Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется тем, что многие эксперты считают, что сегодня золото перестало быть валютой само по себе.
"Вечный металл" все больше становится политическим инструментом, говорят они, - ибо его рыночная цена управляется из кабинетов центральных банков ведущих стран мира и зависит от общего состояния мировых финансов. В то же время, как это ни парадоксально, золото как валюта коренным образом несовместимо с современной всемирной финансовой системой. После отмены золотого стандарта в 1971 г., с ценой золота не связана ни одна валюта.
Рынок золота стал практически беззащитен перед колебаниями мировой экономики. Курс золота, как чуткий барометр указывает периоды спадов и подъемов.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Организационные основы функционирования рынка золота……….….
1.1. Сущность, виды и особенности функционирования рынка золота……
1.2. Система ценообразования на рынке золота……………………………..
Глава 2. Тенденции функционирования мирового рынка золота………………
Глава 3. Особенности функционирования российского рынка золота…………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………
В последнее время на рынке золота появились признаки демпинговой стратегии, проводимой Гохраном России и ЦБР в отношении субъектов добычи и производства золота. Она проявляется в форме завышения закупочных цен первым и предоставления “дешевых” целевых кредитов агентам последнего. Анализ тенденции показывает, что эта ситуация вскоре может поставить коммерческие банки (в их основной массе) в низкодоходную и высокорисковую позицию на рынке золота.
Однако, несмотря на указанные трудности формирования рынка золота, этот металл медленно, но уверенно формирует свой рынок и как банковский продукт, и как товар, растет также спрос на него и в качестве государственного квазимонетарного актива.
Принято считать, что в России отсутствуют реальные предпосылки создания в ближайшее время организованного биржевого рынка физического золота, как это предусмотрено ст. 3 федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 г. “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, а также внебиржевого рынка в его достаточно развитых формах.
Причинами этого является недостаточная ликвидность российского рынка золота, приводящая к неэффективности операций с ним внутри страны, неразвитость рынков срочных контрактов (фьючерсы, опционы, форварды), отсутствие на рынке золота крупных инвесторов и спроса населения на него, как инвестиционного, так и спекулятивного.
Однако уже сейчас важно обозначить резервы развития российского рынка золота, которые, возможно, завтра, в изменившихся условиях развития транзитивной экономики, станут приоритетными и улучшат имеющиеся прогнозы создания этого рынка.
Считаем, что развитие российского рынка золота в ближайшем будущем может пойти по двухэтапному сценарию.
На первом этапе (до 2002 г.) на базе существующих в России торгово-расчетных систем и международной сети Интернет возможно организовать функционирование электронной биржи золота (условно назовем ее Интернет-биржа “Золото”).
На втором этапе (до 2005 г.) на базе опыта и результатов функционирования Интернет-биржи “Золото” появятся условия для открытия биржи драгоценных металлов - известно, что в настоящее время упомянутый выше закон находится в законодательной доработке и в него будут внесены существенные изменения и дополнения.
К числу потенциальных резервов12
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЗЕРВ.
Для обеспечения взаимодействия Интернет-биржи “Золото” с государством предлагается задействовать в ее рамках административный резерв государственного учреждения - Гохрана России при Минфине РФ. Положением о Гохране России (п. 5, абз. 8) предусмотрена возможность справочно-информационного обслуживания юридических лиц, в том числе из стран СНГ, по вопросам учета, обеспечения сохранности, хранения, экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней на договорной основе, направленного на повышение эффективности их деятельности.
Сведения о мировом и
Наличие централизованной базы данных позволит производителям драгоценных металлов и драгоценных камней уйти от диктата коммерческих банков, облегчить поиск наиболее оптимальных источников финансирования и сбыта своей продукции, что сделает рынок золота в перспективе более динамичным, прозрачным и объективным.
Разработка и внедрение
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕЗЕРВ.
К числу неиспользуемого до сих пор организационного резерва российского рынка золота мы относим государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации (далее (госфонды), могущие выступать равноправными участниками этого рынка.
Активная помощь Минфина и Гохрана России администрациям субъектов Федерации в вопросах создания госфондов сможет принести выгоду и дать новые преимущества и Гохрану России, и субъектам Федерации, и государству в целом.
Для Гохрана России:
• У государственных служащих повысится уровень информированности о процессах, происходящих в сфере недропользования, что позволит Минфину России использовать реальные данные при разработке государственных стратегий инвестирования золотодобывающей отрасли.
• За счет “возмездности” услуг по размещению на хранение золота госфондов с выдачей золотых варрантов появится дополнительный источник вне-
бюджетных средств.
• Повысится весомость вклада Гохрана России в процессы стабилизации российской региональной экономики переходного периода.
Для субъекта Федерации:
• За счет создания госфонда произойдет конвертация бюджетных резервов региона в золотовалютные ценности, не подверженные инфляции, что по-
зитивно повлияет на ликвидность бюджета развития субъекта Федерации.
• В качестве финансового
института госфонд укрепит
• Золото госфонда, выступая в качестве залогового средства, сможет повысить инвестиционный рейтинг субъекта Федерации, способствуя тем самым привлечению кредитов и инвестиций в социально-значимые программы региона.
• Специалисты госфонда смогут принять профессиональное участие в поиске инвесторов в экономику субъекта Федерации и в сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых под залог и гарантии госфонда.
• За счет спроса со стороны администрации субъекта Федерации на золото, необходимое для формирования госфонда, произойдет рост его ликвидности. Оно станет менее доступным для коммерческих банков, скупающих его в настоящее время из-за отсутствия бюджетных средств на формирование госфондов и вывозящих за рубеж практически во всем объеме производства.
• На базе золота госфонда возможно открытие и развитие местных ювелирных производств и создание дополнительных рабочих мест. Использование золота в местном ювелирном производстве позволит сократить транзакционные издержки в технологической цепочке: добыча золотоносного сырья => его переработка => запуск в производство золота.
• По совокупности указанных выше обстоятельств произойдет укрепление экономической безопасности субъекта Федерации и оздоровление его финансово-экономической и социально-политической обстановки.
Для государства:
• Произойдет связывание бюджетных резервов регионов в ценности госфондов, которые могут быть вывезены за пределы регионов или за границу, что укрепит бюджетный потенциал его казначейства.
• Госфонды станут центрами роста и закрепления бюджетов развития субъектов Федерации, а у государственных надзорных органов появится возможность регулярного государственного контроля излишков хранимого золота непосредственно в местах его добычи и производства.
• Минфин России сможет секьюритизировать золото госфондов (через золотые варранты) и использовать их в качестве залога при решении вопросов реструктуризации выплат внутреннего и внешнего долга страны.
В субъектах Федерации стабилизируется социально-политическая и экономическая обстановка, что окажет позитивное влияние на национальную безопасность России. В рамках разграничения полномочий федеральный центр не на словах, а на деле передаст в субъекты Федерации через госфонды функции, связанные с поощрением региональной инвестиционной активности и поддержкой предпринимательства, что позволит регионам более результативно участвовать в становлении российского рынка золота.
СЫРЬЕВОЙ РЕЗЕРВ.
Под “сырьевым резервом” рыночного золота мы понимаем золото, извлеченное из вторичного сырья (далее — “вторичное” золото). Существуют две базовые технологии его производства.
Первая связана с получением “вторичного” золота, образующегося в процессе утилизации бытовых изделий, лома и отходов продукции с содержанием золота, предметов и объектов вооружения и военной техники. Эта технология уже хорошо освоена производителями золота и вносит весомый вклад в формирование Госфонда России.
Однако процесс производства
“вторичного” золота в России не имеет
четкого
законодательного регулирования и, как
следствие, отработанной рыночной технологии,
что приводит к его недопроизводству (для
сравнения: в США объем производства “вторичного”
золота составляет до 40% от объема добычи
первичного, а в России — лишь около 1%
при условии, что общие запасы “вторичного”
золота в России оцениваются до 600 тонн).
Вторая технология получения “вторичного”
золота базируется на переработке отвалов
(“хвостов”) золотодобывающих, металлургических,
химических и других предприятий, содержащих
драгметаллы, используя научно-технический
потенциал российских технологий (в том
числе разработанных для радиоактивных
производств).
Преимущества этой производственной ниши:
• невысокий лицензионный сбор (по сравнению с лицензионным сбором за разработку недр);
• отсутствие налогов за использование недр и на восполнение минерально-сырьевой базы:
• практически круглогодичный цикл работ;
• более низкая, чем при извлечении из недр, себестоимость добываемого золота.
Недостатки: низкое содержание
золота (до 5 г на 1 тонну), которое может компенсироваться
реализацией другой продукции, извлекаемой
из отвалов. Необходимо отметить, что в
некоторых случаях содержимое драгметаллов
может составлять и до 10 г на 1 тонну породы
отвала. Объясняется это тем, что до последних
лет эффективность деятельности золотодобывающих
предприятий определялась не количеством
добываемого золота, а объемом переработки
горных пород. Однако для извлечения золота,
которое не было получено по разным причинам
при добыче по устаревшим технологиям
(10, 20 и даже 50 лет назад), требуется внедрение
современных технологических процессов.
Как показывают предварительные расчеты,
экономика баланса реализации стратегии
(преимуществ и недостатков) положительная.
Себестоимость добываемого металла из
отвалов находится в диапазоне от 3,5 до
6,0 долл. за 1 грамм в золотом эквиваленте
и имеет тенденцию к снижению до своего
минимума на 2—3-й год отработки отвала.
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ.
Внедрение любых из вышеперечисленных резервов развития российского рынка золота требует совершенствования существующих и создания новых форм кредитно-финансового обслуживания субъектов добычи и производства золота.
Сложившаяся на рынке российского золота ситуация показывает, что стратегия банка-посредника между недропользователями и покупателями золота себя исчерпала. Если банк заинтересован в долгосрочном (5—15 лет) процессе получения стабильного дохода, исчисляемого десятками процентов на вложенный капитал, то необходимо внедрять другие стратегии. Одной из таких стратегий может быть покупка средних и крупных золотодобывающих предприятий или создание собственной инфраструктуры по добыче или извлечению золота в нетрадиционной товарной нише.
Радикальным подходом к решению проблемы наличия оборотного золота у коммерческого банка является создание “собственных” недропользователей, работающих одновременно в товарных нишах “первичного” и “вторичного” золота.
Разработку месторождений целесообразно осуществлять на условиях вхождения в производственный капитал совместно с владельцем лицензии на недра, а разработку отвалов производить дочерними структурами банка, что позволит ему уверенней действовать в условиях жесткой конкуренции с другими банками.
Создав собственную
инфраструктуру по добыче золота, банк
может существенно увеличить доходность операций
на вторичном рынке посредством включения
золота в оборот ювелирной продукции или
в производство технических компонентов
с золотом в качестве катализаторов и
т.д.
К числу мероприятий, развивающих существующие
механизмы и инструменты кредитования
банком недропользователей и производителей
“вторичного” золота, следует отнести
внедрение гибких механизмов возврата
кредита.
Обычная банковская практика предполагает
наличие жесткого обеспечения по кредитным
операциям. К такому обеспечению относятся
залог недвижимости, ликвидных корпоративных
или государственных ценных бумаг, современного
производственного оборудования, гарантии
серьезных финансовых институтов. Понимая
возможные затруднения предприятия по
предоставлению подобного обеспечения,
некоторые банки готовы рассматривать
и другие виды покрытия кредитных рисков,
например устойчивые обороты по расчетному
счету в банке и четкое соблюдение графика
поставок металла за прошлый период, личные
поручительства учредителей предприятия
или поручительства аффилированных компаний.
Существует еще одна
возможность получения
Информация о работе Особенности функционирования российского рынка золота