Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Национальное счетоводство 5
1.1 История возникновения системы национальных счетов (СНС) 5
1.2 Показатели системы национальных счетов 8
Глава 2. Народнохозяйственный кругооборот 14
2.1 Модель кругооборота доходов и расходов 14
2.2 Модели кругооборота 17
Глава 3. Современные проблемы формирования Российской СНС 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Таким образом, совокупные расходы
экономических агентов на товарном
рынке складываются в двухсекторной
модели из потребительских и
Итак, совокупные расходы
частного сектора равны сумме
потребительских и
Полученный доход домашние хозяйства распределяют между потреблением и сбережением: Y = C + S.
Все доходы от производства, которые получает сектор домашних хозяйств, равны совокупным расходам: E = Y, или C + I = C + S.
Вычитая из левой и правой частей тождества потребительские расходы, получим: I = S, или Сумма инъекций в экономику = Сумма изъятий из экономики.
Обязательное равенство осуществленных экономическими агентами совокупных расходов и заработанных ими в производстве благ совокупных доходов называется основным макроэкономическим тождеством.
Анализ кругооборота доходов и расходов в частном секторе позволяет выявить двойственную роль сбережений. С одной стороны, их влияние на текущее производство отрицательно. Все, что домашние хозяйства захотят сберечь, будет недополучено фирмами в виде выручки от реализации произведенного продукта. Изъятия из потока доходов из-за сбережений приведут к незапланированному росту товарных запасов, побуждая фирмы снижать цены в настоящем и сокращать объем производства в будущем. Особенно опасен массовый рост сбережений в периоды кризисов, когда пессимистичные ожидания заставляют людей экономить, отказываться от покупок, которые можно отложить, сокращая таким образом потребительские расходы. Резкое падение спроса на товарном рынке приведет к спаду в производстве и уменьшению спроса фирм на ресурсы: безработица будет расти, а кризис — усиливаться.
С другой стороны, именно сбережения домашних хозяйств являются основным источником инвестиционных средств, поступая в распоряжение фирм косвенно, через финансовых посредников, или непосредственно, через приобретение людьми выпущенных бизнесом ценных бумаг.
Трехсекторная модель кругооборота.
Теперь рассмотрим, какие изменения
происходят в экономической системе
с появлением в ней еще одного
активного участника —
С появлением государства доходы, заработанные владельцами ресурсов в производстве реального продукта, включая прибыль фирм, не являются больше доходами, которыми они могут полностью распоряжаться. Часть заработанных доходов переходит государству в виде налогов, при этом плательщиками могут выступать как непосредственно производители, так и домашние хозяйства. В первом случае объектами налогообложения обычно становятся выручка от реализации, добавленная стоимость (разница между
рыночной стоимостью готового продукта и затратами на товары и услуги, закупленные у других производителей), фонд оплаты труда работников, имущество, прибыль; во втором — доходы и собственность.
Доход, который остается у домашних хозяйств (разница между совокупным доходом и чистыми налогами), называется располагаемым доходом. Именно он и распределяется между оплатой товаров и услуг на реальном рынке и сбережениями домашних хозяйств, направляемыми ими на увеличение денежных запасов и приобретение финансовых активов. Уменьшение располагаемого дохода приведет к сокращению и потребительских расходов, и суммы сбережений. При увеличении дохода они будут расти.
Для реализации своих функций государство закупает в реальном секторе огромное количество товаров и услуг. Для производства общественных благ, строительства, ремонта и оснащения объектов социальной и транспортной инфраструктуры, обеспечения работы медицинских и образовательных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, самого государственного аппарата требуются тысячи видов оборудования, техники, материалов с одной стороны и труд государственных работников с другой. Расходы государства на товары и услуги, включая заработную плату госслужащих, являются «вливаниями», или инъекциями, в экономику, увеличивая поток совокупных расходов и, соответственно, совокупных доходов.
Разница между доходами и расходами государства, или сальдо государственного бюджета, образует государственные сбережения. Если сумма поступлений превышает расходы, появляется излишек бюджетных средств (профицит государственного бюджета), который может быть направлен, например, на погашение существующего государственного долга или кредитование бизнеса. В этом случае государственные сбережения пополняют частные сбережения на финансовом рынке. Когда расходы государства превышают его доходы (дефицит государственного бюджета), государство, как правило, занимает средства на финансовом рынке, выпуская долговые ценные бумаги (облигации).
Как и в двухсекторной модели, расходы частного сектора равны сумме потребительских и инвестиционных расходов, хотя величина их и изменилась с появлением государства: E = C + I + G.
Доходы от производства после уплаты налогов поступают домашним хозяйствам. Вместе с трансфертами, полученными от государства, домашние хозяйства частично тратят их на оплату товаров и услуг, частично сберегают:
Y − Tx + Tr = Yd = C + S, или Y − T = Yd = C + S.
Таким образом, совокупный доход можно определить как Y = T + C + S.
Поскольку все осуществленные экономическими агентами расходы на произведенный продукт не могут не соответствовать доходам от производства этого продукта, можно записать тождество доходов и расходов:
C + I + G = T + C + S.
Подведем некоторые итоги
участия государства в
расходы фирм на товарном рынке, увеличивая выручку фирм от реализации совокупного продукта. Общий эффект от государственного вмешательства зависит от соотношения между этими потоками, т.е. от сальдо государственного бюджета.
Представим тождество доходов и расходов несколько иначе, выразив величину инвестиционных расходов: I = S + (T − G) = Sn.
Получается, что источником
средств для инвестирования в
производство опять же выступают
имеющиеся у экономических
Когда государство тратит меньше, чем получает, государственные сбережения поступают на финансовый рынок. Средств, доступных для инвестирования, становится больше, это способствует снижению ставок процента и делает вложения в реальный сектор привлекательнее. В целом,
при прочих равных условиях, профицит государственного бюджета расширяет инвестиционные возможности фирм. Проблема, однако, заключается в том, что излишек государственных финансов встречается в реальной экономике гораздо реже, чем их недостаток. Обычно расходы
государства превышают его доходы, и государственный бюджет формируется с дефицитом.
Четырехсекторная модель
кругооборота. Четырехсекторная модель
кругооборота доходов и расходов
рассматривает экономические
С открытием экономики для внешнего мира на внутреннем товарном рынке появляются блага иностранного производства, и расходы домашних хозяйств, фирм и государства распределяются между отечественным продуктом и импортом:
C = Cd + Cf,
I = Id + If,
G = Gd + Gf,
где индекс d (domestic) означает расходы на товары и услуги, произведенные на территории страны, индекс f (foreign) — расходы на товары и услуги, произведенные за рубежом.
Это значит, что часть совокупного дохода, израсходованнаяна оплату иностранных благ, изымается из национальной экономики, увеличивая поток «утечек». Если рост расходов на импорт происходит неожиданно, фирмы сталкиваются с падением спроса на товарном рынке и накоплением запа-
сов непроданных продуктов, что может вызвать снижение производства в будущем.С другой стороны, иностранные экономические агенты, получив доступ на внутренний рынок, покупают блага, произведенные на территории страны. Таким образом, объем совокупных расходов на отечественный продукт возрастает на величину стоимости экспорта:
E = Cd + Id + Gd + Ex,
где Ex (export) — расходы внешнего мира на отечественный
продукт.
Поскольку экспорт увеличивает поток осуществленных совокупных расходов, а значит и совокупного дохода, он относится к «вливаниям», или «инъекциям» в экономику. В действительности практически невозможно узнать, сколько денег домашние хозяйства, фирмы и государственный сектор тратят на собственный продукт, сколько на продукт иностранного производства.
Совокупные расходы на отечественный продукт:
E = C + I + G + Ex − Im = C + I + G + Xn ,
где Xn — это разница между экспортом и импортом, которая называется «чистым экспортом» (net export). Положительная величина чистого экспорта говорит о том, что доходы от продажи благ иностранцам превышают расходы национальной экономики на импорт — это сопровождается притоком иностранной валюты в страну. Поскольку экспортеры, получая валютную выручку, хотят ее обменять на национальную валюту, это приводит к росту спроса на нее. Если центральный банк не препятствует свободному колебанию курса, то при прочих равных условиях национальная валюта дорожает. При отрицательном чистом экспорте происходит отток иностранной валюты за рубеж, национальная валюта дешевеет.
Совокупный доход, как и в предыдущей модели, определяется как сумма чистых налогов и располагаемого дохода, который распределяется между потребительскими расходами и сбережениями частного сектора:
Y = T + C + S.
Тождество доходов и расходов в четырехсекторной модели имеет следующий вид:
C + I + G + Xn = T + C + S
Недостаток средств для
оплаты импорта может быть профинансирован
займами, предоставленными иностранным
сектором, или продажей активов (ценных
бумаг, недвижимости и т.д.). Поскольку
экономика нуждается в
При отрицательном чистом экспорте, как уже было показано, происходит снижение курса национальной валюты по отношению к валютам торговых партнеров или «мировой» валюте, в которой осуществляются международные расчеты. Внутреннее производство становится сравнительно дешевле, и конкурентоспособность страны несколько повышается. Однако в реальной экономике такая ситуация не может продолжаться бесконечно долго (если только страна не является эмитентом той самой «мировой» валюты). Когда запасы иностранной валюты у экономических агентов
истощатся, а притока капитала из-за границы будет недостаточно (очевидно, что рано или поздно это произойдет), платежеспособность страны на мировых рынках может оказаться под угрозой, вынуждая государство вносить жесткие коррективы в экономическую политику. Такая ситуация называется кризисом платежного баланса.
Глава 3. Современные проблемы формирования Российской СНС
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
Информация о работе Народнохозяйственный кругооборот и национальное счетоводство