Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:52, реферат
Нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимодеятельности государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которые способствуют более полному использованию преимуществ международного развития труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.
Введение
Нарастающий процесс усиления хозяйственной
взаимодеятельности государств объективно
требует повышения роли многостороннего
регулирования
Международные экономические организации - это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованный его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решения и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.
Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросу международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне в рамках международных правительственных организаций.
После Второй мировой войны новые экономические и политические реальности, с которыми столкнулось мировое сообщество вызвали усиление экономической взаимозависимости государств, нарастание интеграционных процессов и, как следствие, стремительный рост числа международных экономических организаций. Именно в это время и появляется на мировой арене Организация Европейского экономического сотрудничества – предшественница Организации экономического сотрудничества и развития.
История создания ОЭСР
Организация экономического сотрудничества и развития была создана после ратификации Конвенции об ее учреждения всеми государствами участниками.1 Так как ОЭСР является преемницей в политическом, организационном и юридических отношениях Организации Европейского экономического сотрудничества - ОЕЭС основанной в 1948 году в Париже, то необходимо сначала уделить внимание истории создания и развития ОЕЭС, история которой восходит к североамериканскому плану экономической и политической помощи, известного под названием плана Маршала.
Вскоре после окончания второй мировой войны стало ясно, что восстановление Европы нельзя осуществить без значительной помощи со стороны США, заключающейся не только в поставке машин и оборудования, но также сырья и продовольственных продуктов. Различные европейские государства могли лишь с большим трудом изыскать средства финансирования импорта этих товаров. В этой ситуации генерал Маршалл 5 июня 1947 г. выступил с известной речью в Гарвардском университете, в которой подтвердил намерение США оказать помощь европейским странам, но в тоже время, предложил содействовать увеличению эффективности этой помощи путем разработки собственной общей программы экономического восстановления.
В итоге 16 апреля 1948 года в Париже была подписана конвенция о европейском экономическом сотрудничестве, в соответствии с которой основывалась организация, призванной в первую очередь заниматься распределением американской помощи, а затем способствовать европейской интеграции.
ОЕЭС оказалась бесспорно
В основе создания ОЭСР лежит решение глав государств и правительств Франции, США, ФРГ, Великобритании, изложенное в коммюнике от 21 декабря 1959 г., в тексте которого указывается, что промышленно развитые страны Запада могут посвятить свои усилия выполнению двух задач: содействию развития мене развитых стран и расширению международных торговых связей. В декабре 1960 г. в Париже было подписано Соглашение о создании ОЭСР. Новая организация начала свою деятельность 30 сентября 1961 г.2
В изменяющейся международной обстановке
происходила постепенная
Из региональной (европейской) организации ОЭСР превратилась в действительно международную экономическую организацию, объединяющую страны со сравнительно близкими уровнями экономического развития и координирующую социально-экономическую политику ведущих индустриальных стран.
На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 страны с развитыми демократическим политическими институтами и рыночной экономикой: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.
Процедура вступления в ОЭСР достаточно сложная и требует от страны-претендента тщательной и поэтапной подготовки. В ОЭСР нет унифицированных правил вступления. В каждом отдельном случае процедура определяется спецификой экономического положения кандидата, характером его отношения с ОЭСР, а также политической мотивацией стран-членов.
Однако существуют общие определенные требования. Для того чтобы претендовать на статус члена ОЭСР, страна должна соответствовать следующим критериям:
Структура и принципы функционирования ОЭСР
Руководящим органом организации ОЭСР является Совет, в который входят по одному представителю от каждой страны - члена. Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета (на основе консенсуса) и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чья национальная конституция не позволяет принять соответствующие постановления. Принятию решений предшествует долгая, многоступенчатая процедура обсуждения с официальными представителями стран-членов и стран-партнеров, экспертным сообществом в рамках официальных встреч на высшем уровне, регулярных сессий профильных комитетов, специальных экспертных семинаров и конференций, а также через Интернет. 3 Возглавляет Совет Генеральный секретарь; с июня 2006 г. Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).
Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 членов. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения; статистических и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам.
В составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов (директоратов): по экономической политике, экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; по политике в области информации; компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др. Комитеты ведут основную практическую работу Организации:
Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внешней торговли или обмена услугами. Их официальная цель - оказание содействия расширению международного товарного обмена посредством сокращения или ликвидации препятствий на пути его развития. В эти целях устанавливается согласованная позиция стран участниц в области торговой политики, и вырабатываются соответствующие рекомендации, проводятся мероприятия по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересматриваются процедуры предоставления импортных лицензий, разрабатываются меры по унификации и стандартизации в рамках ОЭСР.
Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР). Являясь специализированным комитетом, в его функции входит рассмотрение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть предоставлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создание потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившимся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. В 1990 г. в рамках ОЭСР бал создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятельность в двух направлениях:4
Центр организует и проводит семинар и подготовку кадров по следующим вопросам: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансовая система; налогообложение, торговля. инвестиции, промышленность. сельское хозяйство, энергетика, образование, окружающая среда; статистика.
Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективного использования экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства.
В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:
В отличие от многих других международных организаций ОЭСР не распределяет финансовые средства и не располагает средствами принуждения.
Однако ОЭСР успешно помогает как
странам-членам, так и странам-партнерам
проводить социально-
Можно выделить два основных направления деятельности ОЭСР:
Одним из наиболее распространенных механизмов работы ОЭСР, обеспечивающим эффективное сотрудничество стран, обмен опытом и взаимообучение, является механизм взаимной оценки, межстранового мониторинга – peer review. Этот механизм предполагает регулярное обследование и оценку качества и эффективности проводимой политики одной страны другими странами с целью содействовать улучшению, повышению эффективности проводимой политики с учетом лучших практик, контролировать соблюдение установленных и разделяемых государством международных стандартов и принципов. Одними из первых документов, принятых ОЭСР, в которых были предусмотрены процедура взаимной оценки, стали Кодексы ОЭСР по либерализации движения капиталов и текущих невидимых операций (1961г.), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок.
Информация о работе Организация экономического сотрудничества и развития