Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации.
Объект работы – процесс невербального общения между людьми разных культурных групп.
Предмет курсовой работы – основные элементы невербальной коммуникации их использование в различных культурах.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие невербальной коммуникации …………………………5
2. Происхождение невербальных средств коммуникации………7
3. Невербальные элементы коммуникации и их употребление
в различных культурах………..………………………………….…..9
3.1 Кинесика. ……………………………………………………………9
3.2 Тактильное поведение. …………………………………………..18
3.3 Сенсорика.……………………….…………………………………21
3.4 Проксемика.……………………….………………………………23
3.5 Хронемика.……………………….………………………………..27
Заключение……………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………...…….30
Ростовский
государственный экономический
университет
«РИНХ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория межкультурной коммуникации»
Тема: «Невербальная коммуникация в различных культурах»
031202- Перевод и переводоведение
Выполнила студентка:
Калмыкова З. Н.
Группа 731 СС
Научный руководитель-
Кандидат филологических наук,
доцент Герасимова Н. И.
Ростов-на-Дону
2012 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Понятие невербальной коммуникации …………………………5
2. Происхождение невербальных средств коммуникации………7
3. Невербальные элементы коммуникации и их употребление
в различных
культурах………..………………………………….….
3.1
3.2 Тактильное поведение. …………………………………………..18
3.3 Сенсорика.……………………….…………………………
3.4 Проксемика.……………………….………………………
3.5 Хронемика.……………………….…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………...…….30
Введение.
Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить за пределами общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.). Коммуникация в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует упускать из виду, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н. невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. communicatio – общаться) – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах приятель друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между представителями различных стран и культур, недостаток которых привести к недопонимаю при общении с ними. А для профессии переводчика это важно вдвойне, так как мы должны не только переводить иностранную речь, но так же должны уметь понимать чувства и эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова.
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации.
Объект работы – процесс невербального общения между людьми разных культурных групп.
Предмет курсовой работы – основные элементы невербальной коммуникации их использование в различных культурах.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
3. выделить сущность процесса невербальной коммуникации;
4. раскрыть актуальность данной темы.
Методы исследования проблемы данной курсовой работы – теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы; анализ опыта ученых, работавших в данной области науки; сопоставление различных приемов и элементов невербальной коммуникации в различных странах.
Практическая ценность данной работы содержится в том, что она представляет научно обоснованные рекомендации по формированию навыков невербального общения.
Структура данной курсовой работы отражает логику исследования, состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Термин «невербальное» обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.
Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений.1
В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека. По-существу, здесь речь идет о «невербальном поведении» личности. Ядро такого поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимся психическим состоянием человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия. Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственность. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения. При этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.2
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день приблизительно 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час.3 Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, узнать его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.
Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование – подневольность, расположенность – нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее закончить его.4
По мнению Лабунской В.А., люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выложить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придаётся разное важность. Следовательно, для общения с представителями других культур нужно ведать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре. 5
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.6
В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.
Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.
Другим доказательством
биологической природы
Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека - это сигнал о нежелании поддерживать контакт.7
Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща не только человеку, но и животным. Они зафиксировали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие - узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).8
Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры
На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:
1) Поведенческие знаки. Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.
2) Ненамеренные знаки. Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.
3) Собственно коммуникативные знаки. Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.9
Таким образом, использование
в коммуникации невербальных средств
происходит в основном спонтанно. Это
обусловлено как низшими
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны приятель с другом, они могут взаимно дополнять приятель друга и вступать в противоречие друг с другом.10
3.1. Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).11
Информация о работе Невербальная коммуникация в различных культурах