Основные направления развития США 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Первая мировая война стимулировала экономическое развитие Соединенных Штатов Америки. Они оказались в эти годы в необычайно благоприятном положении.
Соединенные Штаты успешно использовали события в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам

Файлы: 1 файл

США в 20 веке.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

США в 20 веке  
Первая мировая война стимулировала экономическое развитие Соединенных Штатов Америки. Они оказались  в эти годы в необычайно благоприятном положении.  
Соединенные Штаты успешно использовали события в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам. Стоимость американского экспорта за годы войны увеличилась более чем втрое — с 2,4 млрд дол. в 1914 г. до 7,9 млрд дол. в 1919 г. Общая чистая прибыль американских монополий в течение 1914—1919 гг. составила около 34 млрд дол.  
Другим важнейшим итогом войны стало изменение международного финансового статуса США: они превратились в основного кредитора европейских государств, а Нью-Йорк стал международным финансовым центром. США предоставили займы европейским странам на военные нужды в размере свыше 11 млрддол.  
Таким образом, важным итогом развития США в 1914—1919 гг. было дальнейшее увеличение их экономической мощи, усиление их позиций в мировой экономике, закрепление за ними положения наиболее могущественной страны мира.  
Летом 1920 г. экономический подъем военных и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом. В этом первом послевоенном кризисе перепроизводства проявилось противоречие между разбухшим на военных заказах производственным аппаратом американской промышленности и узким рынком сбыта, вызванным покупательной  способностью населения. Экономический кризис вызвал значительные разрушения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Объем промышленного производства к апрелю 1921 г. сократился по сравнению с июнем 1920 г. в среднем на 32 %.  
Число безработных к 1922 г. достигло почти 5 млн человек.  
Кризис производству в промышленности переплелся с глубоким и разрушительным аграрным кризисом.  
К 1923 г. США удалось преодолеть экономические трудности, вызванные последствиями первой мировой войны и кризисом 1920—1921 гг. Экономический подъем, продолжавшийся до середины 1929 г. и связанные с ним увеличение позиций США в мировой экономике, повышение уровня и качества жизни американцев получили в экономической истории название "американское процветание" (невмешательство государства, "индивидуализм").  
"Великая депрессия" 1929—1933 гг. и обострение социальных противоречий. Паника на Нью-Йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. стала первым симптомом кризиса экономики США, переросшего в кризис мирового капиталистического хозяйства в целом.  
Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации.  
Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного производства. Общий объем продукции американской промышленности по сравнению с докризисным уровнем 1929 г. в 1930 г. составил 80,7 %, в 1931 г. - 68,1, а в 1932 г. - 53,8 %. Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса.  
В 1929—1933 гг. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. За четыре года, с 1929 по 1932, прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков страны с общей суммой депозитов более чем в 3,5 млрд дол.  
В 1933 г. в США, по данным правительственной статистики, насчитывалось 12,8 млн полностью безработных, доля которых в общей численности рабочей силы составляла почти 25 %.  
Реформы администрации Ф.Д.Рузвельта ("новый курс"), их результаты и значение. Теоретическую основу "нового курса" составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма.  
Реформы новой администрации охватили все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и трудовые отношения.  
Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37 %.  
В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара.  
Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.  
Наступление экономического кризиса в 1937 г. явилось неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с его последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90 °о уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г. и составил 17 % рабочей силы.  
Вместе с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали , что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени "нового курса" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.  
Особенности развития экономики в первое послевоенное десятилетие.  
За годы воины национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала.  
Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.  
С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Реконверсия проходила под контролем государства. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу.  
Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла" предусматривал оказание помощи европейским государствам.  
Благодаря "плану Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.  
Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г.  
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования.  
Вступление США во вторую половину 50-х гг. XX в. ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии, вызванными началом научно-технической революции. Она происходила на фоне демографических изменений и дальнейшего углубления процесса урбанизации.  
Xарактерной чертой НТР стала автоматизация производства, в частности создание и использование в производстве, банковском деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной техники.  
Быстро возрастала наукоемкость производства.  
Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе "новых рубежей", предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг.  
В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была положена идея стимулирования тем-дюв экономического роста.  
В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе "новых рубежей". Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол.  
В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций.  
Начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это было вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой "ориентиров" в области цен.  
В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.  
Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т.е. людей, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности".  
Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д.  
Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.  
Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.  
В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час.  
Всего же на "борьбу с бедностью" за период 1964—1968 гг. было израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социальных расходов составила к концу 60-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961—1966 гг. ВНП возрос на 4— 6 % в год. Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходимый для обновления основного капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного регулирования.  
Обострение противоречий социально-экономического развития СЩА в 70-е гг.  
С осени 1969 г. началось резкое падение промышленного производства, составившее за год 8 %. Оно затронуло как традиционные, так и новые, порожденные НТР отрасли промышленности. Уровень безработицы превысил отметку в 6 % рабочей силы, что составило около 5 млн человек. Покатились вниз стоимость акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, их курс упал на 300 млрд дол. Сократились прибыли корпораций, начались банкротства крупных фирм. Особенностями спада стали рост цен и нарастающая инфляция.  
Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом, развившемся в конце 1973 г.  
Энергетический кризис повлек за собой кризис мирового капиталистического хозяйства 1973—197^ гг. В США кризис проявился в более острой форме, чем в других развитых капиталистических странах, но по своим показателям он уступал "великой депрессии" 1929—1933 гг.  
Особенностями проявления кризиса были следующие: во-первых, свертывание производства сопровождалось ростом цен и неконтролируемой инфляцией; во-вторых, рост безработицы и увеличение резервной армии труда не привели к падению уровня заработной платы; в-третьих, циклический кризис производства переплелся со структурным, сырьевым и валютно-финансовым.  
Пришедшая к власти в 1976 г. демократическая администрация во главе с Дж. Картером столкнулась с грузом проблем, будораживших экономику Соединенных Штатов с начала 70-х гг. Рост производства шел вяло, по 1,5 % в год, уровень инфляции составлял 6 %, а безработицы — 8 %.  
Одной из важнейших перспективных целей экономической политики Картер объявил достижение сбалансированного федерального бюджета к 1981 г., в качестве первоочередных задач — борьбу с безработицей и инфляцией. В правительственной программе, предложенной Конгрессу, предусматривались налоговые льготы для бизнеса в целях стимулирования инвестиций.  
К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокой отметки —18%, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.  
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г.  
Итоги развития экономики к началу 90-х гг. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981—1988 гг.) и получил название "рейганомики".  
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:  
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;  
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;  
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;  
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.  
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973-1975 гг.  
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем.  
В итоге подъема 1983—1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 °/о, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.  
Главными факторами экономического подъема 1983— 1989 гг. стали следующие:  
1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения основного капитала;  
2) устойчивый рост реального объема личного потребления;  
3) стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволило привлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.  
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США.  
В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем за 1982—1988 гг.  
Депрессивное состояние американской экономики в 1989—1992 гг. объясняется нетолько циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.  
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд дол., растущий государственный долг — около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.  
В связи с этим главной задачей демократической администрации Б.Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.  
Экономическая стратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:  
а) акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;  
6) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;  
в) усиление роли государства в решении социальных проблем.  
За первые два года правления администрации Клинтона сократился уровень безработицы и инфляции, создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.
Соединенные Штаты Америки – наиболее экономически развитая страна мира. По

размерам  территории это государство занимает четвертое место в мире.

Площадь ее 9364 тыс. кв. км. Это республика, состоящая  из 50 штатов и

федерального  округа Колумбия (территория столицы  страны – Вашингтона). 48

штатов  располагаются компактно, 2 отдельно: Аляска, купленная у царского

правительства России в 1869 г., и Гавайские острова.

Экономико-географическое положение США очень выгодно: широкий фронт

морских границ на западе и на востоке (12 тыс. км.), прекрасные гавани. По

государственным строям США – федеративная республика, каждый штат имеет

свою конституцию, свои законодательные и исполнительные органы власти,

выборного губернатора, а также символику.

Продолжение текста работы - «История сша xx века»

Важную  роль в нынешнем процветании США  сыграло освоение огромных

богатств. Сегодня США занимают первое место  в западном мире по запасам

угля, урана, второе – по запасам газа, меди, цинка, железной руды. Многие

месторождения истощены. Не хватает руд легирующих металлов (хрома, никеля,

кобальта).

На обширной территории США проживает около 250 млн. человек, что

является  третьим показателем в мире. Современные  американцы, кроме

коренного населения (1% индейцев, эскимосов, алеутов, гавайцев), включает в

себя и  выходцев из различных стран мира (75%). Составной частью

американской  нации являются негры (12%), предки которых  были привезены из

Африки  для работ на плантациях. Большое  влияние на численность населения

оказывает иммиграция, ежегодный приток, который сейчас составляет около 1

млн. человек. Во второй половине XX века иммиграция из Европы значительно

уменьшилась, но зато увеличилось количество иммигрантов  из Азии, а особенно

из Латинской  Америки.

Промышленность  США отличается высоким уровнем  производственной и

территориальной концентрации. В ней представлены все существующие отрасли,

ориентированные на выпуск как массовый, так и  серийной продукции. 

ИСТОРИЯ США  В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.

США поздно вступили в первую мировую войну, и их людские потери были

невелики. За годы первой мировой войны промышленное производство сделало

большой скачек. Изменилось и финансово положение  США в мире. Из должника

Европы  они превратились в международного кредитора.

Крупный сдвиг  произошел в развитии материально-технической базы

американского капитализма. Крупные корпорации стали  инициаторами развития

массового производства. В авангарде технического прогресса были:

автомобильная, химическая, электротехническая промышленности, производство

бытовой техники. Конвейерные линии, впервые введенные Генри Фордом в 1914

г. на автомобильном  заводе в Мичигане, стали олицетворением технической и

технологической перестройки промышленного производства. Поточные линии

рационализация  и интенсификации начали вводиться  в производстве бытовой

техники.

Впечатляющие  успехи внедрения новой техники  и ускоренный рост

производства  породили новый термин «просперити» («процветание») и

иллюзорную  веру в бескризисное развитие.

Однако, в  этом развитии все острее появлялась проблема сбыта

продукции из-за низкой покупательной способности. Это была «ахиллесова

пята» американского  процветания. Это понимали немногие предприниматели.

Генри Форд приказал: «Снизьте цены до покупательной  способности», и

благодаря новым методом цена машины модели Т снизилась до 290 долларов.

Форд стал национальным героем. К 1925 г. Форд добился  впуска 9000 машин в

день. С 1927 года Форд пустил в производство модель А.

Форд запрещал во время работы разговаривать, петь, курить, свистеть.

Один критик заметил, что единственно, что рабочий должен был делать, это

«поставить  гайку 14 на болт 142 и повторять, повторять, повторять, пока

руки не начинали трястись, а ноги дрожать». Но Генри Форд платил своим

рабочим больше, чем другие предприниматели.

В то время  была изобретена новая формула «реклама + кредит =

процветание навсегда». Но продажа в кредит –  это долги. Бесконечно это

продолжаться  не могло. Между тем, зарплата росла  медленнее темпов роста

производства  и инфляции.

У американского  процветания был красивый фасад: развитие массовой

культуры. В жизнь обывателя вошел кинематограф, а с ним и кумиры кино Мери

Пикфорд, Чарлз Чаплин. Ежедневные газеты выходили массовыми тиражами. Почти

в каждом доме появилось радио. Каждый пятый  американец имел автомобиль.

Строились кинотеатры, стадионы для массовых спортивных зрелищ (футбол,

хоккей, бейсбол  и др.). Широкую популярность приобретают  джазовая музыка,

модные  новые танцы, демократизировалась  одежда, прически. Новая техника

меняла  условия быта.

Бешеный ритм экономического развития, олицетворявшего материальный

прогресс, новейшие достижения науки и техники, преобразование быта

сочетались  в США с ростом консерватизма  и воинственного индивидуализма.

Бизнес  добился отмены целого ряда законов, ущемлявших права хозяина, и

регламентаций военного времени. Предпринимателей раздражали непрестанные

забастовки  и требования профсоюзов. Деловая  Америка сопротивлялась

проведению  законодательства, подобного социальным реформам в европейских

странах. Охранительная реакция на революционные  события в Европе породила

кампании  против «красной угрозы».

Консерватизм  в США отгораживался от революционных  событий в Европе и

роста в  собственной стране социальных и  расовых конфликтов.

Активизировался ку-клукс-клан. Число членов в этой расистской

организации возросло в начале 20-x гг. в 10 раз и достигло 5 млн. человек.

Расовая дискриминация  приобрела значительный масштаб, особенно на Юге.

Школьный  учитель Скопс был осужден  за преподавание теории эволюции Ч.

Дарвина («обезьяний процесс»). Итальянские рабочие-иммигранты Сакко и

Ванцетти  были казнены на электрическом стуле  по сфабрикованному обвинению в

убийстве  заводского охранника.

Вакханалия  наживы и биржевые спекуляции имели  другую сторону: страну

сотрясали скандалы в связи с коррупцией ряда членов конгресса и

правительства. Процветал подпольный бизнес, особенно нелегальное

производство  и продажа спиртных напитков (в  США с 1920 по 1923 г.

действовал  «сухой закон»). В быстрорастущих городах  и в крупных

промышленных  центрах появились целые гангстерские синдикаты. Например,

гангстерский синдикат Ал Капоне безраздельно властвовал в Чикаго, пока его

главу не упрятали в 1931 году в тюрьму за «нарушение налогового

законодательства». Свои ал капоне появились в каждом мало-мальски в

значительном  городе.

В 20-е гг. США – страна контрастов: замечательные технические

нововведения, демонстрация огромных возможностей науки  и техники, но также

и накопление внутренних противоречий, социальных контрастов богатства и

бедности  основной массы населения. Спекулятивный  характер экономического

процветания порождал в правящих кругах страны иллюзии в незыблемость

существующего порядка. Даже в годы экономического подъема 60% населения США

не имели  минимума средств к существованию. Избранный в 1928 г. президентом

США известный  республиканский политик Герберт Гувер пообещал американцам

покончить с бедностью. Популярным стал его  девиз «Цыпленка – в каждую

Информация о работе Основные направления развития США 21 веке