Нетарифные ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Экономические связи между государствами уходят в глубь веков. Преимущественно они существовали как внешнеторговые и решали проблемы обеспечения людей товарами. Однако со временем эти связи переросли только торговлю и стали представлять собой сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство; в нем происходят процессы, которые затрагивают интересы всех государств мира. Важнейшими формами мировых экономических отношений являются международная торговля товарами и услугами; движение капиталов и зарубежных инвестиций; миграция рабочей силы; межстрановая кооперация производства; обмен в области науки и техники; валютно-кредитные отношения.

Файлы: 1 файл

Методы регулирования внешнеэкономической деятельности..docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

     Наличие эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в общее мировое хозяйство, - одно из непременных условий успешного развития любого государства. Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время - это важнейшая составляющая, которая формирует структуру, динамику и устойчивость национальной экономики.

     Экономические связи между государствами уходят в глубь веков. Преимущественно они существовали как внешнеторговые и решали проблемы обеспечения людей товарами. Однако со временем эти связи переросли только торговлю и стали представлять собой сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство; в нем происходят процессы, которые затрагивают интересы всех государств мира. Важнейшими формами мировых экономических отношений являются международная торговля товарами и услугами; движение капиталов и зарубежных инвестиций; миграция рабочей силы; межстрановая кооперация производства; обмен в области науки и техники; валютно-кредитные отношения.

     В разные эпохи было создано множество теорий, которые, так или иначе затрагивали различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. Если говорить о России, то ее внешняя торговля начиналась еще с торгового пути "из варяг в греки", и дальнейшем она оставалась под пристальным вниманием государственной власти. В период становления Российского государства каждое княжество занималось сбором пошлин, а в дальнейшем вопросами внешней политики и торговли ведала Боярская Дума Московской Руси. В середине XVI в. Посольский Приказ, наряду с другими, ведал и делами заморских торговых гостей, а в середине XVII в. эти вопросы было решено рассматривать в отдельном Приказе. При Петре I началась качественно новая эпоха в развитии внешнеторговой службы в России. В 1720 г. действовала Коммерц-коллегия, в дальнейшем (в XIX в.) преобразованная в Министерство коммерции; в свою очередь оно было в начале ХХ в. преобразовано в Министерство торговли и промышленности,… Таким образом, на всех этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на уровнях народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

     Цель контрольной  работы: рассмотреть все методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

 Задача контрольной  работы: рассмотреть нетарифные ограничения,  таможенно-тарифное регулирование, валютно-кредитные инструменты и стимулирование национальных экспортеров.

1.Механизм государственного  регулирования.

     Механизм государственного регулирования классически включает две группы методов:

1) Экономические методы - предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредованное актом купли-продажи) на внутрихоз. экономические процессы. Прежде всего эти методы применяются в сфере производства, где формируется товарное предложение. К экон. методам относят инструменты финансово-кредитной системы (изменение ставки процента, скидки, субсидии), налоговой системы, ценового механизма, таможенной системы, системы страхования и системы стимулирования экспортного производства.

2) Прямое административное  вмешательство в экономику - в  рыночной экономике исп. для краткосрочного  регулирования, основано на нормативных  актах правительства или управленческих  решениях.

      Помимо этих двух групп в мировой практике существуют организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они построены на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства. Антимонопольное регулирование позволяет влиять на экономические процессы в других странах. Антимонопольные законы ряда стран содержат критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии ее запрещения. Пример критерия: чрезмерный объем реализации товаров и услуг конкретным объединением, установление прямо или косвенно покупных или продажных цен и других условий сделки, распределение рынков или источников снабжения, неравный подход к партнерам и др. Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и злоупотреблений на рынках других стран. Если зарубежные предприниматели усугубляют ситуацию на внутреннем рынке, их стараются ограничить или убрать с помощью в том числе антимонопольного законодательства.

     В зарубежной практике регламентирования ВЭД к настоящему времени сформировался набор средств и инструментов регулирования (регламентирования), осуществлена унификация и гармонизация систем международной торговли, законодательное обеспечение проработано на достаточно высоком уровне, ускорению движения потоков информации способствует высокая степень оснащенности информационно-технической базы. И еще одна характерная черта ВЭД: комплексный подход к использованию разнообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю.

     Комплексный подход к регламентированию ВТД включает:

I. Межгосударственное регулирование  включают методы: двухсторонние и многосторонние соглашения и договора (Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ, межправительственные торгово-экономические и платежные соглашения, кодексы и конвенции), инструменты регулирования валютных рынков, системы кредитования экспортно-импортных операций и страхования валютных рисков.

II. Национальные системы  регламентирования - включает набор допустимых методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов или тарифных предпочтений, валютно-кредитных средств, способов стимулирования экспортного производства, технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.

Рассмотрим II национальные системы регламентирования. Внутринациональные методы можно объединить в 4 группы: 1. Нетарифные ограничения, 2. таможенно-тарифное регулирование, 3. валютно-кредитные инструменты, 4. стимулирование национальных экспортеров.

2. Нетарифные ограничения.

     Нетарифные ограничения внешнеторговых операций - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

     Меры нетарифного ограничения включают: меры финансового воздействия и методы административного регламентирования.

     Финансовое воздействие обеспечивается системой таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, помимо таможенных, которые взимаются при ввозе товара. Их также называют паратарифными. В качестве инструментов этих методов используются фиксированные и скользящие ставки. Скользящие ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы на сельхозтовары) изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Т.к. скользящие ставки трудно прогнозировать, то положение импортеров ухудшается. Фиксированные сборы в основном повышают внутреннюю цену импортного товара, к ним относят внутренние спец. налоги, переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза.

     Методы административного регламентирования импорта разнообразны, это различного рода количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов и уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Методы админ. регулирования включают след.:

- Запрещения (эмбарго) - вынужденные меры, принимают открытую и завуалированную форму. Открытые запреты - это полное запрещение торговли, основанное на решениях ООН, и некоторые частичные запреты безусловного характера , а импорт товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизнедеятельности государства, или на экспорт, например, драгоценных металлов и ценных бумаг. Запреты бывают полные и частичные. Частичные в свою очередь бывают условными (для тех поставщиков, кто не соблюдает национальные правила) и безусловными. Также к частичным запретам относят сезонные и временные запрещения на ввоз. Завуалированные запреты - ограничения по проходу иностранных судов во внутренние воды, ограничения по продаже отдельных товаров в розничное сети. Запрещения по ввозу и вывозу товаров устанавливают при наличии дефицита или, наоборот, необходимости его предотвращения.

-   Квотирование - это лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период, величина по странам-импортерам не разбивается. Индивидуальная квота - размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара. Индивидуальная квота обычно закрепляется торговым соглашением и носит характер двусторонней квоты (ограничены встречные обязательства государств). Сезонные квоты ограничивают размеры импорта сельхозтоваров на определенное время года. Квотирование направлено на сбалансированное развитие внешней торговли и платежных балансов, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

-  Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных гос. органов на ввоз / вывоз определенного объема товаров. Лицензирование является временной мерой, используемой в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта, или с целью рационального использования иностранной валюты, или в качестве дискриминационных действий, или для получения встречных уступок. Если таможенные пошлины неэффективны, то вводят лицензирование. В каждом государстве есть список товаров, ввоз которых лицензируется. Виды лицензий - генеральная и индивидуальная. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. Лицензии являются именными без права передачи, срок действия обычно 1 год.

-  Контингентирование - составной элемент лицензирования. Это установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Наблюдение за выдачей квот ведется посредством предоставления лицензий. Контингентирование разрешено в случаях преодоления тяжелого внешнего финансового положения или устранения дефицита платежного баланса. Всегда находилось под запретом ГАТТ, но применяется часто странами, ссылающимися на исключительные обстоятельства. Контингентирование товаров в развитых странах (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья) приносит крупные прибыли компаниям, которые работают с контингентом. Тарифные контингенты (относят к тарифным методам) разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно.

-  «Добровольное» самоограничение поставок - неофициальная договоренность между странами экспортером и импортером об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде либо сокращения объемов, либо прироста или снижения цен путем навязывания партнеру своих коммерческих условий с целью получения прибыли за счет нанесения ущерба интересам контрагента. К ограничительной деловой практикой относят: сговор между поставщиком и покупателями о распределении рынков и об установлении уровня цен; использование экспортером дискриминационных цен и коммерческих условий; поставка «с нагрузкой» - с условиями в отношении конкурентов. Добровольное ограничение относят к «серой зоне», противоречит ГАТТ. Странами. Пример, Япония в 1989 г. была вынуждена принять «добровольный» отказ от увеличения экспорта автомобилей в США сроком на 5 лет. Один из вариантов ограничительной практики: добровольное ограничение экспорта, когда торговый барьер в виде квоты, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

- Нормы, стандарты и правила - специальные требования к импортным товарам, с целью соблюдения безопасности и охраны природной среды. Но на практике в трети случаев исп. для защиты интересов национальных производителей, например, США обязывает иностранных поставщиков автомобилей расширить использование комплектующих американского производства. Разновидности воздействий: 1. запрет или ограничение импорта товаров или материалов, загрязняющих окружающую среду; 2. протекционизм в отношении промышленного оборудования, транспортных средств, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха; 3. на качество товара - для защиты интересов потребителей, например, бытовая техника, медицинские препараты, пищевые продукты, информация на упаковке о вреде товара, об утилизации и вторичной переработке. (В странах действуют специфические санитарно-ветеринарные нормы в отношении импорта сельхозпродукции, пищевых товаров, парфюмерии, устанавливающие ограничение на использование в производстве красителей, добавок, например, гормонов для скота.)

Информация о работе Нетарифные ограничения