МВФ: история, сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение истории возникновения, основных целей и функциональных характеристик МВФ;
Проанализировать организационную структуру МВФ;
Рассмотреть порядок вступления в МВФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МВФ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТУКТУРА……………………5

1.1. История возникновения МВФ……………………………………………….5
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ……………......7
1.3. Организационная структура и основные подразделения
организации………………………………………………………………………..9
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран…….....12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТРАН……………………………………………………………………………17

2.1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ.......17
2.2. Регулирование ликвидности и курсовая политика………………….........24
2.3. Политика надзора и оказание технической помощи……………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая по Валютке.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. МВФ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТУКТУРА……………………5

 

1.1. История возникновения МВФ……………………………………………….5

1.2. Основные цели и функциональные  характеристики МВФ……………......7

1.3. Организационная структура и  основные подразделения

организации………………………………………………………………………..9

1.4. Порядок вступления в МВФ  и обязательства вступающих стран…….....12

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

СТРАН……………………………………………………………………………17

 

2.1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ.......17

2.2. Регулирование ликвидности и  курсовая политика………………….........24

2.3. Политика надзора и оказание  технической помощи……………………..29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………37

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В системе  международных экономических отношений  немаловажную роль играют валютно-финансовые  организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

     Международный  валютный фонд (МВФ) – специализированное  учреждение Организации Объединенных Наций, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

     МВФ был  создан в конце Второй мировой  войны в рамках усилий, направленных  на строительство новой, более  стабильной международной экономической  системы и во избежание дорогостоящих  ошибок предыдущих десятилетий.  На протяжении 68 лет он продолжает изменяться и перестаиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени.  

     Хотя МВФ  является специализированным учреждением  ООН и участвует в работе  Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.  

     МВФ играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

     Целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях.

     Для решения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:      

  • Изучение истории возникновения, основных целей и функциональных характеристик МВФ;
  • Проанализировать организационную структуру МВФ;
  • Рассмотреть порядок вступления в МВФ;
  • Проанализировать основные направления деятельности МВФ.

     Объектом исследования является деятельность МВФ.

     Предметом  исследования является роль МВФ  в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

     Структура  курсовой работы состоит из  введения, двух глав, заключения  и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению  истории, сущности и структуры  МВФ. Вторая глава посвящена  анализу основных направлений деятельности в регулировании валютных отношений стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МВФ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТУКТУРА

 

1.1. История возникновения  МВФ.

 

     МВФ было решено создать в  июле 1944 г. на международной конференции,  проводившейся в Бреттон-Вудсе,  в американском штате Нью-Хемпшир.  На ней делегаты от 44 государств  договорились об основах сотрудничества, призванного не допустить повторения  экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.   

     Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжении многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 - 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63%1.

     В тот период  в целях сохранения золотовалютных  резервов некоторые страны ограничили  для резидентов возможность  покупать товары за рубежом,  другие девальвировали свою  валюту, третьи установили сложные  ограничения на право граждан  владеть иностранной валютой.  Однако принятые решения оказались  непродуктивными, и ни одна  страна не смогла за их счет  надолго вырваться из ловушки  кризиса. Экономическая политика  в стиле «разори соседа», популярная  в 1930-х гг., подорвала международную  экономику.

     С приближением  конца Второй мировой войны  ведущие государства-союзники начали  рассматривать различные планы  восстановления порядка в международных  валютно-финансовых отношениях. В  результате на Бреттон-Вудской  конференции было принято решение  о создании МВФ2. Представители стран разработали устав (или статьи соглашения) международной организации для надзора за  международной валютно-финансовой  системой, а также для содействия  устранению валютных ограничений,  связанных с торговлей товарами  и услугами, и укреплению стабильности  обменных курсов. Главными архитекторами  послевоенной международной экономической  системы стали специалист Министерства  финансов США Гарри Декстер  Уайт и известный британский  экономист Джон Мейнард Кейнс.

     Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.; в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской  конференции, но в связи с началом  холодной войны статьи соглашения МВФ  ратифицированы не были. По той же причине  в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

     После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттон-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и Международному банку реконструкции и развития (МБРР) 7 января 1992 года.

     27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ  проголосовал за прием России  и 14 других бывших советских республик. После подписания российскими представителями Статей устава МВФ 1 июля 1992г., учредительных документов МБРР 16 июля 1992г. и Международной финансовой корпорации 12 апреля 1993г. Россия официально стала участницей этих организаций.

     Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, как  они были сформулированы в 1944 г. С  тех пор в мире произошел значительный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так  и между ними), в большинстве государств уровень благосостояния резко возрос по сравнению с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл подъемов и спадов.

     В течение десятилетий, прошедших со Второй мировой войны, в глобальной экономике помимо роста  благосостояния произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых  МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации к изменившимся условиям и реформ. Быстрый прогресс в области технологий и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию тесных связей между экономиками стран.

     На сегодняшний  день в состав МВФ входят 188 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

 

1.2. Основные цели и  функциональные характеристики МВФ.

 

     МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

     Официально утверждены такие цели МВФ3:

  • содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

      Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций4:

  • контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
  • предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

     Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).

 

1.3. Организационная структура  и основные подразделения организации

 

     Многие полагают, что МВФ — это организация, обладающая огромными полномочиями и независимостью, которая решает, какую экономическую политику должны проводить ее члены, диктует государствам свои решения и затем обеспечивает их выполнение. Это совершенно неверное представление. Напротив, не МВФ, а государства-члены диктуют МВФ, какой политики ему придерживаться. Команды следуют от правительств стран-членов Фонду, а не наоборот. Определяя обязательства отдельного государства-члена перед МВФ или прорабатывая соглашение о предоставлении кредитов, МВФ действует не по собственной инициативе, а как посредник, передающий отдельным странам волю большинства членов.

     Первым звеном в цепи передачи команд служит Совет управляющих, в который входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны. Поскольку управляющие и их заместители являются министрами финансов или руководителями центральных банков, они могут авторитетно выступать от имени своих правительств. Временный комитет консультирует их по вопросам функционирования международной валютной системы, а Совместный комитет по вопросам развития МВФ Всемирного Банка информирует их об особых потребностях более бедных стран. Управляющие и их заместители собираются только на ежегодные совещания для принятия официальных решений в рамках своего органа по вопросам деятельности МВФ.

      В остальное время управляющие лишь сообщают пожелания правительств по вопросам повседневной деятельности МВФ своим представителям, образующим Исполнительный совет МВФ в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Не менее трех раз в неделю проводятся официальные совещания 24 исполнительных директоров, которые следят за проведением политики, принятой правительствами стран-членов через Совет управляющих. В настоящее время восемь исполнительных директоров представляют по одной стране: Германию, Китай, Россию, Саудовскую Аравию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Францию и Японию. Другие 16 исполнительных директоров представляют группы, формируемые из остальных стран. Исполнительный совет редко принимает решения путем официального голосования, стремясь сформировать консенсус среди своих членов, что сводит к минимуму столкновения мнений по важным вопросам и помогает достичь согласия по принимаемым решениям.

Информация о работе МВФ: история, сущность и структура