Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в России, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения российских банковских групп, телекоммуникационных компаний, автогигантов, нефтяных компаний. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, являлся их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.  
        Основными формами организации бизнеса в России являлись - интегрированные структуры, реализующие стратегические цели бизнеса. Среди них - стратегические альянсы, под которыми понимались соглашения двух или более компаний-участников, предусматривающие совместное принятие решений, а также управление и координацию стратегически важных направлений международной деловой активности каждого из партнеров для реализации совместных целей. В дальнейшем появились более интегрированные формы международной кооперации, основанные на механизме акционерного участия, - много-национальные компании. Большинство таких компаний на деле представляют собой финансово-промышленные объединения фирм различных отраслей российской экономики

 

 

2. Становление и развитие  МНК в России

 
        Многонациональная компания (МНК) всегда являлась одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса в России. Такая компания использовала международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри России, так и за ее пределами.  
        Организация, формы и структурные особенности различных МНК были достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, которые лежали в основе МНК на первоначальных этапах их развития в России и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности международного стратегического альянса:  
        1. корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;  
        2. ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;  
        3. наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;  
        4. бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный". При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:  
        5. применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);  
        6. стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;  
        7. ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.  
        С этой точки зрения, многонациональная компания являлась разновидностью холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках России и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.  
        Наряду с терминами "многонациональная" и "глобальная" компания в научной, специальной и деловой литературе позже стал использоваться и целый ряд сходных понятий. Так применительно к фирмам, ведущим бизнес не только в России, стал использоваться термин "транснациональный" (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стали использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, т. е. в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и, в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин: "многокультурная МНК"). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены со своей стороны часто используют термин "транснациональная корпорация" в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны.  
        На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики России, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства в целом.  
МНК лидируют в экономике России по различным показателям. В 1996 г. общий объем продаж МНК составил 25% ВВП. На МНК приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 торговли в стране. В середине 1990-х гг.  
        По сути, именно МНК превратили экономику в подлинно международное производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом. 

 

 

3. Основные факторы развития МНК в России

 
        Рост и развитие МНК в России вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга в России:  
1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государства, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернет способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.  
2. Правительство последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний.  
3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.  
В то же время по-прежнему сохранялись различия многих национальных рынков в России, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяло участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой - привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость МНК по отношению к кризисам и по-трясениям различного рода.  
        За счет МНК достигались разнообразные цели:  
• доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;  
• доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;  
• достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;  
• экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;  
• снижение риска.

 
3.1. Доступ к новым  рынкам как фактор становления  МНК в России

 
        Эта цель МНК достигалась за счет преодоления правовых ограничений вхождения на рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.  
        Одной из основных причин образования МНК в России являлось установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьюторов, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.  
        Важным аспектом вхождения в новый рынок являлись торговые ограничения со стороны правительства принимающей стороны. В частности, эти ограничения были первопричиной образования союзов МНК в России с фирмами и правительствами развивающихся стран. Кроме того, действующее (или ожидаемое) местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в альянсы с местными партнерами либо определяющее их минимальный процент участия в местной организации, также приводило к созданию МНК.  
3.2. Доступ к новым источникам ресурсов как факторов становления МНК в Росси

 

        Посредством международной интеграции МНК в России получали возможность доступа к дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам.  
        На начальной стадии удовлетворялись потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, а также обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).  
Позже не менее важное значение приобрел доступ к информационным и технологическим ресурсам:  
1) знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);  
2) знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;  
3) передача знаний в области маркетинга и менеджмента;  
4) передача технических ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований. Фактор "знания рынка", включающий понимание социально-культурной и конкурентной среды, имел особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики.

        Зачастую (по крайней мере, на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитали создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имело развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инноваций на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являлись коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий. 

 
3.3. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК в России

 
        Рост компетенции, лежащей в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависел от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро "генерирующие" новую информацию компании оказывались более конкурентоспособными. В то же время помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы существовала возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на рынках фирмы создавали интегрированные структуры бизнеса - МНК, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.  
        Отметим, что развитие партнерских отношений между иностранными и местными российскими фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.  
        Чтобы преумножить знания и опыт, фирмы, зачастую вступали в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК являлось распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим являлось сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСА.  
        В 1990-е гг. необходимым элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного раз-вития и глобализации рынков. Как процесс организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.  
        В рамках МНК международная компания получила возможность использовать знания и опыт своего партнера-конкурента путем их интеграции и внедрения для достижения некоторых общих целей. Одновременно посредством создания МНК потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы могла быть ослаблена или даже устранена.  
        В большинстве случаев сотрудничество с конкурентом являлось защитной мерой. Вместе с тем альянс мог быть создан и в наступательном духе. 

Информация о работе Много национальные конпорации