Организация экономического сотрудничества и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:52, реферат

Описание работы

Нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимодеятельности государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которые способствуют более полному использованию преимуществ международного развития труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

Файлы: 1 файл

ОЭСР реферат.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Нарастающий процесс усиления хозяйственной  взаимодеятельности государств объективно требует повышения роли многостороннего  регулирования мирохозяйственных  связей, которые способствуют более  полному использованию преимуществ  международного развития труда. Однако масштабы и направления развития  многостороннего регулирования в значительной степени зависят от  конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

Международные экономические организации - это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованный его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решения и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросу международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне в рамках международных правительственных организаций.

После Второй мировой войны новые экономические и политические реальности, с которыми столкнулось мировое сообщество вызвали усиление экономической взаимозависимости государств, нарастание интеграционных процессов и, как следствие, стремительный рост числа международных экономических организаций. Именно в это время и появляется на мировой арене Организация Европейского экономического сотрудничества – предшественница Организации экономического сотрудничества и развития.

 

История создания ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития была создана после ратификации Конвенции об ее учреждения всеми государствами участниками.1 Так как ОЭСР является преемницей в политическом, организационном и юридических отношениях Организации Европейского экономического сотрудничества  -  ОЕЭС основанной в 1948 году в Париже, то необходимо сначала уделить внимание истории создания и развития ОЕЭС, история которой восходит к североамериканскому плану экономической  и политической помощи, известного под названием плана Маршала.

Вскоре после окончания второй мировой войны стало ясно, что восстановление Европы нельзя осуществить без значительной помощи со стороны США, заключающейся не только в поставке машин и оборудования, но также сырья и продовольственных продуктов. Различные европейские государства могли лишь с большим трудом изыскать средства финансирования  импорта этих товаров. В этой ситуации генерал Маршалл 5 июня 1947  г. выступил с известной речью в Гарвардском университете, в которой подтвердил намерение США оказать помощь европейским странам, но в тоже время, предложил  содействовать увеличению эффективности этой помощи путем разработки собственной общей программы экономического восстановления.

В итоге 16 апреля 1948 года в Париже была подписана конвенция о европейском экономическом сотрудничестве, в соответствии с которой основывалась организация, призванной в первую очередь заниматься распределением американской помощи, а затем способствовать европейской интеграции.

ОЕЭС оказалась бесспорно полезной и после того как отпала проблема распределения американской помощи, выявилась необходимость сохранения этой организации. Ее основные усилия были направлены на развитие европейских экономических связей, либерализацию торговли, увеличение производительности, координацию национальных экономических планов и программ.

В основе создания ОЭСР лежит решение  глав государств и правительств Франции, США, ФРГ, Великобритании, изложенное в коммюнике от 21 декабря 1959 г., в тексте которого указывается, что промышленно развитые страны Запада могут посвятить свои усилия выполнению двух задач: содействию развития мене развитых стран и расширению международных торговых связей. В декабре 1960 г. в Париже было подписано Соглашение о создании ОЭСР. Новая организация начала свою деятельность 30 сентября 1961 г.2

В изменяющейся международной обстановке происходила постепенная эволюция миссии ОЭСР, расширение ее целей и  задач, сфер деятельности, а также  расширение стран - членов и партнеров.

Из региональной (европейской) организации ОЭСР превратилась в действительно  международную экономическую организацию, объединяющую страны со сравнительно близкими уровнями экономического развития и координирующую социально-экономическую политику ведущих индустриальных стран.

На сегодняшний день членами  ОЭСР являются  34 страны с развитыми демократическим политическими институтами и рыночной экономикой: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.

Процедура вступления в ОЭСР достаточно сложная и требует от страны-претендента  тщательной и поэтапной подготовки. В ОЭСР нет унифицированных правил вступления. В каждом отдельном случае процедура определяется спецификой экономического положения кандидата, характером его отношения с ОЭСР, а также политической мотивацией стран-членов.

Однако существуют общие определенные требования. Для того чтобы претендовать на статус члена ОЭСР, страна должна соответствовать следующим критериям:

  1. иметь открытую рыночную экономику;
  2. руководствоваться в своей политике принципами демократического плюрализма;
  3. соблюдать права человека.

Структура и принципы функционирования ОЭСР

Руководящим органом организации  ОЭСР является Совет, в который входят по одному представителю от каждой страны - члена. Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета (на основе консенсуса) и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чья национальная конституция не позволяет принять соответствующие постановления. Принятию решений предшествует долгая, многоступенчатая процедура обсуждения с официальными представителями стран-членов и стран-партнеров, экспертным сообществом в рамках официальных встреч на высшем уровне, регулярных сессий профильных комитетов, специальных экспертных семинаров и конференций, а также через Интернет. 3 Возглавляет Совет Генеральный секретарь; с июня 2006 г. Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

Совету подчинен Исполнительный комитет  в составе 14 членов. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным  секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения; статистических и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам.

В составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов (директоратов): по экономической политике, экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; по политике в области информации; компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др. Комитеты ведут основную практическую работу Организации:

  1. определяют общеэкономическую политику стран-участниц;
  2. осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением;
  3. готовят ежегодные обзоры по всем странам ОЭСР;
  4. выносят рекомендации по вопросам международного межгосударственного регулирования экономических процессов;
  5. оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь;

Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внешней торговли или обмена услугами. Их официальная цель - оказание содействия расширению международного товарного обмена посредством сокращения или ликвидации препятствий на пути его развития. В эти целях устанавливается согласованная позиция стран участниц в области торговой политики, и вырабатываются соответствующие рекомендации, проводятся мероприятия по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересматриваются процедуры предоставления импортных лицензий, разрабатываются меры по унификации и стандартизации в рамках ОЭСР.

Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР). Являясь специализированным комитетом, в его функции входит рассмотрение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть предоставлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создание потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР  пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившимся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. В 1990 г. в рамках ОЭСР бал создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятельность в двух направлениях:4

  1. программа для открытого участия 10 партнеров: Албания, Болгария, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Украина.
  2. программа для партнеров с переходной экономикой, которая обеспечивает возможность широкого экономического сотрудничества между Центром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению особых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.

Центр организует и проводит семинар  и подготовку кадров по следующим вопросам: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансовая система; налогообложение, торговля. инвестиции, промышленность. сельское хозяйство, энергетика, образование, окружающая среда; статистика.

Группа комитетов занимается также  вопросами содействия эффективного использования экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства.

В рамках ОЭСР создано несколько  автономных организаций:

  1. Международное энергетическое агентство (МЭА);
  2. Агентство по ядерной энергетики (АЯЭ);
  3. Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИОН);
  4. Центр развития ОЭСР;

В отличие от многих других международных организаций ОЭСР не распределяет финансовые средства и не располагает средствами принуждения.

Однако ОЭСР успешно помогает как  странам-членам, так и странам-партнерам  проводить социально-экономические  и политические реформы, осуществляя  необходимую аналитическую поддержку, вырабатывая политические рекомендации, распространяя наиболее позитивный опыт, содействую формированию необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивая информационную основу для политического диалога и взаимообучения. ОЭСР работает для того, чтобы помочь правительствам выработать наиболее эффективные механизмы реализации социально-экономической политики с учетом наиболее успешного опыта других стран.

Можно выделить два основных направления  деятельности ОЭСР:

  1. Наблюдение, мониторинг и анализ эффективности политики в различных областях (policy analysis);
  2. Стимулирование политического диалога для выработки  эффективных политических ответов и обмена опытом (police dialog).

Одним из наиболее распространенных механизмов работы ОЭСР, обеспечивающим эффективное сотрудничество стран, обмен опытом и взаимообучение, является механизм взаимной оценки, межстранового мониторинга – peer review. Этот механизм предполагает регулярное обследование и оценку качества и эффективности проводимой политики одной страны другими странами с целью содействовать улучшению, повышению эффективности проводимой политики с учетом лучших практик, контролировать соблюдение установленных и разделяемых государством международных стандартов и принципов. Одними из первых документов, принятых ОЭСР, в которых были предусмотрены процедура взаимной оценки, стали Кодексы ОЭСР по либерализации  движения капиталов и  текущих невидимых операций (1961г.), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок.

Информация о работе Организация экономического сотрудничества и развития