Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:08, реферат
Первая мировая война стимулировала экономическое развитие Соединенных Штатов Америки. Они оказались в эти годы в необычайно благоприятном положении.
Соединенные Штаты успешно использовали события в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам
США
в 20 веке
Первая мировая война стимулировала экономическое
развитие Соединенных Штатов Америки.
Они оказались в эти годы в необычайно
благоприятном положении.
Соединенные Штаты успешно использовали
события в Европе для дальнейшего обогащения.
Они выступили в роли главного поставщика
военных материалов, продовольствия и
сырья воюющим государствам. Стоимость
американского экспорта за годы войны
увеличилась более чем втрое — с 2,4 млрд
дол. в 1914 г. до 7,9 млрд дол. в 1919 г. Общая
чистая прибыль американских монополий
в течение 1914—1919 гг. составила около 34
млрд дол.
Другим важнейшим итогом войны стало изменение
международного финансового статуса США:
они превратились в основного кредитора
европейских государств, а Нью-Йорк стал
международным финансовым центром. США
предоставили займы европейским странам
на военные нужды в размере свыше 11 млрддол.
Таким образом, важным итогом развития
США в 1914—1919 гг. было дальнейшее увеличение
их экономической мощи, усиление их позиций
в мировой экономике, закрепление за ними
положения наиболее могущественной страны
мира.
Летом 1920 г. экономический подъем военных
и первых послевоенных лет сменился экономическим
кризисом. В этом первом послевоенном
кризисе перепроизводства проявилось
противоречие между разбухшим на военных
заказах производственным аппаратом американской
промышленности и узким рынком сбыта,
вызванным покупательной способностью
населения. Экономический кризис вызвал
значительные разрушения во всех сферах
хозяйственной жизни страны. Объем промышленного
производства к апрелю 1921 г. сократился
по сравнению с июнем 1920 г. в среднем на
32 %.
Число безработных к 1922 г. достигло почти
5 млн человек.
Кризис производству в промышленности
переплелся с глубоким и разрушительным
аграрным кризисом.
К 1923 г. США удалось преодолеть экономические
трудности, вызванные последствиями первой
мировой войны и кризисом 1920—1921 гг. Экономический
подъем, продолжавшийся до середины 1929
г. и связанные с ним увеличение позиций
США в мировой экономике, повышение уровня
и качества жизни американцев получили
в экономической истории название "американское
процветание" (невмешательство государства,
"индивидуализм").
"Великая депрессия" 1929—1933 гг. и обострение
социальных противоречий. Паника на Нью-Йоркской
фондовой бирже 24 октября 1929 г. стала первым
симптомом кризиса экономики США, переросшего
в кризис мирового капиталистического
хозяйства в целом.
Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым
глубоким кризисом перепроизводства за
всю историю капитализма. Около четырех
лет экономика капиталистических стран
находилась в состоянии полнейшей дезорганизации.
Гигантская разрушительная сила кризиса
проявилась в резком падении промышленного
производства. Общий объем продукции американской
промышленности по сравнению с докризисным
уровнем 1929 г. в 1930 г. составил 80,7 %, в 1931
г. - 68,1, а в 1932 г. - 53,8 %. Период с лета 1932 г.
до весны 1933 г. стал временем наибольшего
углубления кризиса.
В 1929—1933 гг. произошло около 130 тыс. коммерческих
банкротств. За четыре года, с 1929 по 1932,
прекратили существование 5760 банков, т.е.
пятая часть всех банков страны с общей
суммой депозитов более чем в 3,5 млрд дол.
В 1933 г. в США, по данным правительственной
статистики, насчитывалось 12,8 млн полностью
безработных, доля которых в общей численности
рабочей силы составляла почти 25 %.
Реформы администрации Ф.Д.Рузвельта ("новый
курс"), их результаты и значение. Теоретическую
основу "нового курса" составили
воззрения английского экономиста Дж.М.
Кейнса о необходимости государственного
регулирования капиталистической экономики
для обеспечения бесперебойной работы
рыночного механизма.
Реформы новой администрации охватили
все сферы экономики: промышленность,
сельское хозяйство, финансовую и банковские
системы, а также социальные и трудовые
отношения.
Был принят чрезвычайный банковский закон,
в основу которого был положен дифференцированный
подход к открытию банков. Меры по "очищению"
банков привели к сокращению их числа.
Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных
банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939
гг. при сокращении числа банков на 15% объем
их активов вырос на 37 %.
В январе 1934 г. была проведена девальвация
доллара.
Девальвация доллара, изъятие монетного
золота из частных рук, облегчение доступа
к кредиту способствовали повышению цен
и создали механизм инфляционного развития
американской экономики, одновременно
давая тем самым в руки государства средства
для проведения реформ в других отраслях
хозяйства.
Наступление экономического кризиса в
1937 г. явилось неожиданным. Лишь в 1939 г.
экономика США справилась с его последствиями,
но до второй мировой войны стране так
и не удалось достичь докризисного уровня
производства. Индекс промышленного производства
в 1939 г. составил 90 °о уровня 1932 г. Уровень
безработицы в 6 раз превысил уровень 1929
г. и составил 17 % рабочей силы.
Вместе с тем реформы "нового курса"
имели важное значение для развития как
американского, так и мирового хозяйства.
Они продемонстрировали роль государственного
регулирования в системе капиталистического
хозяйства и показали , что гибкое и умеренное
регулирование экономики, особенно в трудные
периоды ее развития, является жизненно
необходимым. Со времени "нового курса"
государственное вмешательство в хозяйственную
жизнь, применяемое в разных формах, стало
неотъемлемой частью рыночного механизма
США. Важнейшим итогом реформ было и то,
что они ознаменовали серьезный сдвиг
в социальном развитии страны.
Особенности развития экономики в первое
послевоенное десятилетие.
За годы воины национальный доход США
удвоился, более чем вдвое возросло промышленное
производство. Поставки сырья, продовольствия
и военного снаряжения союзникам, финансируемые
государством, стимулировали обновление
основного капитала.
Война ускорила процесс интенсификации
сельского хозяйства: механизация и химизация
производства стимулировались огромным
спросом на американское продовольствие,
что позволило фермерам резко увеличить
свои доходы.
С окончанием войны перед страной встала
проблема реконверсии, т.е. перевода экономики
с военных на мирные рельсы. Реконверсия
проходила под контролем государства.
Была ускорена продажа государственных
военных заводов и запасов продовольствия
частному бизнесу.
Смягчению послевоенной рецессии способствовали
осуществление "плана Маршалла" и
война в Корее. "План Маршалла" предусматривал
оказание помощи европейским государствам.
Благодаря "плану Маршалла" США избавились
от излишков продукции, не находившей
сбыта внутри страны, а также смогли увеличить
инвестиции в экономику европейских стран.
Стимулирующее воздействие на американскую
экономику оказала война в Корее, начавшаяся
в январе 1950 г.
За время войны в Корее в промышленность
США было инвестировано до 30 млрд дол.,
т.е. больше, чем за всю вторую мировую
войну. Ускорилась амортизация новых промышленных
предприятий и оборудования.
Вступление США во вторую половину 50-х
гг. XX в. ознаменовалось сдвигами в экономическом
и социальном развитии, вызванными началом
научно-технической революции. Она происходила
на фоне демографических изменений и дальнейшего
углубления процесса урбанизации.
Xарактерной чертой НТР стала автоматизация
производства, в частности создание и
использование в производстве, банковском
деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной
техники.
Быстро возрастала наукоемкость производства.
Порожденные НТР проблемы требовали расширения
функций и изменения роли буржуазного
государства в плане определения новых
приоритетов в стратегии управления экономикой.
Эти новые задачи государства нашли отражение
в программе "новых рубежей", предложенной
демократической администрацией Дж. Кеннеди
в начале 60-х гг.
В основу социально-экономической программы
правительства Кеннеди была положена
идея стимулирования тем-дюв экономического
роста.
В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось
провести через Конгресс ряд важных мер
в социальной области, предусмотренных
в программе "новых рубежей". Так,
минимум почасовой заработной платы, составлявший
в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол.
В арсенале средств государственного
регулирования администрация широко использовала
рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной
политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации
основного капитала для всех корпораций
и введена налоговая скидка на капиталовложения.
Эти меры позволили существенно увеличить
рост инвестиций.
Начало президентства Кеннеди совпало
с фазой циклического подъема в экономике.
Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась:
темпы роста замедлились, уровень безработицы
замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем
капиталовложений. В мае этого же года
произошло самое сильное с 1929 г. падение
акций на бирже. Отчасти это было вызвано
недовольством верхушки крупного капитала
политикой "ориентиров" в области
цен.
В конечном счете президент вынужден был
пойти на некоторую переориентацию своей
политики в угоду крупному бизнесу.
Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего
в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к
осуществлению социальных реформ, получивших
название программы "великого общества".
Ее центральным звеном стала "война
с бедностью", направленная на улучшение
положения беднейших слоев населения
США. Согласно статистике в 1964 г. в стране
насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило
около 20 % населения, т.е. людей, чьи реальные
доходы были ниже "уровня бедности".
Наступление на проблему бедности было
обусловлено объективными причинами.
Во-первых, массовая бедность стала серьезным
тормозом для производства рабочей силы
и обеспечения необходимого уровня потребления
в условиях НТР. Во-вторых, она создавала
почву для расовых конфликтов, обострения
социальных проблем, роста преступности,
безработицы и т.д.
Из федеральных программ важное место
принадлежало программе дошкольной подготовки
детей бедняков.
Вводилось медицинское страхование для
престарелых граждан, а семьи с доходами
ниже "границы бедности" получили
право на льготные условия медицинской
помощи за счет специальных федеральных
субсидий штатам.
В 1968 г. минимум заработной платы был поднят
до 1,6 дол. в час.
Всего же на "борьбу с бедностью"
за период 1964—1968 гг. было израсходовано
10 млрд дол., общая сумма социальных расходов
составила к концу 60-х гг. около 40 % расходной
части федерального бюджета. Выделение
этих средств стало возможным благодаря
экономическому росту: в 1961—1966 гг. ВНП
возрос на 4— 6 % в год. Среди основных факторов,
способствовавших сравнительно быстрому
экономическому развитию США в этот период,
были: а) высокий уровень капиталовложений,
необходимый для обновления основного
капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских
расходов населения; в) возрастание роли
и масштабов государственного регулирования.
Обострение противоречий социально-экономического
развития СЩА в 70-е гг.
С осени 1969 г. началось резкое падение
промышленного производства, составившее
за год 8 %. Оно затронуло как традиционные,
так и новые, порожденные НТР отрасли промышленности.
Уровень безработицы превысил отметку
в 6 % рабочей силы, что составило около
5 млн человек. Покатились вниз стоимость
акций на Нью-Йоркской фондовой бирже,
их курс упал на 300 млрд дол. Сократились
прибыли корпораций, начались банкротства
крупных фирм. Особенностями спада стали
рост цен и нарастающая инфляция.
Ситуация в экономике США резко обострилась
в связи с мировым энергетическим кризисом,
развившемся в конце 1973 г.
Энергетический кризис повлек за собой
кризис мирового капиталистического хозяйства
1973—197^ гг. В США кризис проявился в более
острой форме, чем в других развитых капиталистических
странах, но по своим показателям он уступал
"великой депрессии" 1929—1933 гг.
Особенностями проявления кризиса были
следующие: во-первых, свертывание производства
сопровождалось ростом цен и неконтролируемой
инфляцией; во-вторых, рост безработицы
и увеличение резервной армии труда не
привели к падению уровня заработной платы;
в-третьих, циклический кризис производства
переплелся со структурным, сырьевым и
валютно-финансовым.
Пришедшая к власти в 1976 г. демократическая
администрация во главе с Дж. Картером
столкнулась с грузом проблем, будораживших
экономику Соединенных Штатов с начала
70-х гг. Рост производства шел вяло, по
1,5 % в год, уровень инфляции составлял
6 %, а безработицы — 8 %.
Одной из важнейших перспективных целей
экономической политики Картер объявил
достижение сбалансированного федерального
бюджета к 1981 г., в качестве первоочередных
задач — борьбу с безработицей и инфляцией.
В правительственной программе, предложенной
Конгрессу, предусматривались налоговые
льготы для бизнеса в целях стимулирования
инвестиций.
К январю 1980 г. уровень инфляции достиг
сверхвысокой отметки —18%, среднегодовой
индекс потребительских цен возрос до
13,5 %. Оказалась недостижимой и главная
цель экономической политики демократов
— сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный
дефицит составил 59,6 млрд дол.
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы
американской экономики. Углубился структурный
кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном
промышленном производстве капиталистического
мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980
г. Уменьшился удельный вес США в общем
объеме экспорта капиталистических стран
с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г.
Итоги развития экономики к началу 90-х
гг. Экономические трудности 70-х гг. поставили
под сомнение правильность системы государственного
регулирования рыночной экономики, вызвали
пересмотр теоретических посылок и практики
государственной экономической политики
США. Кейнсианская концепция была заменена
консервативным вариантом государственного
регулирования, который на практике осуществлялся
в годы правления республиканской администрации
президента Р.Рейгана (1981—1988 гг.) и получил
название "рейганомики".
Программа оздоровления американской
экономики, выдвинутая рейгановской администрацией
в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и
личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных
расходов за счет сокращения социальных
программ;
3) дерегулирование предпринимательской
деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной
политики, направленной на преодоление
инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось
с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг.
экономику страны охватил новый экономический
кризис, который сказался на положении
фирм во многих случаях сильнее, чем кризис
1973-1975 гг.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный
подъем.
В итоге подъема 1983—1989 гг. реальный объем
ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили
их предкризисные максимальные уровни
1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления
в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что
было связано с увеличением численности
занятых. Американская экономика смогла
создать более 17 млн рабочих мест, главным
образом в отраслях сферы услуг. Норма
безработицы составила 5 °/о, находясь
на самом низком уровне за период после
1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал
о росте доходов населения и явился стимулом
хозяйственного подъема.
Главными факторами экономического подъема
1983— 1989 гг. стали следующие:
1) завершение структурной перестройки
экономики, что создало условия для ускорения
обновления и расширения основного капитала;
2) устойчивый рост реального объема личного
потребления;
3) стабилизация курса доллара на сравнительно
низком уровне относительно валют других
стран, что позволило привлечь в американскую
экономику огромные финансовые ресурсы
других стран.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные
тенденции в экономическом развитии США.
В конце 80-х гг. после самого длительного
подъема экономика США вступила в период
резкого замедления темпов роста. За 1989—1992
гг. среднегодовой прирост реального объема
ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем
за 1982—1988 гг.
Депрессивное состояние американской
экономики в 1989—1992 гг. объясняется нетолько
циклическим ослаблением всех основных
компонентов спроса, но и воздействием
специфических нециклических факторов,
важнейшими из которых были кризисные
процессы в кредитно-финансовой сфере
и сокращение государственных военных
закупок.
Острой экономической проблемой начала
90-х гг. стал дефицит государственного
бюджета — 290 млрд дол., растущий государственный
долг — около 4 млрд, что привело к сокращению
инвестиционной активности в стране, вытеснению
частных заемщиков с рынка ссудных капиталов
и превращению США в крупнейшего должника
в мире.
В связи с этим главной задачей демократической
администрации Б.Клинтона стало оздоровление
экономики путем стимулирования инвестиционного
процесса.
Экономическая стратегия президента Клинтона
характеризуется следующими чертами:
а) акцентирование внимания на долгосрочных
проблемах, активное применение фискальных
мер в отличие от монетарной политики;
6) использование государственного регулирования
с целью поддержки НИОКР, развития государственной
инфраструктуры, создания благоприятных
условий для деятельности малого бизнеса;
в) усиление роли государства в решении
социальных проблем.
За первые два года правления администрации
Клинтона сократился уровень безработицы
и инфляции, создано 6 млн новых рабочих
мест, более эффективно стали работать
структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета,
расширилась внешняя торговля.
Соединенные Штаты Америки – наиболее
экономически развитая страна мира. По
размерам территории это государство занимает четвертое место в мире.
Площадь ее 9364 тыс. кв. км. Это республика, состоящая из 50 штатов и
федерального округа Колумбия (территория столицы страны – Вашингтона). 48
штатов располагаются компактно, 2 отдельно: Аляска, купленная у царского
правительства России в 1869 г., и Гавайские острова.
Экономико-географическое положение США очень выгодно: широкий фронт
морских границ на западе и на востоке (12 тыс. км.), прекрасные гавани. По
государственным строям США – федеративная республика, каждый штат имеет
свою конституцию,
свои законодательные и
выборного губернатора, а также символику.
Продолжение текста работы - «История сша xx века»
Важную роль в нынешнем процветании США сыграло освоение огромных
богатств. Сегодня США занимают первое место в западном мире по запасам
угля, урана, второе – по запасам газа, меди, цинка, железной руды. Многие
месторождения истощены. Не хватает руд легирующих металлов (хрома, никеля,
кобальта).
На обширной территории США проживает около 250 млн. человек, что
является третьим показателем в мире. Современные американцы, кроме
коренного населения (1% индейцев, эскимосов, алеутов, гавайцев), включает в
себя и выходцев из различных стран мира (75%). Составной частью
американской нации являются негры (12%), предки которых были привезены из
Африки для работ на плантациях. Большое влияние на численность населения
оказывает иммиграция, ежегодный приток, который сейчас составляет около 1
млн. человек. Во второй половине XX века иммиграция из Европы значительно
уменьшилась, но зато увеличилось количество иммигрантов из Азии, а особенно
из Латинской Америки.
Промышленность США отличается высоким уровнем производственной и
территориальной концентрации. В ней представлены все существующие отрасли,
ориентированные
на выпуск как массовый, так и
серийной продукции.
ИСТОРИЯ США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.
США поздно вступили в первую мировую войну, и их людские потери были
невелики. За годы первой мировой войны промышленное производство сделало
большой скачек. Изменилось и финансово положение США в мире. Из должника
Европы они превратились в международного кредитора.
Крупный сдвиг произошел в развитии материально-технической базы
американского капитализма. Крупные корпорации стали инициаторами развития
массового производства. В авангарде технического прогресса были:
автомобильная, химическая, электротехническая промышленности, производство
бытовой техники. Конвейерные линии, впервые введенные Генри Фордом в 1914
г. на автомобильном заводе в Мичигане, стали олицетворением технической и
технологической
перестройки промышленного
рационализация и интенсификации начали вводиться в производстве бытовой
техники.
Впечатляющие успехи внедрения новой техники и ускоренный рост
производства породили новый термин «просперити» («процветание») и
иллюзорную веру в бескризисное развитие.
Однако, в этом развитии все острее появлялась проблема сбыта
продукции из-за низкой покупательной способности. Это была «ахиллесова
пята» американского процветания. Это понимали немногие предприниматели.
Генри Форд приказал: «Снизьте цены до покупательной способности», и
благодаря новым методом цена машины модели Т снизилась до 290 долларов.
Форд стал национальным героем. К 1925 г. Форд добился впуска 9000 машин в
день. С 1927 года Форд пустил в производство модель А.
Форд запрещал во время работы разговаривать, петь, курить, свистеть.
Один критик заметил, что единственно, что рабочий должен был делать, это
«поставить гайку 14 на болт 142 и повторять, повторять, повторять, пока
руки не начинали трястись, а ноги дрожать». Но Генри Форд платил своим
рабочим больше, чем другие предприниматели.
В то время была изобретена новая формула «реклама + кредит =
процветание навсегда». Но продажа в кредит – это долги. Бесконечно это
продолжаться не могло. Между тем, зарплата росла медленнее темпов роста
производства и инфляции.
У американского процветания был красивый фасад: развитие массовой
культуры. В жизнь обывателя вошел кинематограф, а с ним и кумиры кино Мери
Пикфорд, Чарлз Чаплин. Ежедневные газеты выходили массовыми тиражами. Почти
в каждом доме появилось радио. Каждый пятый американец имел автомобиль.
Строились кинотеатры, стадионы для массовых спортивных зрелищ (футбол,
хоккей, бейсбол и др.). Широкую популярность приобретают джазовая музыка,
модные новые танцы, демократизировалась одежда, прически. Новая техника
меняла условия быта.
Бешеный ритм экономического развития, олицетворявшего материальный
прогресс, новейшие достижения науки и техники, преобразование быта
сочетались
в США с ростом консерватизма
и воинственного
Бизнес добился отмены целого ряда законов, ущемлявших права хозяина, и
регламентаций военного времени. Предпринимателей раздражали непрестанные
забастовки и требования профсоюзов. Деловая Америка сопротивлялась
проведению законодательства, подобного социальным реформам в европейских
странах. Охранительная реакция на революционные события в Европе породила
кампании против «красной угрозы».
Консерватизм в США отгораживался от революционных событий в Европе и
роста в собственной стране социальных и расовых конфликтов.
Активизировался ку-клукс-клан. Число членов в этой расистской
организации возросло в начале 20-x гг. в 10 раз и достигло 5 млн. человек.
Расовая дискриминация приобрела значительный масштаб, особенно на Юге.
Школьный учитель Скопс был осужден за преподавание теории эволюции Ч.
Дарвина («обезьяний процесс»). Итальянские рабочие-иммигранты Сакко и
Ванцетти были казнены на электрическом стуле по сфабрикованному обвинению в
убийстве заводского охранника.
Вакханалия наживы и биржевые спекуляции имели другую сторону: страну
сотрясали скандалы в связи с коррупцией ряда членов конгресса и
правительства. Процветал подпольный бизнес, особенно нелегальное
производство и продажа спиртных напитков (в США с 1920 по 1923 г.
действовал «сухой закон»). В быстрорастущих городах и в крупных
промышленных
центрах появились целые
гангстерский синдикат Ал Капоне безраздельно властвовал в Чикаго, пока его
главу не упрятали в 1931 году в тюрьму за «нарушение налогового
законодательства». Свои ал капоне появились в каждом мало-мальски в
значительном городе.
В 20-е гг. США – страна контрастов: замечательные технические
нововведения, демонстрация огромных возможностей науки и техники, но также
и накопление внутренних противоречий, социальных контрастов богатства и
бедности основной массы населения. Спекулятивный характер экономического
процветания порождал в правящих кругах страны иллюзии в незыблемость
существующего порядка. Даже в годы экономического подъема 60% населения США
не имели минимума средств к существованию. Избранный в 1928 г. президентом
США известный
республиканский политик
покончить с бедностью. Популярным стал его девиз «Цыпленка – в каждую
Информация о работе Основные направления развития США 21 веке