Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. …………4
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………....5
1.2. Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………….7
2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России……………………………………………………………………………………………..10
2.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………13
Вывод……………………………………………………………………………………………..15
Использованная литература……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

ВЭД-кр.docx

— 39.68 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………….3

  1. …………4
    1. Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………....5
    2. Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………….7
  2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России……………………………………………………………………………………………..10
    1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………13

Вывод……………………………………………………………………………………………..15

Использованная литература……………………………………………………………………17

 

 

 

Введение

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни. Экономические  связи между государствами имеют  многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно  как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые нацициональная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой  совокупность направлений,   форм   и   методов   торгово-экономического,   научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными  изменениями форм и методов, которые  применялись на протяжении десятилетий  предшествующего развития. Десятки  тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной  формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность  активно участвовать в международном  экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного  контроля; определение политики в  области сертификации товаров в  связи с их ввозом и вывозом. Все  эти направления регулирования  базируются на действующем законодательстве. Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами1. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

 

  1. Сущность  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном  разделении труда с целью повышения  эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном  секторе экономики.

Сущность  государственного регулирования внешнеэкономических  связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений  в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов  субъектов внешнеэкономической  деятельности в конкретном временном  периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных  норм и правил.

Механизм  регулирования международных экономических  связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и  методов управления отношениями, в  которые вступают субъекты внешнеэкономической  деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и  инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

 

 

1.1.Основные цели и задачи государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности.

 

 Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоит в следующем:

• использование  внешнеэкономических связей для  ускорения создания в 
России рыночной экономики;

• содействие повышению  производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых  технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения  российских предприятий в мировую  конкуренцию;

• создание условий  доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством  оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и  поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической  политики и национальной (внутренней) экономической политики;

• единство системы  государственного регулирования и  контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с  административных на экономические методы;

• четкое разграничение  прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

• обеспечение  равенства всех участников ВЭД.

Развитие внешнеэкономической  деятельности РФ ориентируется на решение  следующих задач:

-     Интеграцию страны в мировую экономику;

-     Поддержку процессов интеграции со странами СНГ;

-     Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;

-     Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;

-     Выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;

-     Сохранение экономической, экологической безопасности страны;

-     Подготовку и проведение переговоров по вступлению в ВТО.

Решение этих задач предусматривает:

актуализацию валютно-финансовых и тарифных мер регулирования  экспортно-импортных операций;

перенос центра тяжести внешнеторгового  регулирования; развитие экспорта как  основного источника валютных поступлений;

интенсификацию процессов  привлечения иностранных инвестиций;

защиту интересов национального  рынка и

эффективное вхождение в  мирохозяйственные связи.

 

    1. Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

  

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру  делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные  инструменты государственного регулирования  ВЭД чаще применяются при необходимости  либо ограничить импорт, либо форсировать  экспорт2.

Административные методы. Под административным методом регулирования  понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и  лицензий, экспортный контроль в отношении  определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт  и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических  отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и  т. д. В договорах могут быть зафиксированы  долгосрочные соглашения -5 -10 лет и  более - о торговле и других формах взаимодействия.

Наилучшие условия для  развития ВЭД обеспечиваются в тех  случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие  субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими  привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государств. Он определяет общие задачи и функции  таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования  тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним  из самых эффективных методов  регулирования ВЭД.

Контингентирование и  лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или  стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система  письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным  товарам, включенным в перечень продукции  общегосударственного назначения. Генеральные  лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические  организации в соответствии с  государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем  экспорта (импорта) по этим лицензиям  не должен превышать объема установленной  квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается  лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства  претензий, которые предъявляют  национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя  их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести  ущерб местным производителям аналогичной  продукции. Органы власти, суды обязаны  приостановить движение товара, обвиненного  в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают  в законодательном порядке некоторые  страны путем определения минимальной  разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют  право размещать заказы на импортное  оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен  американских производителей как минимум  на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном  порядке государственными организациями  и представляют собой комплекс мероприятий  по поверке соответствия импортируемой  продукции требованиям международных  и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты.

Оперативное регулирование  ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Информация о работе Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности