Народнохозяйственный кругооборот и национальное счетоводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Национальное счетоводство 5
1.1 История возникновения системы национальных счетов (СНС) 5
1.2 Показатели системы национальных счетов 8
Глава 2. Народнохозяйственный кругооборот 14
2.1 Модель кругооборота доходов и расходов 14
2.2 Модели кругооборота 17
Глава 3. Современные проблемы формирования Российской СНС 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ - 1 - копия (2).docx

— 192.74 Кб (Скачать файл)
  1. Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.; 
    трактовка производственной деятельности и определение ее границ; 
    определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
  2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
  3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
  4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления  (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
  5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
  6. Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых   методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

Все эти  проблемы  взаимосвязаны между собой,  так как, например,

изменение концепции развития национальной экономики  предполагает  изменение социально-экономической организации   общества,  механизма  функционирования самой хозяйственной системы и так далее. А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.

Концептуальные проблемы формирования  СНС в  условиях рыночной экономики сводятся к:

1. Определению границ производственной  деятельности  в условиях рыночной модели хозяйствования;

2. Разработке основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;

3. Разработке основных принципов  формирования российской системы  национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институциональных секторов экономики  в целом по экономики в  целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

4. Разработке основных принципов  функционирования российской  системы национальных балансов;

5. Определению основных направлений  развития  СНС в соответствии  с учрежденным вариантом развития национальной экономики в  перспективе;

6. Разработке основных принципов формирования сценарных условий прогноза;

7.Разработке основных принципов  формирования системы макроэкономических  показателей в отчетном и прогнозном  периодах, действующих на основе  инструментов и параметров различных  направлений государственной социально-экономической  политики;

8. Разработке основных принципов  формирования краткосрочного, среднесрочного  и долгосрочного прогнозов с  использованием различных направлений  государственной социально-экономической  политики, их инструментов и параметров;

9. Соответствию концептуальных положений форсирования  российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.

Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом  виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики,  в  которой государственные органы не имеют полного доступа к  экономической  информации частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран ограничивается  исследованием  экономического  равновесия, процесса формирования доходов и условий  реализации продукта.  В связи с этим в настоящее  время  главным содержанием  национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат  потоки доходов. Другие  аспекты  экономического  анализа, например, рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового оборота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер. Однако, несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты  анализа и  прогноза. Национальное счетоводство России развивается  примерно  в  этом направлении в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на  концепции К.Маркса о производительном и непроизводительном труде. Главное внимание всегда уделялось производству, движению материального продукта, показателям межотраслевого баланса, а также показателям баланса  воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства. И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке  целостной и взаимоувязанной  системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений  государственной  социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и  в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов. Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах  методологических  подходов,  позволяющих связать экономику  и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь и взаимовлияние показателей целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета показателей, опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования  инструментов и параметров различных направлений осуществляемой посредством государственной политики. Отсюда следует, что теоретические проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми проблемами, методологическими и другими.

Статистические проблемы. Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам  госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для  построения  СНС  по  полной схеме и органам  прогнозирования для разработки  всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития России на перспективу. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в  статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным  концепциям  общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики  является  разработка и внедрение  ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и  видов деятельности. Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует  пересмотра прежних форм  отчетности,  внесения изменений  в них, разработки и введения новых, а также  проведение обследований. Однако несовершенство новых норм  отчетности  в первичном учете некоторых  показателей, а также различна  интерпретация понятий, их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС.

Анализ – заключительный этап всякого  статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и  направлений дальнейшего совершенствования  используемой статистической методологии; формулировки практических выводах  об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система  учета и статистики формировалась  в условиях действия административно-командных  методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы  показателей сложился с учетом необходимости  обеспечения управленческих функций  министерств и ведомств.

Изменения в системе экономических  отношений в стране, связанные, в  первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием  негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических показателей, разрабатываемых государственной статистикой, имеется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических организаций.

Анализ обобщающих экономических  показателей и их взаимосвязи  в динамике позволяет оценить  правильность проводимой экономической  политики России и принять своевременные  меры для корректировки экономической  деятельности и внешнеэкономических  связей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальный продукт является результатом функционирования экономики страны, деятельности ее хозяйствующих субъектов. Процесс создания и движения национального продукта можно представить в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между хозяйствующими субъектами, внутри единого народнохозяйственного кругооборота. Национальный продукт в натурально-вещественной форме представляет собой совокупность всех товаров и услуг, созданных в данной стране за определенный период времени (обычно за год), а в денежной форме - общую стоимость этих товаров и услуг.

В большинстве развитых и развивающихся  стран национальный продукт представляет собой сумму товаров и услуг, производимых во всех отраслях экономики. Он рассчитывается по системе национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов - это статистическая модель рыночной экономики, отражающая функционирование национального хозяйства в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.

Система национальных счетов изучает  и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения  национального продукта и национального  дохода в стране. С ее помощью  можно определить макроэкономические показатели состояния экономики  за разные промежутки времени, чтобы  на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую  политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

В СНС изучаются операции между  субъектами национальной экономики. К  экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами : нефинансовые предприятия; финансовые учреждения и организации; государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи; частные некоммерческие организации; домашние хозяйства; заграница (остальной мир).

В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов.   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Агапова Т. А., Серегина С.Ф. Макроэкономика : учебник / под общей ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова . — 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. 464 с.

2 Аносова А. В., Ким И.  А. Макроэкономика : учебник / под ред. С. Ф. Серёгиной. — М.: Юрайт, 2011. 526 с.

3 Вечканов Г. С., Вечканова  Г. Р. Макроэкономика : учебник  для вузов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. 320 с.

4 Вечканов Г. С., Вечканова  Г. Р. Макроэкономика : учебник. — СПб.: Питер, 2008. 240 с.

5 Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. —  М.: КНОРУС, 2004. 608 с

6 Добрынин А. И., Тарасевич  Л. С. Экономическая теория : учебник  для вузов. — СПб.: Питер, 2004. 544 с.

7 Журавлева Г. П., Александров  Д. Г. Экономическая теория. Макроэкономика. Метаэкономика. Экономика трансформаций  : учебник / под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д.э.н. Г. П. Журавлевой — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. 920 с.

8 Ивашковский С. Н. Макроэкономика : учебник. — 2-е изд., испр. и доп. —М.: Дело, 2002. 472 с.

9 Киселева Е. А. Макроэкономика : учебное пособие для вузов.  — 2-е изд. — М.: КРОНУС, 2009. 379 с.

10 Климов С.М., Селин А.П., Федорова Т.А. Макроэкономика : учебное пособие. — ИВЭСЭП Знание, 2008. 355 с.

11 Сажина М. А., Чибриков  Г. Г. Экономическая теория : учебник для вузов. — М.: Норма, 2001. 456 с.

12 Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика : учебник . — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2006. 654 с. 

13 Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Макроэкономика. Конспект лекций. —ЭКСМО, 2009. 145 с.

14URL: http://konspekts.ru/ekonomika-2/makroekonomika/sistema-nacionalnyx-schetov-ponyatie-osnovnye-teoreticheskie-principy-i-metodologiya/html/ (дата обращения : 14. 10. 2012).

15 URL: http://stud24.ru/economics/narodnohozyajstvennyj-krugooborot/27271-82476-page1/html/ (дата обращения : 14. 10. 2012).

16 URL: http://stud24.ru/economics/nacionalnoe-schetovodstvo/183843-536637-page1/html/ (дата обращения : 14. 10. 2012).

17 URL: http://www.fooder.ru/page2/avpnhoz_1/html/ (дата обращения : 14. 10. 2012).

18 URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/makroekonomicheskiy-krugooborot/html/ (дата обращения : 14. 10. 2012). 

 

 


Информация о работе Народнохозяйственный кругооборот и национальное счетоводство