Обеспечение вопросов прав и свобод человека в странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:22, реферат

Описание работы

Разработка и совершенствование конституционного законодательства в странах СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. Конституционная теория и законодательство оказывают положительное влияние на все стороны социальной жизни. Конституция выступает ядром, фундаментом правовой системы государства, ее главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка. Если до развала Союза ССР конституции союзных республик находились в середине правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и союзное законодательство), то прекращение существования СССР, обретение бывшими союзными республиками независимости, государственного суверенитета поставило вопрос по-иному.

Содержание работы

1. Введение
2. История создания и характеристика СНГ как межгосударственного Союза независимых государств
3. Понятия и классификация основных прав и свобод.
4. Ограничения прав и свобод человека в странах СНГ.
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

права и свободы.Реферат.СНГ.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное

государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С. А.

Есенина»

 

 

 

Реферат по теме:

“Обеспечение вопросов прав и свобод человека в странах СНГ ”

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса,

факультета истории и международных

 отношений, группа А, Петрова Т.В.

Проверил: Иванов Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2013

 

Содержание:

 

1. Введение

 

2. История создания и характеристика СНГ как межгосударственного Союза независимых государств

 

3. Понятия и классификация  основных прав и свобод.

 

4. Ограничения прав и  свобод человека в странах  СНГ.

 

5. Заключение

 

6. Список используемой литературы

 

 

1. Введение.

 

Разработка и совершенствование конституционного законодательства в странах СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. Конституционная теория и законодательство оказывают положительное влияние на все стороны социальной жизни. Конституция выступает ядром, фундаментом правовой системы государства, ее главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка. Если до развала Союза ССР конституции союзных республик находились в середине правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и союзное законодательство), то прекращение существования СССР, обретение бывшими союзными республиками независимости, государственного суверенитета поставило вопрос по-иному. В конституционных реформах новых государств ближнего зарубежья отражаются масштабные общественные преобразования, происходящие в странах СНГ, социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения суверенитета, преобразованием экономики в рыночную, повышением эффективности регулирования прав человека и гражданина.

Новые конституции в странах СНГ поднимают на более высокий уровень демократию, создают прочные гарантии государственного единства, политической стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, их социальной защищенности.

 

 

  2. История создания и характеристика СНГ как межгосударственного Союза независимых государств

 

8 декабря 1991 года в небольшой  резиденции белорусского был создан документ, который кардинальным образом изменил расстановку сил на политической карте мира. Встреча произошла по инициативе избранного Президентом Украины Кравчуком тайно от Горбачева, который встретился с Ельциным и предложил встретиться им с Председателем Президиума Верховного Совета Белоруссии С.И.Шушкевичем для решения судьбы СССР. Он же предложил для конспирации собраться в Белоруссии. Официальным поводом для прикрытия этой встречи был обмен ратификационными грамотами соглашений России и Украины с Белоруссией. Этот документ - Соглашение о прекращении существования Советского Союза (СССР) и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Его подписали председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, президент Российской Федерации Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук. Таким образом, была поставлена точка в истории Союза Советских Социалистических Республик и вписана первая строка в биографию СНГ.

Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего Советского Союза, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

В результате 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины (всех бывших советских республик кроме трех стран Прибалтики и Грузии) подписали Декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. В 1993 г. был принят Устав СНГ, согласно которому страны – члены Содружества Независимых Государств суверенны и равноправны, являются самостоятельными субъектами международного права. В 1994 г. Секретариат ООН зарегистрировал Устав СНГ как многостороннее международное соглашение.

В отличие от Союза ССР Содружество Независимых Государств не является единым государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это региональное сообщество, межгосударственный союз бывших республик СССР, в рамках которого каждое государство сохраняет свой государственный суверенитет и полную международную правосубъектность. Отношения государств в Содружестве строятся на базе общепризнанных принципов и норм международного права, Устава и других актов СНГ. Наряду с международно-правовыми актами, которые лежат в основе межгосударственных отношений в рамках Содружества, и актами СНГ правовой базой этих отношений являются двусторонние и многосторонние соглашения в различных сферах взаимоотношений стран-членов СНГ. При этом соглашения, заключенные в рамках СНГ, согласно его Уставу, должны соответствовать целям и принципам Содружества и обязательствам стран- членов СНГ, содействовать сотрудничеству и развитию связей между органами государства, общественными объединениями и экономическими структурами Содружества.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Страны СНГ являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права, членами мирового сообщества.

Отношения в рамках СНГ строятся на основе максимального учета позиций каждого государства. Такое партнерство стран СНГ — это долговременная стратегия, вытекающая из исторических, культурных взаимосвязей, экономической необходимости и национальных интересов. Содружество служит развитию отношений добрососедства, международного согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

СНГ в политике Российской федерации определяется, прежде всего, тем, что:

  • на территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы России в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны;
  • эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором, противостоящим центробежным стремлениям в самой России.

Страны СНГ ставят своей задачей обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Уставом СНГ от 22 января 1993 г., свободное общение, контакты и передвижении граждан государств-членов в Содружестве.

Сотрудничество независимых государств основано на началах суверенного равенства всех членов СНГ. Страны СНГ являются самостоятельными и равноправными объектами международного права. В то же время в рамках СНГ формируется общая позиция по ключевым международным вопросам, осуществляются совместные внешнеполитические инициативы, обеспечение международного мира и безопасности.

Важнейшими принципами международных взаимоотношений в рамках Содружества являются:

  • уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;
  • нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных притязаний;
  • территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
  • неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;
  • разрешение споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
  • верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
  • невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;
  • обеспечение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических и иных убеждений;
  • добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая Устав СНГ;
  • учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях взаимоотношений;
  • объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов стран-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;
  • развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;
  • духовное единение народов стран-членов СНГ, которое основывается на уважении их самобытности; сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного облика.

 

 

 

    3. Понятие и классификация основных прав и свобод

 

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - это сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание

Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение - поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта нормативная избыточность, которая свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм - это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческими сообществам особенности своего существования по отношению к остальном миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения. Уровень свободы был минимальный и охватывал только правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.

Свой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.

После Второй мировой войны права человека за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества.

Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.

 

 

Выделяют:

  • личные права;
  • политические;
  • социальные и экономические права;
  • культурные права;

Классификация прав и свобод достаточно условна – так право собственности является не только личным, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.

Информация о работе Обеспечение вопросов прав и свобод человека в странах СНГ