Нагорный Карабах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Карабахский конфликт - этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы «перестройки» (1987—1988). К ноябрю-декабрю 1988 года в этот конфликт оказались вовлечены большинство жителей Армении и Азербайджана и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию». В 1991—1994 годах этот конфликт привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_konflikty.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Президентом "Республики Косово" был избран Ибрагим Ругова. Вооруженные формирования в 1996 году были объединены в Армию освобождения Косово. В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт.

Армия Освобождения Косова

В конце 1980-х  немецкая разведка восстанавливает  так называемаемую «спящую агентуру» в Югославии и в Албании.

В Албании немецкие спецслужбы поддержали Сали Беришу, благодаря чему его партия одержала победу на выборах 1992 года. Одновременно ФРГ наладило контакты с Армией освобождения Косова, которая финансировалась и вооружалась Федеральной разведслужбой Германии.

В подготовке албанских  боевиков принимали участие и  американские спецслужбы. Ряд источников указывают на связи между АОК  и американской организацией MPRI. Согласно им, военные советники MPRI обучали подразделения Освободительной армии Косово на секретных базах в Албании начиная с 1998 года.

Сербские власти были обвинены в этнических чистках. Официальным  поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и  Метохия.

24 марта 1999 года без  санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзная сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты. Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство  было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией 91244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (UNMIK) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысячи военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет  Безопасности ООН в форме заявления  его председателя дал "зеленый  свет" процессу определения будущего  статуса Косово.

Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). "План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО. "План Ахтисаари", поддержанный западными странами, не был одобрен в СБ ООН из-за позиции России. Москва считала этот документ односторонним и настаивала на продолжении переговоров с участием Сербии и косовских албанцев.

28-29 октября 2006 года в  результате общенародного референдума  в Сербии была принята конституция.  В ее преамбуле содержится  положение о том, что Косово  является неотъемлемой частью  Сербии.

17 февраля 2008 года парламент  Косово проголосовал за принятие "Декларации о независимости  Косово". Были приняты новый  флаг и герб республики. 9 апреля 2008 года парламент Косово одобрил  конституцию, которая вступила  в силу 15 июня.

В декабре 2008 года была создана  Миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX). EULEX взяла на себя всю полноту  ответственности за обеспечение  законности и правопорядка в Косово, что ранее входило в функции  Миссии ООН (UNMIK).

22 июля 2010 года Международный  суд (МС) по запросу Генеральной  Ассамблеи ООН вынес консультативное заключение. В соответствии с ним "Декларация о независимости Косово", принятая временными органами самоуправления края, не нарушила норм международного права.

Диалог Белград - Приштина возобновился в марте 2011 года. Представители  Белграда и Приштины регулярно встречаются  в Брюсселе для решения проблем  гражданского населения края, обсуждают  и политические вопросы. С марта 2012 года переговоры проходят также  на высшем уровне. Власти Сербии в новой  государственной стратегии по урегулированию косовского конфликта предлагают статус автономии для северной (преимущественно  сербской) части Косово. Пакет новых  предложений, называемых "платформой", в будущем должен быть одобрен  парламентом и станет базовым  документом, отталкиваясь от которого, официальный Белград будет вести  переговоры с международным сообществом  и стремиться к урегулированию косовской  проблемы.

В сентябре 2012 года не имевшая  официального общепризнанного статуса  Международная руководящая группа (МРГ) по Косово, в которую входили 25 государств, признавших самопровозглашенную  республику, приняла решение о  прекращении международного наблюдения за независимостью этой страны. В конце 2012 года был закрыт Международный  гражданский офис (ICO) в Приштине и прекращен мандат международного гражданского представителя, чьи полномочия перешли к косовским властям.

При этом в самопровозглашенной  республике до середины 2014 года останется  работать Миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX). Здесь продолжат находиться и международные силы KFOR. Численность контингента KFOR, по состоянию на сентябрь 2012 года, составляла 5,6 тысячи военнослужащих из 30 стран. По состоянию на декабрь 2012 года, самопровозглашенную республику признали около 100 стран.

МИД Сербии неоднократно оспаривал  количество стран, признавших Косово. По сведениям Белграда, целый ряд  государств Африки и Азии, включая  Оман, Гвинею-Бисау и Уганду, не стали  признавать край независимым государством.

Косовская проблема оказывает негативное воздействие  на международные отношения. В этом плане можно выделить с несколько кризисов –  кризис международных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ, а также ЕС; кризис миротворчества, превращающийся в попытки навязать решения внутренних конфликтов извне; кризис международной дипломатии; кризис в отношениях России и «Запада» – США, НАТО и ЕС. Последний, впрочем, перерос в глобальный.

 

Грузино-Осетинский конфликт

 

После Российской революции 1917 года и распада Российской империи вышедшая из состава России Грузия аннексировала территорию Южной Осетии против воли ее народа. Договор от 7 мая 1920 года между Россией и Грузией признал для всех народов бывшего кавказского наместничества право на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства. Именно признание этого права и позволило самой Грузии стать независимым и суверенным государством. Однако, новообразованная Грузинская Демократическая Республика, спустя десять дней после подписания этого договора, совершила вторжение в Южную Осетию, в результате чего погибло свыше 18 тысяч человек, более 50 тысяч были вынуждены бежать в Северную Осетию.

После установления Советской власти в Грузии Южная  Осетия была волевым путем передана в состав Грузии, а затем, 20 апреля 1922 года Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР по национально-государственному размежеванию Закавказья была создана  Юго-Осетинская автономная область. 
Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило здесь ассимиляторскую политику. Все показатели социально-экономического развития Южной Осетии хронически оставались ниже, чем по Грузии. В результате уровень жизни в Юго-Осетинской автономной области оказался в 2 - 2,5 раза ниже средне республиканского по Грузинской ССР. Национальная политика Тбилиси активно поощряла ассимиляцию. Численность населения Южной Осетии неуклонно сокращалась, как за счет увеличения миграции, так и за счет снижения рождаемости. С довоенных 107 тысяч человек оно сократилось до 99 тысяч человек в 1989 году.

В конце 1980-х  годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского  населения. Националистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшееся поддержкой властей Грузии, выступило  за ликвидацию автономных образований  в составе Грузинской ССР.

10 ноября 1989 года, в целях защиты прав Южной  Осетии и создания конституционных  гарантий автономии XII сессия  двадцатого созыва Совета народных  депутатов Юго-Осетинской автономной области приняла решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР. Депутаты также обратились к Президиуму Верховного Совета Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение сессии Совета народных депутатов Южной Осетии, признав его неконституционным.

23 ноября 1989 года  на столицу Южной Осетии город  Цхинвал был совершен организованный  Звиадом Гамсахурдия поход экстремистски настроенных участников грузинского националистического движения. В первых рядах были руководители Грузинской ССР во главе с первым секретарем ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе. Многотысячная колонна демонстрантов (по разным оценкам от 30 до 60 тысяч человек) на более чем 400 автобусах и машинах из Тбилиси и других мест Грузии подошли к Цхинвалу. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в городе Цхинвале. Однако в числе участников похода на Цхинвал было несколько сот вооруженных автоматическим стрелковым оружием боевиков. На защиту родного города встало 42 человека, к которым через несколько часов присоединилось все мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады. Были перекрыты доступы в город, путники осетинской национальности захватывались в заложники и подвергались изощренным пыткам и издевательствам. Это продолжалось четыре месяца. Более 400 человек получили телесные увечья и ранения, 6 убиты.

В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии без уведомления  властей Южной Осетии ввело в  столицу Южной Осетии подразделения  милиции и национальной гвардии  Грузии. Они начали производить обыски, аресты, убийства людей, грабежи, поджоги  жилых домов и другие преступные действия по отношению к лицам  осетинской национальности совершались  ими с поощрения грузинских властей  и молчаливого согласия союзных  властей. В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять  меры к самообороне. Отрядам самообороны  удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвала, после чего последние  начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом  Цхинвал. Вооруженное сопротивление грузинским бандформированиям и подразделениям грузинской гвардии продолжалось до 14 июля 1992 г., когда в зону конфликта были введены смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков  Грузии отключил энергоснабжение  Южной Осетии. Вследствие этого  имелись многочисленные жертвы  среди мирного населения. В  доме престарелых замерзло несколько  десятков стариков, в родильном  доме умирали новорожденные младенцы. 23 марта состоялось совместное  собрание депутатов Советов Южной  Осетии всех уровней, на котором,  во исполнение Указа Президента  СССР от 7 января был сделан  поворот в сторону возврата  к статусу автономной области.  Образован Комитет по нормализации  положения в Южной Осетии.   

4 мая 1991 года  в ответ на обещание Москвы  прекратить геноцид народа Южной  Осетии, Собрание депутатов всех  уровней Южной Осетии приняло  практически единогласно решение  об отмене Юго-Осетинской Советской Республики и возвращении к статусу автономной области. Однако грузинские вооруженные силы при попустительстве центрального советского руководства продолжили геноцид осетинского народа.   

26 мая 1991 года  Президентом Грузии был избран  Звиад Гамсахурдия, после чего грузинская агрессия усилилась.  

1 сентября 1991 года  сессия Совета народных депутатов  Южной Осетии отменила решения  собрания депутатов всех уровней  от 4 мая 1991 г. как юридически  неправомочные и не приведшие  к стабилизации, упразднила неконституционный  орган - Собрание депутатов всех  уровней, восстановила статус  Республики.   

В результате грузинского  террора только с 6 января по 1 сентября 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек (впоследствии выяснилось, что подавляющее  большинство из них были убиты  грузинскими вооруженными формированиями).  

В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника, расположенная вокруг города Цхинвала, начали интенсивные обстрелы жилых  кварталов и учебных заведений  югоосетинской столицы. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года. В результате погибли  сотни женщин, детей и стариков.  

8 марта 1992 года  в качестве Председателя Госсовета  в Грузию вернулся, Эдуард Шеварднадзе.  Политика Грузии в отношении  Южной Осетии не изменилась. Блокада  и артобстрелы осетинских населенных  пунктов только ужесточились.   

20 мая 1992 года  было совершено одно из самых  чудовищных преступлений против  осетинского народа - на Зарской дороге грузинские боевики расстреляли в упор колонну машин, перевозивших беженцев из осажденного Цхинвала - женщин, стариков и детей. На месте убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет. Незадолго до этого у селения Ередви грузинскими боевиками были заживо захоронены 12 мирных жителей, следовавших на автобусе в Цхинвал.   

Информация о работе Нагорный Карабах