Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение истории возникновения, основных целей и функциональных характеристик МВФ;
Проанализировать организационную структуру МВФ;
Рассмотреть порядок вступления в МВФ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МВФ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТУКТУРА……………………5
1.1. История возникновения МВФ……………………………………………….5
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ……………......7
1.3. Организационная структура и основные подразделения
организации………………………………………………………………………..9
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран…….....12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТРАН……………………………………………………………………………17
2.1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ.......17
2.2. Регулирование ликвидности и курсовая политика………………….........24
2.3. Политика надзора и оказание технической помощи……………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………37
Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай», обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту oт МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г. система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. В настоящее время лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно) пересматриваются ежегодно.
МВФ не может заставить страны выполнять обязательства, но он может оказывать и оказывает на них моральное давление, с тем чтобы страны придерживались тех правил и положений, которые они добровольно согласились соблюдать. Если страна постоянно пренебрегает своими обязательствами, остальные государства-члены МВФ, действуя через Фонд, могут постановить, что страна-нарушитель лишается права получать кредиты, или, в качестве последней меры, попросить страну выйти из организации. Однако обычно подразумевается, что страна готова содействовать МВФ, насколько это возможно, в решении общих задач (в противном случае она не вступала бы в организацию) и любое невыполнение обязательств, добровольно принятых ею в качестве государства-члена, объясняется факторами, не поддающимися непосредственному контролю.
В различные периоды государства-члены ставили перед МВФ разные задачи, в зависимости от складывающихся условий, и Фонд продемонстрировал исключительную гибкость в решении этих задач. В настоящее время страны-члены возлагают на МВФ обязанности контроля за общей системой упорядоченного обмена национальных валют, кредитования государств-членов, проводящих реорганизацию экономики в целях более полноценного сотрудничества в рамках системы, и предоставления дополнительных услуг, включая техническую помощь в целом ряде областей, для оказания содействия членам в проведении политики, отвечающей интересам всего сообщества.
Хотя МВФ создавался как учреждение сотрудничества в области надзора за международной валютной системой, он также обеспечивает функционирование этой системы, выпуская в нее время от времени определенные денежные средства, иногда весьма значительные, в виде кредитов государствам-членам. Так, МВФ, возможно, наиболее известен широкой общественности операциями по накачке миллиардов долларов в систему во время кризиса задолженности 80-х годов. Например, в 2011-2012 годах МВФ выделил кредиты на общую сумму около 243 млрд долл. США странам-членам, испытывавшим трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами организации. Быстрая и широко освещавшаяся в печати реакция МВФ на этот кризис, возможно, ввела в заблуждение наблюдателей, решивших, что МВФ прежде всего является кредитным учреждением. Это неверно, поскольку МВФ остается преимущественно контролирующей организацией, занимающейся координацией усилий по расширению сотрудничества в разработке экономической политики. Тем не менее финансовая функция является важным направлением деятельности МВФ.
Поскольку МВФ несет обязательство перед всеми членами проводить финансово обоснованные операции, он предоставляет кредиты только на условии их эффективного использования странами-членами. Поэтому страна-заемщик обязуется начать проведение серии реформ для устранения причины затруднений с осуществлением платежей и для создания условий экономического роста. Направляя просьбу о выделении кредита, потенциальный заемщик представляет МВФ план реформы, обычно обязуясь при этом снизить стоимость своей валюты по отношению к другим валютам (если она завышена), стимулировать экспорт и сократить государственные расходы. Конкретные положения программы определяются самой страной, и поэтому программа реформ исходит от государства-члена, а не от МВФ. Организация следит только за тем, чтобы изменения в политике были достаточны для преодоления проблемы платежей государства-члена и не наносили излишнего ущерба другим членам. В зависимости от сложности проблемы платежей и испрашиваемой суммы кредита, исполнительные директора, представляющие все сообщество, решают, являются ли реформы действительно достаточными и имеются ли у МВФ разумные основания полагать, что средства будут возвращены.
Если исполнительные директора считают, что реформы решат проблему, осуществляется поэтапная выдача кредита (обычно в течение одного-трех лет), в зависимости от прогресса в осуществлении реформ. Если не возникнет новых проблем, кредит будет возвращен в срок и государство-член, проведя необходимые реформы, выйдет из сложившейся ситуации экономически окрепшим.
МВФ кредитует страны-члены, испытывающие проблемы платежей, в рамках различных механизмов, в зависимости от характера конкретных проблем. Например, в последние двадцать пять лет МВФ выделял крупные кредиты странам-членам в рамках механизма, созданного для преодоления временных сокращений экспортных поступлений по причинам, не поддающимся непосредственному контролю. Например, мороз уничтожил большую часть кофейных бобов, предназначенных для экспорта, за который Бразилия получает иностранную валюту (доллары США), используемую для оплаты текущих финансовых обязательств перед другими странами. Страна может просить МВФ выделить кредит в связи с сокращением экспортных поступлений. Кредит обеспечит необходимые долларовые средства для покрытия текущих обязательств до экспорта следующего урожая и восстановления нормального оборота долларовых средств.
Наиболее широко используется механизм соглашений о кредитах стэнд-бай, позволяющих странам, испытывающим трудности в выполнении финансовых обязательств, получить кредитную линию на срок до трех лет для реорганизации своих финансов. В течение этого срока страна может брать частями средства у МВФ вплоть до максимальной величины кредита на цели осуществления внешних платежей, при условии что она продолжает проводить программу реорганизации. Другой механизм - кредиты расширенного структурного регулирования - позволяет бедным странам получать кредиты под низкие проценты на период коренной экономической перестройки в целях преодоления факторов, в течение длительного времени подрывающих эффективность хозяйства. Особенностью этого вида кредитования является то, что он требует тесной координации со Всемирным Банком, родственной организацией МВФ, которая занимается исключительно экономическим развитием беднейших стран мира, проводя реформы, призванные устранить причины, вызывающие проблемы с платежами, и заложить основу экономического роста. Этот механизм финансируется за счет добровольных взносов государств-членов, которые, руководствуясь духом сотрудничества, отказываются от рыночных процентных ставок, под которые они могли бы инвестировать эти средства. Страны-члены МВФ, находящиеся в более благополучном положении, выделили на цели этого механизма около 22 млрд долл. США.
Программа экономической политики, поддерживаемая финансированием МВФ, разрабатывается властями страны в тесном сотрудничестве с МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией программы. Быстро отреагировав на недавний мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердил существенный пересмотр механизмов оказания финансовой помощи, а в августе 2010 года и декабре 2011 года были приняты дальнейшие реформы.
В связи с самыми последними реформами инструменты кредитования МВФ были дополнительно усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие средства предотвращения кризисов для широкого круга государств-членов с прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики.
В странах с низкими доходами МВФ Фонд удвоил лимиты доступа к займам и наращивает кредитование беднейших стран мира, процентные ставки по этим кредитам установлены на нулевом уровне до конца 2012 года.
2.2. Регулирование ликвидности и курсовая политика
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.
В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы».
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
Устранением золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют10, равно как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены Фондом; одновременно были упразднены золотое содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара11.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттон-Вудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице, либо, наконец, «привязать» валюту (то есть установить твердое стоимостное соотношение) к другой национальной валюте или нескольким валютам (валютной корзине) по собственному выбору. При этом возможность выражения стоимости валюты в золоте исключается.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.