Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. …………4
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………....5
1.2. Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………….7
2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России……………………………………………………………………………………………..10
2.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………13
Вывод……………………………………………………………………………………………..15
Использованная литература……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

ВЭД-кр.docx

— 39.68 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России.

 

Внешнеэкономическая деятельность на всех этапах развития нашей страны оказывала влияние  на решение экономических проблем  как на уровне народного хозяйства  в целом, так и на уровне отдельных  регионов, предприятий и организаций.

Перспективные направления  развития внешнеэкономических связей реализует Министерство экономики РФ, участвующее в разработке предложений по внешнеэкономической политике, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями. Непосредственное регулирование внешнеэкономической деятельностью России осуществляет Министерство торговли РФ, которое выполняет функции упраздненного в 1998 г. Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ. За последнее время происходили значительные изменения в сфере государственного регулирования различных форм внешнеэкономической деятельности в РФ. Главная задача Министерства Торговли в области внешнеэкономической деятельности - координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями вышестоящих органов государственной власти и управления РФ, разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечении ее реализации.

Министерство финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономических операций, регулирует вопросы налогообложения, правила осуществления международных расчетов. Центральный Банк РФ играет существенную роль в сфере внешнеэкономической деятельности. Он уполномочен проводить любые операции в стране и за рубежом, представляет интересы России в центральных банках других стран и в международных валютно-финансовых организация, является главным органом валютного регулирования и одним из основных органов валютного контроля.

Непосредственное руководство  таможенным делом осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, участвующий в разработке и реализации таможенной политики РФ, в организации таможенного дела и таможенного контроля, в совершенствовании применения средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности.Помимо названных есть ряд структур, оказывающих содействие национальным производителям и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнерами - российские объединения производителей и экспортеров, торгово-промышленная палата РФ, администрации регионов и органы местного самоуправления.За годы реформирования в России созданы определенная база для осуществления внешнеэкономической деятельности в рыночных условиях.Вместе с тем, анализ хода экономических реформ, к сожалению, свидетельствует о неподготовленности и преждевременном открытии российской экономики. Результаты поспешной либерализации внешнеэкономической деятельности налицо: радикальное ухудшение структуры экспорта, нарастание импортозависимости как в отношении товаров народного потребления, так и в технико-технологическом плане, потеря некоторых внутренних рынков для отечественных производителей, внешних - для экспортеров вооружений и наукоемкой продукции.

Эффективность внешнеэкономической  деятельности была подорвана продажей на мировых рынках сырья по демпинговым  ценам. Таков был результат свободного выхода и государственных, и частных  российских предприятий на внешний  рынок.Результаты реформирования сферы ВЭД позволяют оценить несовершенство механизма государственного регулирования этой сферы.

Государственное регулирование  ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в  соответствии со следующими основными  принципами:

    • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
    • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
    • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
    • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
    • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

    • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
    • разработка соответствующих федеральных программ;
    • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
    • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
    • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
    • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
    • определение и реализация валютной политики страны;
    • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
    • контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
    • разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
    • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
    • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
    • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
    • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
    • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

 

 

2.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.

 

Общее законодательство регулирует экономическую  деятельность во всех ее видах и  сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

Изменения в экономике привели  также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим  и физическим лицам, организации  внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

• государственное регулирование  ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию  нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего  рынка и интересов отечественных  экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация  импортных поставок для федеральных  государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

• координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию  внешнеэкономической политики; координация  действий федеральных властей и  регионов в сфере ВЭД; совершенствование  институциональной организационной  структуры управления ВЭД; координация  действий российских экспортеров и  т.д.);

• оценка перспектив и текущего состояния  внешнеэкономических связей РФ 
(анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

• кадровое и информационное обеспечение  ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

• создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие  в деятельности соответствующих  международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие  в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

• участие в экспортно-импортных  операциях по ряду товарных групп  через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», 
«Росвнешторг» и др.);

• руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов  торгового советника при посольствах  РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных 
МВЭС в субъектах РФ.

 

 

 

Вывод

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению  с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена  необходимостью каждого государства  считаться с международными нормами  и принципами мировой торговли. Любое  государство при регулировании  внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения  эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран  и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной  таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а  с другой - правилами международных  организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования  ВЭД являются:

- стимулирование национальных  экспортеров:

- осуществление различных  организационных мер для укрепления  позиций национальных экспортеров  на мировых рынках;

- содействие росту заграничных  капиталовложений национальными  фирмами.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения  России в мировые хозяйственные  связи, так и на развитие единого  рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного  участия регионов РФ во внешнеэкономической  деятельности.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные  принципиальные подходы и механизмы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, хотя в этой сфере  до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к  поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической  деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к  либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых  и более высоких устанавливаемых  государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

В условиях перехода к открытой экономике внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Международный  опыт государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время  в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования ВЭД  является формирование ее законодательной  базы, создание благоприятных экономических  и организационных условий для  развития всех видов и форм ВЭД  и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением  субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

 

 

Использованная  литература

 

  1. Е.Ф. Авдокушкин "Международные экономические отношения" - М., 1998.
  2. К.А. Семенов "Международные экономические отношения" - М., 1998.
  3. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. - М.: Международные отношения, 1992.
  4. Прокушев Е.Ф. "Внешнеэкономическая деятельность". Учебно-практическое пособие. Москва, 1999 г. 
  5. Шимелик К. А. Международное правовое регулирование внешнеэкономической деятельности развивающихся стран. — Мн.: БГУ, 1999

 


Информация о работе Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности