Недостатки функционирования рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время основной тенденцией развития мировой экономики стала глобализация - рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающихся усилением экономической зависимости стран мира. Она проявляется прежде всего в опережающем по отношению к материальному производству росту объемов международной торговли, финансовых и инвестиционных потоков.
Самой главной целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т.е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие государственного регулирования рыночной экономики………….5
1.1.Сущность государственного регулирования экономики……………...5
1.2.Цели и задачи государственного регулирования экономики…………8
1.3.Функции государственного регулирования экономики………………12
2.Недостатки функционирования рыночного механизма…………………….16
2.1.Преимущества и недостатки рыночного механизма………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемых источников и литературы……………………………..22

Файлы: 1 файл

ГРЭП контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

      По мере  развития рыночной конкуренции  менялись задачи государственной  политики от непосредственного  восполнения “провалов рынка”  до настоящего понимания формирования  конкурентной среды и оформления  институциональной базы современного  предпринимательства. Кроме того, немалое значение имеет выбор направления государственной политики во внешнеэкономической деятельности. Поскольку мерилом развития национальной экономики является конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и участие в международном разделении труда, то проблема создания национальных конкурентных преимуществ неразрывно связана с выбором между протекционистской защитой внутреннего рынка от возрастающей международной конкуренции либо либерализацией внешней торговли.6

 

 

 

 

 

    1. Функции государственного регулирования экономики

      В системе государственного  регулирования торговли среди  общих функций важнейшей следует  считать, по нашему мнению, создание  экономико-правовых условий функционирования  механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

      Осуществляемый в  современных условиях страны  переход от административно-плановых  методов торговой деятельности к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота.

       Предметом регулирования  торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей. Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Ниже представлены основные функции государственного регулирования экономики.7

      Частными функциями  регулирования следует считать:

  • принятие решений;
  • коммерческий и внутрифирменный расчет;
  • управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;
  • управление товарными ресурсами;
  • заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;
  • организацию приемки товаров по количеству и качеству;
  • регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;
  • кадровое обеспечение;
  • контроль и учет за ходом развития процесса;
  • координирование и регулирование деятельности системы;
  • организацию обслуживания потребителей.

      Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.

      Выполнение общих  и частных функций управления  связано с решением конкретных  задач с помощью определенных  методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования -- выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д. Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации. Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой деятельности предприятия.

      При переходе от  распределительного и директивного  управления к регулирующему воздействию  система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.8

      Совершенствование  механизма регулирования на уровне  субъектов РФ и предприятий  предусматривает преобразование  управленческих структур торговли  на основе четкого разграничения  функций государственного регулирования  и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

      Следующей общей  функцией является децентрализованное  управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

      Апробация функции  управления на уровне субъектов  хозяйствования (Новосибирской области) выявила чрезмерно частую сменяемость органов управления торговлей, недостаточную координацию этих органов и другие негативные явления.

      Важное значение  в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной  экономики имеет социальная функция  государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

      Для развивающегося  общества со смешанной экономикой  характерны: социальная ориентированность  экономики; рост уровня жизни  различных социальных слоев и  групп; выполнение государством  функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

      Немаловажной общей  функцией является функция стратегического  планирования. Иногда экономисты  называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Недостатки функционирования рыночного механизма
    1. Преимущества и недостатки рыночного механизма

      В условиях развитых  рыночных отношений существует  приоритет потребителя. Ориентация  на прибыль и боязнь убытков  заставляет хозяйствующих субъектов  и поставщиков ресурсов ориентироваться  в своей деятельности на требования  потребителей.9

      Рыночная система  хозяйствования через свой механизм  обеспечивает:

1. Применение наиболее производительной  технологии, которая позволяет добиваться  наименьших издержек.

2. Информирование поставщиков ресурсов  и предпринимателей об изменениях  в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

3. Сочетание личных и общественных  интересов. Через конкуренцию оказывается  воздействие «невидимой рукой»  на корыстные мотивы предприятий  и поставщиков ресурсов так, чтобы  стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

      Основное достоинство  конкурентной рыночной системы  – это ее постоянное стимулирование  эффективности производства.

      Приведенные выше  положения позволяют сделать  следующие выводы:

1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.

2. Отличительной особенностью рыночной  системы является ее способность  перестраиваться и приспосабливаться  к изменениям внутренних и  внешних условий.

3. Рыночная система лучше других  приспособлена для использования  достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

      Основой этой системы  является рынок, который за длительный  период убедительно доказал свои  преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

      Позитивные функции  рынка делают его в принципе  достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные  отношения являются абсолютно  совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).10

      Во-первых, функционирование  рыночной системы основано на  стихийном действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость  экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

      Во-вторых, при бесконтрольности  рыночной среды неизбежно возникают  монополизированные структуры, ограничивающие  свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

      В-третьих, стихийно  действующий механизм рынка не  настраивает экономику на удовлетворение  многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

      Все эти негативные  свойства рынка проявляются и  в переходной экономике, что подтверждает  опыт России.

      Вместе с тем  эти черты рыночного несовершенства  могут быть смягчены осуществлением  разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

      В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.

      Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

      Государственное  регулирование экономики – это  система мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  стабилизации и приспособления  экономики к изменяющимся условиям.

      Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Информация о работе Недостатки функционирования рыночного механизма