Особенности функционирования российского рынка золота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется тем, что многие эксперты считают, что сегодня золото перестало быть валютой само по себе.
"Вечный металл" все больше становится политическим инструментом, говорят они, - ибо его рыночная цена управляется из кабинетов центральных банков ведущих стран мира и зависит от общего состояния мировых финансов. В то же время, как это ни парадоксально, золото как валюта коренным образом несовместимо с современной всемирной финансовой системой. После отмены золотого стандарта в 1971 г., с ценой золота не связана ни одна валюта.
Рынок золота стал практически беззащитен перед колебаниями мировой экономики. Курс золота, как чуткий барометр указывает периоды спадов и подъемов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Организационные основы функционирования рынка золота……….….
1.1. Сущность, виды и особенности функционирования рынка золота……
1.2. Система ценообразования на рынке золота……………………………..
Глава 2. Тенденции функционирования мирового рынка золота………………
Глава 3. Особенности функционирования российского рынка золота…………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ЗОЛОТА.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время  на рынке золота появились признаки демпинговой стратегии, проводимой Гохраном России и ЦБР в отношении  субъектов добычи и производства золота. Она проявляется в форме  завышения закупочных цен первым и предоставления “дешевых” целевых кредитов агентам последнего. Анализ тенденции показывает, что эта ситуация вскоре может поставить коммерческие банки (в их основной массе) в низкодоходную и высокорисковую позицию на рынке золота.

Однако, несмотря на указанные трудности  формирования рынка золота, этот металл медленно, но уверенно формирует свой рынок и как банковский продукт, и как товар, растет также спрос на него и в качестве государственного квазимонетарного актива.

Принято считать, что в России отсутствуют  реальные предпосылки создания в ближайшее время организованного биржевого рынка физического золота, как это предусмотрено ст. 3 федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 г. “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, а также внебиржевого рынка в его достаточно развитых формах.

Причинами этого является недостаточная  ликвидность российского рынка золота, приводящая к неэффективности операций с ним внутри страны, неразвитость рынков срочных контрактов (фьючерсы, опционы, форварды), отсутствие на рынке золота крупных инвесторов и спроса населения на него, как инвестиционного, так и спекулятивного.

Однако уже сейчас важно обозначить резервы развития российского рынка золота, которые, возможно, завтра, в изменившихся условиях развития транзитивной экономики, станут приоритетными и улучшат имеющиеся прогнозы создания этого рынка.

Считаем, что развитие российского  рынка золота в ближайшем будущем  может пойти по двухэтапному сценарию.

На первом этапе (до 2002 г.) на базе существующих в России торгово-расчетных систем и международной сети Интернет возможно организовать функционирование электронной биржи золота (условно назовем ее Интернет-биржа “Золото”).

На втором этапе (до 2005 г.) на базе опыта  и результатов функционирования Интернет-биржи “Золото” появятся условия для открытия биржи драгоценных металлов - известно, что в настоящее время упомянутый выше закон находится в законодательной доработке и в него будут внесены существенные изменения и дополнения.

К числу потенциальных резервов12, имеющих место или вызревающих в недрах российской и мировой экономики, мы относим такие недостаточно эффективно задействованные резервы рыночного хозяйства в сфере золота, как информационно-сетевой, административный, организационный, сырьевой и кредитно-финансовый.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЗЕРВ.

Для обеспечения взаимодействия Интернет-биржи “Золото” с государством предлагается задействовать в ее рамках административный резерв государственного учреждения - Гохрана России при Минфине РФ. Положением о Гохране России (п. 5, абз. 8) предусмотрена возможность справочно-информационного обслуживания юридических лиц, в том числе из стран СНГ, по вопросам учета, обеспечения сохранности, хранения, экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней на договорной основе, направленного на повышение эффективности их деятельности.

Сведения о мировом и российском рынке драгоценных металлов и  драгоценных камней можно будет формировать в базе данных из любых доступных источников информации, в том числе из международной сети Интернет. Пользователями базы данных смогут стать Банк России, администрации и государственные фонды субъектов Федерации, коммерческие банки, субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, аффинажные и ювелирные заводы, товарные, фондовые и валютные биржи, ломбарды, СМИ, а также сотрудники Минфина и Гохрана России, иных государственных учреждений и ведомств.

Наличие централизованной базы данных позволит производителям драгоценных металлов и драгоценных камней уйти от диктата коммерческих банков, облегчить поиск наиболее оптимальных источников финансирования и сбыта своей продукции, что сделает рынок золота в перспективе более динамичным, прозрачным и объективным.

Разработка и внедрение специализированной базы данных позволит Гохрану России на долговременной основе приобрести еще один источник внебюджетного финансирования своей деятельности, тем более что организация и проведение работ по созданию базы данных и выхода в сеть Интернет не потребует от Гохрана России вложения дополнительных бюджетных средств.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕЗЕРВ.

К числу неиспользуемого до сих пор организационного резерва российского рынка золота мы относим государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации (далее (госфонды), могущие выступать равноправными участниками этого рынка.

Активная помощь Минфина и Гохрана России администрациям субъектов Федерации в вопросах создания госфондов сможет принести выгоду и дать новые преимущества и Гохрану России, и субъектам Федерации, и государству в целом.

Для Гохрана России:

• У государственных  служащих повысится уровень информированности о процессах, происходящих в сфере недропользования, что позволит Минфину России использовать реальные данные при разработке государственных стратегий инвестирования золотодобывающей отрасли.

• За счет “возмездности” услуг по размещению на хранение золота госфондов с выдачей золотых варрантов появится дополнительный источник вне-

бюджетных средств.

• Повысится весомость  вклада Гохрана России в процессы стабилизации российской региональной экономики переходного периода.

Для субъекта Федерации:

• За счет создания госфонда произойдет конвертация бюджетных  резервов региона  в  золотовалютные ценности, не подверженные инфляции, что по-

зитивно повлияет на ликвидность  бюджета развития субъекта Федерации.

• В качестве финансового  института госфонд укрепит финансово-хозяйственный  механизм деятельности субъекта Федерации, казначейской системы, а также режимы функционирования добывающих и перерабатывающих золото предприятий.

• Золото госфонда, выступая в качестве залогового средства, сможет повысить инвестиционный рейтинг субъекта Федерации, способствуя тем самым привлечению кредитов и инвестиций в социально-значимые программы региона.

• Специалисты госфонда смогут принять профессиональное участие  в поиске инвесторов в экономику субъекта Федерации и в сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых под залог и гарантии госфонда.

• За счет спроса со стороны  администрации субъекта Федерации на золото, необходимое для формирования госфонда, произойдет рост его ликвидности. Оно станет менее доступным для коммерческих банков, скупающих его в настоящее время из-за отсутствия бюджетных средств на формирование госфондов и вывозящих за рубеж практически во всем объеме производства.

• На базе золота госфонда возможно открытие и развитие местных  ювелирных производств и создание дополнительных рабочих мест. Использование золота в местном ювелирном производстве позволит сократить транзакционные издержки в технологической цепочке: добыча золотоносного сырья => его переработка => запуск в производство золота.

• По совокупности указанных  выше обстоятельств произойдет укрепление экономической безопасности субъекта Федерации и оздоровление его финансово-экономической и социально-политической обстановки.

Для государства:

• Произойдет связывание бюджетных резервов регионов в ценности госфондов, которые могут быть вывезены за пределы регионов или за границу, что укрепит бюджетный потенциал его казначейства.

• Госфонды станут центрами роста и закрепления бюджетов развития субъектов Федерации, а  у государственных надзорных  органов появится возможность регулярного государственного контроля излишков хранимого золота непосредственно в местах его добычи и производства.

• Минфин России сможет секьюритизировать золото госфондов (через золотые варранты) и использовать их в качестве залога при решении  вопросов реструктуризации выплат внутреннего и внешнего долга страны.

В субъектах Федерации  стабилизируется социально-политическая и экономическая обстановка, что окажет позитивное влияние на национальную безопасность России. В рамках разграничения полномочий федеральный центр не на словах, а на деле передаст в субъекты Федерации через госфонды функции, связанные с поощрением региональной инвестиционной активности и поддержкой предпринимательства, что позволит регионам более результативно участвовать в становлении российского рынка золота.

СЫРЬЕВОЙ РЕЗЕРВ.

Под “сырьевым резервом”  рыночного золота мы понимаем золото, извлеченное из вторичного сырья (далее — “вторичное” золото). Существуют две базовые технологии его производства.

Первая связана с  получением “вторичного” золота, образующегося  в процессе утилизации бытовых изделий, лома и отходов продукции с содержанием золота, предметов и объектов вооружения и военной техники. Эта технология уже хорошо освоена производителями золота и вносит весомый вклад в формирование Госфонда России.

Однако процесс производства “вторичного” золота в России не имеет  четкого законодательного регулирования и, как следствие, отработанной рыночной технологии, что приводит к его недопроизводству (для сравнения: в США объем производства “вторичного” золота составляет до 40% от объема добычи первичного, а в России — лишь около 1% при условии, что общие запасы “вторичного” золота в России оцениваются до 600 тонн). 
Вторая технология получения “вторичного” золота базируется на переработке отвалов (“хвостов”) золотодобывающих, металлургических, химических и других предприятий, содержащих драгметаллы, используя научно-технический потенциал российских технологий (в том числе разработанных для радиоактивных производств).

Преимущества этой производственной ниши:

• невысокий лицензионный сбор (по сравнению с лицензионным сбором за разработку недр);

• отсутствие налогов  за использование недр и на восполнение  минерально-сырьевой базы:

• практически круглогодичный цикл работ;

• более низкая, чем  при извлечении из недр, себестоимость  добываемого золота.

Недостатки: низкое содержание золота (до 5 г на 1 тонну), которое может компенсироваться реализацией другой продукции, извлекаемой из отвалов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях содержимое драгметаллов может составлять и до 10 г на 1 тонну породы отвала. Объясняется это тем, что до последних лет эффективность деятельности золотодобывающих предприятий определялась не количеством добываемого золота, а объемом переработки горных пород. Однако для извлечения золота, которое не было получено по разным причинам при добыче по устаревшим технологиям (10, 20 и даже 50 лет назад), требуется внедрение современных технологических процессов. 
Как показывают предварительные расчеты, экономика баланса реализации стратегии (преимуществ и недостатков) положительная. Себестоимость добываемого металла из отвалов находится в диапазоне от 3,5 до 6,0 долл. за 1 грамм в золотом эквиваленте и имеет тенденцию к снижению до своего минимума на 2—3-й год отработки отвала.

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ.

Внедрение любых из вышеперечисленных  резервов развития российского рынка золота требует совершенствования существующих и создания новых форм кредитно-финансового обслуживания субъектов добычи и производства золота.

Сложившаяся на рынке  российского золота ситуация показывает, что стратегия банка-посредника между недропользователями и покупателями золота себя исчерпала. Если банк заинтересован в долгосрочном (5—15 лет) процессе получения стабильного дохода, исчисляемого десятками процентов на вложенный капитал, то необходимо внедрять другие стратегии. Одной из таких стратегий может быть покупка средних и крупных золотодобывающих предприятий или создание собственной инфраструктуры по добыче или извлечению золота в нетрадиционной товарной нише.

Радикальным подходом к  решению проблемы наличия оборотного золота у коммерческого банка является создание “собственных” недропользователей, работающих одновременно в товарных нишах “первичного” и “вторичного” золота.

Разработку месторождений  целесообразно осуществлять на условиях вхождения в производственный капитал  совместно с владельцем лицензии на недра, а разработку отвалов производить дочерними структурами банка, что позволит ему уверенней действовать в условиях жесткой конкуренции с другими банками.

Создав собственную  инфраструктуру по добыче золота, банк может существенно увеличить доходность операций на вторичном рынке посредством включения золота в оборот ювелирной продукции или в производство технических компонентов с золотом в качестве катализаторов и т.д. 
К числу мероприятий, развивающих существующие механизмы и инструменты кредитования банком недропользователей и производителей “вторичного” золота, следует отнести внедрение гибких механизмов возврата кредита. 
Обычная банковская практика предполагает наличие жесткого обеспечения по кредитным операциям. К такому обеспечению относятся залог недвижимости, ликвидных корпоративных или государственных ценных бумаг, современного производственного оборудования, гарантии серьезных финансовых институтов. Понимая возможные затруднения предприятия по предоставлению подобного обеспечения, некоторые банки готовы рассматривать и другие виды покрытия кредитных рисков, например устойчивые обороты по расчетному счету в банке и четкое соблюдение графика поставок металла за прошлый период, личные поручительства учредителей предприятия или поручительства аффилированных компаний.

Существует еще одна возможность получения финансирования под расширение или модернизацию производства. В случае закупки нового оборудования, наличия обоснованного бизнес-плана и прозрачной схемы движения сырья вплоть, аффинажа и поставки слитков золота дополнительного обеспечения может не понадобиться.

Информация о работе Особенности функционирования российского рынка золота