Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:16, доклад
Ситуация в Судане уже не первый год вызывает большие опасения мирового сообщества. Это самый длительный конфликт в Африке, в ходе которого совершались серьезные нарушения прав человека и происходили гуманитарные катастрофы. Несмотря на прогресс, достигнутый в ходе процесса урегулирования, в стране еще сохранились очаги напряженности и имеют место акты открытой агрессии.
Организация Объединенных Наций всегда выступала в качестве третьего партнера в решении конфликтов в Африке, дополняя усилия затронутых конфликтами государств и усилия Африканского союза.
Введение. 2
I. История конфликта. 3
II. Кризис в Дарфуре. 4
III. Осуществление мандата Миссии ООН в Судане. 6
- Политическая поддержка и примирение. 7
- Взаимодействие с Африканским Союзом. 9
- Гуманитарная ситуация. 9
- Права человека. 10
III. Заключение. 11
Рекомендации. 12
Список литературы. 14
Модель ООН КазНУ им. аль-Фараби 2012
Совет по правам человека
доклад эксперта
Нарушение прав человека: Судан
Алматы - 2012
Оглавление.
Введение. 2
I. История конфликта. 3
II. Кризис в Дарфуре. 4
III. Осуществление мандата Миссии ООН в Судане. 6
- Политическая поддержка и примирение. 7
- Взаимодействие с Африканским Союзом. 9
- Гуманитарная ситуация. 9
- Права человека. 10
III. Заключение. 11
Рекомендации. 12
Список литературы. 14
Приложение. 15
Ситуация в Судане уже не первый год вызывает большие опасения мирового сообщества. Это самый длительный конфликт в Африке, в ходе которого совершались серьезные нарушения прав человека и происходили гуманитарные катастрофы. Несмотря на прогресс, достигнутый в ходе процесса урегулирования, в стране еще сохранились очаги напряженности и имеют место акты открытой агрессии.
Организация Объединенных Наций всегда выступала в качестве третьего партнера в решении конфликтов в Африке, дополняя усилия затронутых конфликтами государств и усилия Африканского союза.
За год
до обретения Суданом
Север Судана
исторически всегда имел тесные связи
с Египтом и характеризовался
как арабский и мусульманский. Юг
Судана был по преимуществу черным,
религиозные практики представляли
собой смесь христианства и анимизма.
Это деление подчеркивалось британской
политикой раздельного
Гражданская война длилась с 1955 по 1972. Подписание в 1972 Аддис-Абебского соглашения привело к прекращению гражданской войны и предоставлению Югу определённой автономии в вопросах внутреннего управления. Затишье продолжалось примерно десять лет, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана (сформирована в мае 1983). Поводом для этого послужила политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 президент Судана Джафар Нимейри выступил за создание федерации на территории страны, в которую включались южные штаты1, что напрямую нарушало соглашение 1972. Также был введен в действие шариат.
Гражданская война продолжалась более 20 лет, в течение которых погибло 2,2 миллиона людей, около 4,5 миллионов стали внутренне перемещенными лицами или беженцами в соседние государства. Это напрямую сказалось на экономике Судана, что привело к дефициту продовольствия, а затем и к голоду. Недостаток инвестиции в это время, особенно на юге, означал, что целое поколение потеряло доступ к здравоохранению, образованию и работе.
20 июля 2002
года стороны в конфликте
Мирные переговоры между повстанческой армией Юга и правительством ознаменовались значительным прогрессом в 2003 и 2004 годах. Всеобъемлющее мирное соглашение было подписано 9 января 2005 года. Соглашение включает в себя договоренности по остававшимся нерешенными после подписания Мачакосского протокола вопросам и содержит положения о механизмах обеспечения безопасности, более справедливом распределении экономических ресурсов, включая нефть, разделении властных полномочий в столице страны Хартуме, предоставляет Южному Судану автономию на шесть лет, по истечении которых последует референдум о независимости.
В первой половине 2003 года на западе Судана, в регионе Дарфур, повстанческие группировки повели вооруженную борьбу против правительства. Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти, что зафиксировало ситуацию социально-экономического и политического отчуждения Дарфура и его народа. Интересы региона площадью примерно 250 000 кв. километров и численностью населения в 6 миллионов человек не были учтены. Помимо межплеменной розни, являющейся результатом опустынивания, доступа к современному оружию и действия других вышеупомянутых факторов, видную роль в эскалации нынешнего кризиса играют другие глубокие причины, связанные с местными особенностями жизненного уклада, формами управления и появлением вооруженных повстанческих движений, которые пользуются поддержкой некоторых племен.
На фоне нынешнего конфликта в Дарфуре, так же, как и в годы, которые предшествовали ему, различие между так называемыми «африканскими племенами» и «арабскими племенами» вышло на передний план, и племенная принадлежность того или иного человека стала играть более значительную роль.
Имеющиеся материалы и самые различные источники2, включая заявления правительства, показывают, что, столкнувшись с военной угрозой со стороны двух повстанческих движений - Освободительного движения Судана/Армия и Движения за справедливость и равенство, а также с серьезной нехваткой вооруженных сил в Дарфуре, правительство обратилось к местным племенам за помощью в борьбе с повстанцами. Тем самым оно стало эксплуатировать в своих интересах напряженность, которая существовала между различными племенами. Большинство арабских кочевых племен, у которых не было традиционных общинных земель и которые хотели стать оседлыми племенами, особенно в условиях надвигающегося опустынивания, откликнулось на этот призыв. Возможно, они увидели в этом свой шанс получить землю. Эти новые «рекруты» и стали формированием, которое впоследствии мирные жители и другие люди стали называть «Джанджавид»3.
Хотя столкновения между повстанцами с одной стороны, и правительством и «Джанджавид» с другой, и вовлечение новых субъектов вызывают крайнюю озабоченность, все же самым важным аспектом этого конфликта является совершение нападений на мирное население, которые привели к тому, что целые деревни были разрушены и сожжены, а многие мирные жители были вынуждены покинуть свои дома. Появились новые потоки беженцев, свидетельства о преступлениях против человечности, встал вопрос о факте геноцида, были озвучены призывы к гуманитарной интервенции. Именно это выделило регион Дарфура в отдельный очаг напряженности. Подписание мирного соглашения по Дарфуру не привело к отказу от насилия и прекращению столкновений.
Определив, что положение в Судане продолжает создавать угрозу международному миру и безопасности в регионе, и действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности в своей резолюции 1590 от 24 марта 2005 года постановил учредить Миссию ООН в Судане (МООНВС) в целях поддержки Всеобъемлющего мирного соглашения между правительством Судана и Народно-освободительным движением/армией Судана (НОСД/А) от 9 января 2005 года.
Задачами МООНВС были определены4:
a) содействие осуществлению подписанного сторонами Всеобъемлющего мирного соглашения;
b) содействие — в рамках имеющихся возможностей и в своих районах развертывания — добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц и оказанию гуманитарной помощи, в частности путем создания необходимых условий безопасности, и координация этой деятельности;
c) оказание сторонам содействия в деятельности, связанной с разминированием;
d) содействие международным усилиям по защите и поощрению прав человека в Судане, а также координация международных усилий по защите гражданских лиц, с уделением особого внимания уязвимым группам, включая внутренне перемещенных лиц, возвращающихся беженцев и женщин и детей, в рамках имеющихся у МООНВС возможностей и в тесном сотрудничестве с другими учреждениями Организации Объединенных Наций, связанными с ней организациями и неправительственными организациями.
Миссия заверила правительство в том, что Совет Безопасности хочет осуществлять сотрудничество со всеми сторонами, стремящимися к установлению мира в Судане, и стремится через посредство консультаций и диалога открыть новый этап своих отношений с Хартумом, который будет характеризоваться надежными и конструктивными партнерскими связями.
Подход Совета Безопасности к Судану является таким же, как и подход к любому суверенному государству, которое преодолевает конфликт, а именно к установлению партнерских связей. Совет хотел бы видеть в Судане стабильное и процветающее государство. Ниже приведены ключевые мирные соглашения, в рамках которых ведется мирное урегулирование конфликта:
Всеобъемлющее мирное соглашение от 9 января 2005 года, охватывающее южные, восточные и переходные районы Судана, осуществляется при поддержке Миссии Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС).
«При условии успешного осуществления соглашения оно станет образцом благого управления в Судане, который поможет создать надежную основу для поддержания мира и сделает единство привлекательным для всех»5.
5 мая 2006 года в Абудже состоялось подписание Дарфурского мирного соглашения между правительством национального единства Судана и фракцией Минни Минави Освободительного движения Судана/Армии (ОДС/А).
В восточном Судане правительство и Восточный фронт, коалиция местных повстанческих групп, подписали 19 июня 2006 года в Асмэре Декларацию принципов урегулирования конфликта в восточных районах.
На недавно
прошедшей в Аддис-Абебе
В итоговом
документе встречи
Мирное соглашение по Дарфуру от 5 мая 2006 года, заключенное для урегулирования конфликта в Дарфуре, осуществляется при поддержке Миссии Африканского союза в Судане (МАСС).
В связи с тем, что Африканский союз не имеет ни ресурсов, ни возможностей для осуществления полномасштабной миротворческой операции, 31 августа 2006 года Совет Безопасности одобрил резолюцию 1706(2006) о трансформации миссии Африканского союза в Дарфуре в операцию ООН. Совет поставил расширить мандат и состав миротворческих сил ООН, действующих на юге Судана, и не позднее 1 октября приступить к их поэтапному развертыванию на западе — в Дарфуре.
Правительство Судана возразило против трансформации действующей там Миссии Африканского союза в операцию ООН. Президент Башир четко разъяснил свою точку зрения о том, что долговременное решение для проблемы в Дарфуре может быть найдено только на основе соблюдения традиций и обычаев народов региона. В этой связи он подчеркнул, что его правительство первоначально согласилось на присутствие миротворческих сил Африканского союза, поскольку африканские государства имеют такие же традиции, что и народы, проживающие в Дарфуре. Вместе с тем, Хартум все же дал согласие на то, чтобы ООН предоставила техническую помощь африканским миротворцам.
Озабоченность вызывает ухудшение гуманитарной ситуации и положения в области безопасности в лагерях в Чаде. Не исключается также возникновение ухудшений экологического характера в связи с присутствием большого числа людей на территории со скудными ресурсами. Велик риск продовольственных и санитарных кризисов в лагерях беженцев и внутренне перемещенных лиц (регион Дарфура).
Неправительственные организации информируют об имеющем ограничительный характер законодательстве и процедурах, которые установили суданские власти, включая новый закон о неправительственных организациях, которые негативно сказываются на гуманитарной деятельности.
На основании резолюции 1564 (2004) Совета Безопасности от 18 сентября 2004 года была назначена следственная комиссия7 для расследования сообщений о нарушениях норм международного гуманитарного права и стандартов в области прав человека в Дарфуре, а также установления того, имели ли место акты геноцида, и выявления лиц, совершавших такие нарушения, с целью обеспечить привлечение виновных к ответственности.