Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание работы

Введение... 3
РАЗДЕЛ 1. Предмет, метод и Принципы государственного финансового контроля... 4
1.1 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.2 Формы государственного финансового контроля. 13
1.3 Принципы государственного финансового контроля. 14
РАЗДЕЛ 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
РАЗДЕЛ 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50

Файлы: 1 файл

государственный финансовый контроль.docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

— уровень действенности представлений (предписаний): отношение количества исполненных представлений (предписаний) к общему количеству направленных представлений (предписаний):

261 / 451 = 0,579;

— уровень эффективности представлений (предписаний): отношение объема средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению; отношение количества принятых поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных предложений по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам;

— уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение дополнительных поступлений в бюджет (экономии) бюджетных средств к затратам на содержание  Счетной палаты (контрольных служб):

2762,2 млн. / 290 млн. = 9,525.

3.3 Совершенствование  государственного финансового контроля  в Российской Федерации

В настоящее время работа органов государственного финансового  контроля в России характеризуется  несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует  теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической  литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным  финансовым контролем и основываются на двух подходах.

Первый подход отражает позицию  ряда авторов, рассматривающих процесс  реформирования действующих органов  финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную  вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных  органов в единый контрольный  орган федерального подчинения, который  либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре  РФ. 

Усиление роли Счетной  палаты как органа, осуществляющего  функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств  и коммерческого применения государственной  собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется  принять ряд новых правообеспечивающих  деятельность Счетной палаты решений.

По поводу построения системы  государственного финансового контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают  против создания жестко иерархической  соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным  органом. Они считают, что «системность»  вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности  по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать  на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение  между элементами централизации  и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части  научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

В соответствии с рассматриваемой  позицией структурная основа государственной  системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов  государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны, ее составной  частью могут стать специальные  органы государственного контроля как  ныне действующие, например. Департамент государственного финансового контроля Минфина России и вновь созданный — Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций. 

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный  орган финансового контроля на федеральном  уровне, статус, задачи и порядок  деятельности которого определены отдельным  законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных  мероприятий, в том числе более 300 в соответствии в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы. По результатам этих контрольных  мероприятий было направлено 83 обращения  Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и  другим государственным органам. [22, с. 1]Убедительные цифры и большая работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступало.

В результате проверок Счетной  палатой выявляются множественные  нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в  России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной. представляется постановка проблемы участия  Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском  и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.

Сегодня для повышения  эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к  действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

·     уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

·     конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

·     введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

·     принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

·     наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Организация и функционирование  эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость  должного правового регулирования  организации и деятельности органов  государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового  контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить  задачи, права, сферу действия каждого  органа финансового контроля.

При совершенствовании системы  финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о  поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов  муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов  и Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих  задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы  финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы  страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями  законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут  использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового  контроля будет препятствовать и  нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению  и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и  условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной  палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

 

 

Список  использованной литературы          

1.       Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 // Российская газета. — 1998 — 12 августа           

2.       О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996 // Российская газета. — 1996 — 6 ноября          

3.       О Счетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 // Российская газета. — 1995 — 14 января          

4.       Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/          

5.       Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы. — 2002 — № 4          

6.       Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2000 — № 9          

7.       Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/          

8.       Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2000 —№ 11-12          

9.       Кармоков X Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. — 2000 — № 3        

10.       Кочерин Е. Госконтроль: на одного с сошкой... // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/        

11.       Нерубайло В.Е. Осуществление внешнего контроля государственных финансов региональными счетными палатами Франции. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 1999 — № 6        

12.       Опенышев С.П., Жуков В.А. Доктрина государственного контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 1999 — № 11        

13.       Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000 — № 4        

14.       Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 1999 — № 12        

15.       Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2001 — № 1        

16.       Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2000 году. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 марта 2001 года № 14 (250)). М., 2001        

17.       Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2001 году. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 марта 2002 года № 10 (293)). М., 2002        

18.       Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. — 2002 — № 5        

19.       Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. — 2002 — № 5-6        

20.       Подберезкин А.И., Кириков Е.П., Суров С.П. Нужно начинать сначала — с создания концепции государственного финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/        

21.       Соколов В., Бурков С. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением. // Российский экономический журнал. — 1999 — № 4        

22.       Степашин С.В. Новые задачи — новые способы решения. // Финансовый контроль. — 2001 — № 1        

23.       Финансы: учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой — М.: Финансы и статистика, 2001        

24.       Финансы: учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной — М.: ЮНИТИ, 2001         

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации