Недостатки функционирования рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время основной тенденцией развития мировой экономики стала глобализация - рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающихся усилением экономической зависимости стран мира. Она проявляется прежде всего в опережающем по отношению к материальному производству росту объемов международной торговли, финансовых и инвестиционных потоков.
Самой главной целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т.е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие государственного регулирования рыночной экономики………….5
1.1.Сущность государственного регулирования экономики……………...5
1.2.Цели и задачи государственного регулирования экономики…………8
1.3.Функции государственного регулирования экономики………………12
2.Недостатки функционирования рыночного механизма…………………….16
2.1.Преимущества и недостатки рыночного механизма………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемых источников и литературы……………………………..22

Файлы: 1 файл

ГРЭП контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие государственного регулирования рыночной экономики………….5

      1.1.Сущность государственного регулирования экономики……………...5

      1.2.Цели  и задачи государственного регулирования  экономики…………8

      1.3.Функции  государственного регулирования  экономики………………12

2.Недостатки функционирования рыночного механизма…………………….16

       2.1.Преимущества и недостатки  рыночного механизма………………….16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемых источников и литературы……………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В настоящее время  основной тенденцией развития  мировой экономики стала глобализация - рост объемов и разнообразия  мирохозяйственных связей, сопровождающихся усилением экономической зависимости стран мира. Она проявляется прежде всего в опережающем по отношению к материальному производству росту объемов международной торговли, финансовых и инвестиционных потоков.

      Самой главной  целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т.е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

      Без государственного  регулирования экономики переход  к рыночным отношениям практически  невозможен. При переходе от планового  хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формировании рыночных отношений.

      В условиях рыночной  экономики очень многие практически  не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится  довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает.

      Цель работы является  рассмотреть задачи и принципы  государственного регулирования  рыночной экономики. Задачами работы  является рассмотрение:

1. Понятие государственного регулирования  рыночной экономики;

2. Задачи государственного регулирования рыночной экономики;

3. Цели государственного регулирования  экономики;

4. Функции государственного регулирования  экономики;

5.  Недостатки функционирования  рыночного механизма.

 

 

  1. Понятие государственного регулирования рыночной экономики
    1. Сущность государственного регулирования экономики

      Государственное  регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.1

      Косвенно  участвовать в государственном  регулировании могут и общественные  организации: общества защиты прав  потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

      Наиболее  яркие изменения в современной  экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено  между различными отраслями народного  хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.

      Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.   Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.2

      Поскольку  в механизме государственного  регулирования торговли присутствует  обратная связь, его можно рассматривать  как закрытую систему взаимоотношений  экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов  и связей между ними.

      Кроме того, при рассмотрении реализации  функций регулирования считаем  необходимым использование процессного  подхода, потому, что работа по  достижению целей является не  каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

      Системность  проявляется и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой  системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

      Региональная  система государственного регулирования торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, также опирается на горизонтальные межведомственные согласования. Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом- экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь реструктуризация, реинжиниринг предприятий (обратная связь) оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

       Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цели и задачи государственного регулирования экономики

      Цели государственного  регулирования, находясь в тесной  взаимосвязи, неравнозначны по масштабам  воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

      Конкретными целями  регулирования являются: становление  рыночных отношений в сфере  торговли; формирование целостной  системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

      В целом основная  задача государственного регулирования  заключается в поддержании стабильности  потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.4

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

      Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.5

      Принципы  механизма регулирования торговли  необходимо соотносить с теми  приоритетами, на которые необходимо  обратить внимание в первую  очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования можно считать:

  • формирование потребительского рынка;
  • обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998--2005 годы;
  • изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
  • осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.

      Непосредственно  с целями и приоритетами государственного  регулирования торговли связаны  общие и частные функции регулирования, но они могут быть сформулированы  и самостоятельно в силу их многоаспектности. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

      Основной  задачей государственного регулирования  рыночной экономики становится  использование рестриктивных мер  при перегреве экономической  конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада.

      С наступлением  неоконсерватизма акцент был  перенесен с управления эффективным  спросом на стимулирование факторов  производства. Для этого экономисты  использовали такие инструменты как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения. Следствием такого стимулирования экономики было увеличение дефицита государственного бюджета и роста внешнего долга в экономике США, что неожиданным образом привело к экономическому росту в середине 80-х годов. В 90-х г.г. дефицитное финансирование было прекращено, за чем последовал экономический спад, который был вскоре преодолен, поскольку рыночная система приспособилась к новым условиям функционирования. Вследствие изменения технологических производственных возможностей, отмены ряда государственных ограничений рыночного функционирования, возникла тенденция дерегулирования и либерализации экономических рыночных структур на западе.

Информация о работе Недостатки функционирования рыночного механизма