Нагорный Карабах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Карабахский конфликт - этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы «перестройки» (1987—1988). К ноябрю-декабрю 1988 года в этот конфликт оказались вовлечены большинство жителей Армении и Азербайджана и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию». В 1991—1994 годах этот конфликт привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_konflikty.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Нагорный Карабах

 

Карабахский конфликт - этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы «перестройки» (1987—1988). К ноябрю-декабрю 1988 года в этот конфликт оказались вовлечены большинство жителей Армении и Азербайджана и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию». В 1991—1994 годах этот конфликт привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

 

Суть и  история конфликта

Сама проблема Карабаха существовала задолго до 1988 года, когда она была манифестирована  как проблема волеизъявления народа Нагорного Карабаха. Вместо решения  этой проблемы путем диалога на основе правовых норм действия союзных и  азербайджанских властей были направлены именно на подавление воли народа силовыми методами и погромами, что приводило к усилению конфликтообразующих факторов и в конечном итоге - к открытому военному противостоянию.

История конфликта  корнями уходит в начало 20 века, когда  населенный в основном армянами Нагонный Карабах дважды (в 1905 – 1907 и 1918 – 1920 годах) становился ареной кровопролитных армяно-азербайджанских войн. В 1918 – 1920 годах, в период существования  независимой Армении и Азербайджана, Нагорный Карабах являлся спорной  территорией между двумя государствами.

В 1921 году Кавбюро РКП(б) принимает Постановление о дальнейшем статусе Карабаха. В постановлении было сказано: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области». Это вызвало недовольство армян, которые на тот момент составляли более 94% населения области.

Основная причина  недовольства заключалась в том, что, по их мнению, азербайджанские  власти умышленно вели дело к разрыву  связей области с Арменией и проводили  политику культурной деарменизации региона, планомерного заселения его азербайджанцами, выдавливания армянского населения из НКАО, пренебрегая при этом его экономическими нуждами. На протяжении многих десятилетий армянское население Нагорного Карабаха и Армении требовало присоединения НКАО к Армении.

 

Этапы

До середины 1980-х годов требования изменения  статуса НКАО редко становились  достоянием широкой гласности, а любые действия в этом направлении немедленно подавлялись. Совсем другие возможности предоставила начатая М. Горбачёвым политика демократизации советской общественной жизни и ослабления политических ограничений. В 1987 — начале 1988 гг. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Руководство АзССР обвиняли в сохранении экономической отсталости региона, пренебрежении развитием прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане, создании искусственных преград для культурных связей между Нагорным Карабахом и Арменией. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства.

Протестные  настроения подогревались армянскими националистическими организациями, а действия зарождающегося национального  движения умело организовывались и  направлялись.

Руководство Азербайджанской  ССР и Коммунистической партии Азербайджана, со своей стороны, пыталось урегулировать  ситуацию, задействовав привычные командно-бюрократические  рычаги, которые в новой ситуации оказались неэффективными.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Как отмечает в своей книге «Чёрный сад» британский журналист Том де Ваал, именно с этого дня «началось медленное сползание к вооружённому конфликту». Уже 22 февраля погибли два человека в столкновении между азербайджанцами и армянами близ Аскерана, а 27 — 29 февраля произошёл армянский погром в Сумгаите, ставший поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта. После сумгаитской трагедии началось выдавливание азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана. Летом и осенью 1988 года участились случаи насилия в НКАО, нарастал взаимный поток беженцев. К началу 1989 г. Армению были вынуждены покинуть почти все азербайджанцы; в свою очередь, почти все армяне покинули сельские районы Азербайджана (кроме территории НКАО).

12 января 1989 года в НКАО было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. В апреле - мае 1989 г. обстановка в регионе вновь обострилась в результате непрерывных и всё нарастающих акций «Карабахского движения», руководители которого перешли к тактике провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками СССР и азербайджанцами. В районах компактного проживания армян на территории АзССР за пределами НКАО стали создаваться отряды самообороны из местных жителей.

Летом 1989 года Армянская  ССР ввела блокаду Нахичеванской  АССР. Народный фронт Азербайджана в качестве ответной меры объявил  экономическую и транспортную блокаду  Армении.

28 ноября 1989 года Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью был упразднён. Его заменил так называемый Республиканский оргкомитет по НКАО, который возглавил второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко.

1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО приняли совместное постановление о включении Нагорного Карабаха в состав Армении. Это привело к новым вооружённым столкновениям.

В начале января 1990 года были отмечены первые взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской  границе. 15 января чрезвычайное положение было введено в НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР.

13-18 января в результате армянских погромов в Баку, где к началу года оставалось уже лишь около 35 тыс. армян, было убито до 90 человек. 20 января в Баку были введены войска для предотвращения захвата власти антикоммунистическим Народным фронтом Азербайджана, что привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения города.

25 июля 1990 года в ответ на создание армянами в регионе незаконных вооружённых формирований, в результате действий которых гибли военнослужащие, сотрудники МВД и мирные граждане, был издан Указ Президента СССР «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения».

С конца апреля по начало июня 1991 года в НКАО и прилегающих  районах Азербайджана силами подразделений  МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской  Армии была проведена так называемая операция «Кольцо». Операция, имевшая в качестве официальной цели разоружение армянских «незаконных вооружённых формирований» и проверку паспортного режима в Карабахе, привела к вооружённым столкновениям и жертвам среди населения. В ходе операции была осуществлена полная депортация населения 24 армянских сёл.

28 августа 1991 года была провозглашена независимость Азербайджана. 2 сентября совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов провозгласила образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и населённого армянами Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

25 сентября был начат обстрел Степанакерта противоградными установками «Алазань», продлившийся четыре месяца.

В течение осени 1991 года армянские боевые отряды развернули наступательные операции по восстановлению контроля над армянскими сёлами НКАО и бывшего Шаумяновского района Азербайджана, население которых ранее было депортировано.

19 декабря начался вывод внутренних войск МВД СССР из Нагорного Карабаха, завершившийся к 27 декабря. С распадом Советского Союза и выводом внутренних войск из Нагорного Карабаха ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начался переход к полномасштабной войне за Нагорный Карабах.

 

Политическая расстановка сил

Что касается военной составляющей существующей проблемы, то больше всего  войск бывшей Советской Армии  в Закавказье находилось на территории Азербайджана. В результате раздела  советского военного имущества Азербайджану перешли 4-я общевойсковая армия (четыре мотострелковые дивизии), три  бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть  Каспийской морской флотилии. Так  же Азербайджану достались все склады боеприпасов. Общее количество боеприпасов  на этих складах оценивается в 11000 вагонов. Передача военного имущества 4-й армии и 49-го арсенала была завершена  в 1992 году. Вывод частей бывшей Советской  Армии в Россию сопровождался  захватом части вооружений азербайджанской  стороной. Среди наиболее значимых можно назвать разграбление военного имущества выводимой 19-й армии  ПВО.

Раздел в  Армении военного имущества бывшего  ЗакВО прошёл наиболее цивилизованно. Из всех государств Закавказья при разделе военного имущества Армения оказалась в самом невыгодном положении, так как на её территории находилось наименьшее количество войск Закавказского военного округа. В 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружение и военное имущество двух из трёх дивизий (15-й и 164-й) 7-й общевойсковой армии бывшего СССР, а также около 500 вагонов боеприпасов.

Из авиации в начале 1992 года Азербайджану достались 14 Ми-24 и 9 Ми-8, базировавшихся на базе Сангачалы. Армении досталась эскадрилья из 13 Ми-24, ранее принадлежавшая 7-му вертолетному полку, находившемуся под Ереваном.

Прекращение огня

5 мая 1994 — по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел Российской Федерации проведена встреча, по итогам которой представители Милли Меджлиса Азербайджана, Верховного Совета Армении и Нагорного Карабаха подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года.

9 мая 1994 — полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал от Азербайджана министр обороны Мамедрафи Мамедов.

10 мая 1994 — «Соглашение» в Ереване подписал от Армении министр обороны Серж Саргсян.

11 мая 1994 — «Соглашение» в Степанакерте подписал Командующий армией Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. Данное «Соглашение» вступило в силу в полночь 12 мая 1994 года.

 

Результаты  войны

«Замораживание» конфликта, фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и её контроль над юго-западной частью заявленной территории Азербайджана вплоть до границы с Ираном, что составляет около 13,4 процентов (11 722 кв. км) всей территории бывшей Азербайджанской ССР; сюда входит около 92,5 % территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к Нагорному Карабаху районов (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский) и значительная часть двух других районов (Агдамский и Физулинский). С другой стороны, 15 % заявленной территории Нагорно-Карабахской Республики контролируются Азербайджаном: части Мартунинского и Мартакертского районов НКР (327 кв.км, входили в НКАО), и Шаумяновского района НКР (Шаумяновский район Азербайджанской ССР и часть Ханларского района — «геташенский подрайон» — 701 кв. км, в НКАО не входили).

 

Косово

 

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы и представители других национальностей составляют около 10%. Большая часть сербов проживает компактно на севере края с национальным центром в Косовской Митровице, часть - в анклавах, окруженных поселениями местных албанцев.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно  проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда лидер Югославии Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Рассчитывая на вхождение Албании в состав Югославии, Тито поощрял переселение в Косово албанцев и, наоборот, ограничивал возможности для возвращения сюда сербов. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах. Албанский язык был признан одним из государственных.

Однако в конце 1980-х  годов итогом внутриполитического  кризиса, повлекшего всплеск насилия  и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного  статуса Косово. Был принят новый  основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия. Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти.

В 1991 году в Косово был  проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. 24 мая 1992 года в крае состоялись выборы президента и парламента. Руководство Сербии объявило эти выборы незаконными, сербы  автономии в выборах участия  не принимали.

Информация о работе Нагорный Карабах