Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:22, реферат
Разработка и совершенствование конституционного законодательства в странах СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. Конституционная теория и законодательство оказывают положительное влияние на все стороны социальной жизни. Конституция выступает ядром, фундаментом правовой системы государства, ее главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка. Если до развала Союза ССР конституции союзных республик находились в середине правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и союзное законодательство), то прекращение существования СССР, обретение бывшими союзными республиками независимости, государственного суверенитета поставило вопрос по-иному.
1. Введение
2. История создания и характеристика СНГ как межгосударственного Союза независимых государств
3. Понятия и классификация основных прав и свобод.
4. Ограничения прав и свобод человека в странах СНГ.
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав:
4. Ограничения прав и свобод человека в странах СНГ.
Вопрос об ограничении прав и свобод человека и, особенно личных прав и свобод, является одним из сложных и дискуссионных вопросов юридической науки и правовой системы не только для Российской Федерации, стран СНГ, но и всего мирового сообщества.
Конституционный термин «ограничение» означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы». В теории права правовое ограничение определяется как правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц. Конституционный Суд РФ иногда использует термин «преграда» как тождественный термину «ограничение».
В наиболее известных международно-правовых документах употребляется несколько терминов-понятий, прямо или косвенно отражающих ограничение прав и свобод. Например:
Для определения пределов свободы человека конституции всех стран СНГ оперирует термином «ограничение». Кроме того, в конституциях государств Содружества устанавливается принятое международно-правовыми актами по правам человека правило, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По аналогии с международными правовыми актами отдельными нормами конституций стран — участниц СНГ сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах.
Особенностью личных прав и свобод человека является то, что в их число входит так называемое «неизменное ядро» — совокупность прав и свобод, которые не должны подлежать ограничению или лишению ни при каких обстоятельствах. Однако, как нормами международного права, так и конституционными нормами государств, в том числе и стран СНГ, все же допускается некоторое ограничение личных прав и свобод.
Природа конституционных ограничений личных прав и свобод человека кроется в признании этих прав и свобод естественными, с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и свобод и одновременно основной угрозой им — с другой. В процессе реализации личных прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав (свобод), других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений личных прав и свобод — объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности — с другой.
Анализ содержания конституционных положений стран СНГ свидетельствует о том, что конституциями предусматривается как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение личных прав и свобод.
Цели ограничений прав и свобод человека, в том числе и личных прав и свобод, в Конституциях государств СНГ определяются по-разному. К примеру, ст. 55 Конституции Российской Федерации в качестве таких целей указывает: защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны стран и безопасности государства. Согласно ст. 14 Конституции Таджикистана осуществление некоторых личных прав и свобод может быть ограничено с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики . Текст ст. 54 Конституции Республики Молдова также указывает вышеперечисленные цели ограничений прав и свобод человека и добавляет к указанному списку интересы национальной безопасности, экономическое благосостояние страны, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия, а также предотвращение массовых беспорядков и преступлений .
Конституции стран Содружества демонстрируют различные подходы к закреплению перечня личных прав и свобод, не подлежащих ограничению.
Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Молдова, Украина, Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Таджикистан, Кыргызстан в конституционных текстах содержат четко определенный перечень личных прав и свобод, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайных положений. Например, в Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться федеральным конституционным законом. При этом Конституция РФ запрещает даже в условиях чрезвычайного положения ограничивать следующие права и свободы граждан: право на жизнь; достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту чести и доброго имени; сбор информации о частной жизни; свобода вероисповедания; права, связанные с судебной защитой. Однако среди неподлежащих ограничению нет таких свобод, как тайна переписки и телефонных переговоров; нет и свободы неприкосновенности личности. Перечисленные выше личные права и свободы, дополненные правом на свободу и личную неприкосновенность закрепляются в ст. 64 Конституции Украины, как личные права и свободы, ограничение которых не допускается .
Например, перечень личных прав и свобод, не подлежащих ограничению, также содержится в тексте ст. 63 Конституции Республики Беларусь и включает: право на жизнь, запрет подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему достоинство человека обращению или наказанию, а также без согласия человека подвергать его медицинским или иным опытам, презумпция невиновности и свобода вероисповедания.
Конституция Республики Молдова в ст. 54 устанавливает, что не допускаются ограничению следующие личные права и свободы: право на свободный доступ к правосудию, презумпция невиновности; право каждого человека на знание своих прав и обязанностей, право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, запрет подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему достоинство наказанию или обращению . Схожие положения закрепляются в конституционных текстах и остальных государств этой группы.
Вторая группа государств СНГ, в состав которой входят, например, Республика Узбекистан, Туркменистан и Азербайджанская Республика, не содержит в текстах своих конституций отдельных статей, закрепляющих перечень личных прав и свобод с указанием на возможность или невозможность их ограничения при определенных условиях и основаниях. Конституционные тексты этих государств, закрепляя конкретное личное право или свободу, в ряде случаев, содержат оговорки допускающие возможность нарушения (ограничения) этого права по распоряжению суда или в случаях, предусмотренных законом. Например, ст. 19 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что «права и свободы, закрепленные в Конституции и законах являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их» . Таким образом, фактически, по решению суда может быть ограничено любое личное право или свобода. Ряд статей еще и дополнительно устанавливает возможность таких ограничений, например, ст. 29 указывает: «свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны». Аналогичным образом в ст. 26 Конституции Туркменистана закрепляется ограничение права на свободу передвижения.
5. Заключение
Эффективное функционирование защиты прав и свобод человека имеет большую популярность не только в обществе, но и в глазах граждан. Организация и способы по защите этих прав весьма различны, однако цель их едина.
Можно сказать так же и о том, что обеспечение и защита прав человека на территории своей страны, делает её более демократическим. Это объясняется тем, что любое демократического государство ставит перед собой задачу, об улучшение качества жизни и равновесии социальных отношений в обществе, препятствуя разногласиям между гражданами и государственными органами.
Проанализировав конституционные тексты стран СНГ на предмет закрепления перечня личных прав и свобод, не подлежащих ограничению, можно отметить, что страны рассматриваемого региона закрепляют обязательный минимальный объем личных прав и свобод человека, не подлежащих ограничению, содержащийся в универсальных и региональных актах по правам человека. Этот перечень личных прав включает: право на жизнь, запреты подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию, содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, право на достоинство личности. Необходимо отметить, что в целом нормы конституций большинства государств СНГ закрепляют более широкий перечень личных прав и свобод человека, не подлежащих ограничению.
6. Список литературы.
Информация о работе Обеспечение вопросов прав и свобод человека в странах СНГ