Особенности развития Польской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Польша является демократической страной со стабильной, надежной экономикой, член НАТО с 1999 года и Европейского Союза с 2004 года. Вступление в Европейский Союз это одна из главных для всех стран Европы проблем, и Польша не исключение, также и вступление в НАТО очень долгий и нудный процесс, который требует силы воли и терпения.

Содержание работы

Введение 2
1. Социально- экономическое развитие Польши 5
1.1. Вступление в НАТО 5
1.2. Вступление в Европейский союз 8
2. Политическая система Польши 16
3. Внешнеполитические отношения 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

Присоединение к Шенгенской зоне

В декабре 2007 года Польша присоединилась к Шенгенской зоне, которую создает 22 государства-члена ЕС и 2 государства Европейской ассоциации свободной торговли. В этой зоне отменен регулярный контроль лиц, пересекающих границы, укрепляя сотрудничество в области безопасности и политики предоставления права убежища. Тем не менее контроль документов, предоставляющих право на въезд и пребывание, а также на перевозку товаров, может осуществляться выборочным образом. В определенных ситуациях, связанных с угрозой для общественного порядка, возможно временное восстановление пограничного контроля. Кроме того, Польша как страна Шенгена имеет право запретить въезд и(или) пребывание на своей территории гражданину другой страны, принадлежащей к Шенгенской зоне, если он создает угрозу для национальной безопасности или общественного порядка.

В результате присоединения  Польши к Шенгенской зоне повысилась эффективность поставок товаров  в рамках Сообщества. Благодаря устранению очередей на границах с 4 государствами  Ес стали возможными поставки «точно в срок». Использование базы данных Шенгенской информационной системы позволяет на более эффективный поиск как лиц, так и предметов. Информация о поиске определенного лица службами одной страны одновременно попадает к соответствующим службам во всех остальных государствах.

 

Вступая в ЕС, Польша не только укрепила свою международную позицию, но и получила возможность оказывать  влияние на политику Евросоюза. Улучшение репутации Польши на международной арене способствовало дополнительному притоку прямых иностранных инвестиций в Польшу.

Вступление в ЕС имеет  также огромное значение в масштабе микро. Польские субъекты хозяйственной  деятельности теперь напрямую контролируют с предприятиями Сообщества, имеющими финансовые и маркентиговые преимущества. В то же время структурные и  фондовые преобразования, которые начались еще в период, когда Польша была ассоциированным членом ЕС, позволяют  им на равных правах соперничать с  фирмами из стран ЕС. Кроме того, увеличившийся рынок создает  большие шансы развития, большие  шансы на получение новых технологий, капитала на развитие, инвестиций. Либерализация  так называемых сетевых секторов, как упразднение пограничных  барьеров, позволяет снизить издержки производства.

Весьма существенное значение имеет также стабилизация и предсказуемость  условий ведения хозяйственной  деятельности.

Большинство опасений, имевшихся  у поляков до вступления в Европейский  союз, оказались лишенными оснований. Кропотливая и продолжительная подготовка к вступлению позволили сделать плавный переход к новой экономической системе и быстро адаптироваться к новым условиям.9

После интеграции в ЕС, в  течение почти последних десяти лет в Польше построили эффективную  и справедливую  рыночную экономику, что способствовало увеличению прямых иностранных инвестиций, увеличению экспорта и положительного экономического роста. Доля населения, положительно оценивающего членство Польши в ЕС, постоянно  возрастает. Через два года после  интеграции 54% респондентов считали, что  членство в ЕС принесло стране больше выгод, чем потерь. Это на 15 процентных пунктов выше, чем через три  месяца после интеграции, и на 8 процентных пунктов выше, чем после первого  года членства страны в ЕС.

Необходимо отметить, что  достижения польской экономики с 2004 по 2006 г. были в значительной мере определены характером институциональных и  нормативно правовых реформ, осуществленных до вступления Польши в ЕС. Адаптация  к законодательству ЕС позволила  Польше провести глубокие преобразования в сфере регулирования экономики  и ограничить вмешательство государства  в частный сектор. Реформы финансовых рынков, корпоративного и антимонопольного законодательства, финансовой отчетности и прав на интеллектуальную собственность  способствовали улучшению делового климата и экономическому росту. Польша также выиграла от доступа  к структурным фондам ЕС, которые  позволяют усовершенствовать общественную инфраструктуру. В различных исследованиях, проведенных перед вступлением  Польши в ЕС, прогнозировался дополнительный рост ВВП на 1,3-2,1% ежегодно. Оценки Центра социальных и экономических исследований (CASE) показали, что либерализация торговли и снижение технических барьеров в перспективе позволят повысить ВВП Польши на 3,4%. Предполагалось, что реальная заработная плата неквалифицированных рабочих в стране повысится на 1,7%. Экономический рост — 4,2% в год. В первые два года членства Польши в ЕС в стране наблюдался устойчивый экономический рост в среднем ежегодно на 4,2%, и эта тенденция продолжилась в 2006 г. По этому показателю Польша занимала восьмое место среди стран ЕС%25, отставая от других новых членов Союза, в частности, Балтийских государств и Словакии. Очевидно, что процесс интеграции Польши со "старыми" членам ЕС начался: ВВП страны на душу населения (по ППС) вырос с 40% от среднего показателя по ЕС%15 в 1997 г. до 46% в 2005 г., но темпы роста все таки остаются слишком медленными. Из за этого Польша отстает от большинства новых членов Евросоюза. Вопреки пессимистическим ожиданиям, темпы роста экспорта опередили рост импорта, и в течение последних шести лет дефицит внешней торговли постоянно сокращался. В 2005%2006 гг. торговый баланс Польши со странами ЕС был положительным, то есть текущий торговый дефицит объясняется торговым оборотом со странами — не членами ЕС. Введение общих таможенных тарифов для торговли со странами за пределами ЕС привело к снижению средних тарифов с 8,9% до 4,1%. Неудивительно, что в результате импорт из развивающихся стран (в основном Китая) быстро возрос. Объем экспорта в третьи страны (главным образом в Россию и Украину) также достиг рекордных уровней благодаря ставшим доступными Польше экспортным субсидиям на продовольственные товары. Либерализация торговли этими товарами привела к росту польского экспорта в ЕС. Рекордный уровень прямых иностранных инвестиций В соответствии с прогнозами, произошло впечатляющее увеличение притока ПИИ в Польшу в год ее вступления в ЕС, по сравнению с 2003 г. В 2004 г. В экономику страны в общей сложности было инвестировано 10,29 млрд евро, то есть почти столько же, сколько в 2000 г., когда было заключено большинство приватизационных сделок. В 2005 г. приток ПИИ снизился на 22%, однако прогнозы на 2006 г. очень благоприятные. Портфельные инвестиции в Польшу также увеличились.

До сих пор Польша была основным получателем ПИИ среди  новых членов ЕС, и это понятно, если принять во внимание масштаб  польской экономики. Однако по относительным  показателям, совокупные иностранные  инвестиции в Польшу были менее внушительными: они составили лишь 31% ВВП, что  помещает Польшу в разряд отстающих (ниже — только Словения и Румыния). Основными инвесторами в экономику  Польши были страны ЕС-15, на которых  приходилось более 83% общего объема ПИИ в конце 2005 г. Лидирующие позиции  занимали Нидерланды, Германия и Франция, совместно обеспечивая почти 61% совокупного притока ПИИ в Польшу. В последнее время растут инвестиции в Польшу из других недавно вступивших в ЕС государств, хотя инвестиции остаются до сих пор на довольно низком уровне — 2% от совокупного объема инвестиций. Также резко возросли польские инвестиции за рубежом, увеличившись более чем вдвое в 2004 г. (до 636 млн евро), по сравнению с предыдущим годом, и до 2493 млн евро в 2005 г.

Улучшение отношения общества к  вступлению в ЕС

Доля населения, положительно оценивающего членство Польши в ЕС, постоянно возрастала. Через два  года после интеграции 54% респондентов считали, что членство в ЕС принесло стране больше выгод, чем потерь. Это  на 15 процентных пунктов выше, чем  через три месяца после интеграции, и на 8 процентных пунктов выше, чем  после первого года членства страны в ЕС.

Положительное восприятие вступления Польши в ЕС и того, как оно  отразилось на стране и личном благополучии граждан, превалирует во всех социально-демографических  и политических группах. Особенно это  заметно среди обеспеченной молодежи с высшим образованием, живущей в  больших городах. Согласно общественному  мнению, наиболее важные преимущества, полученные Польшей в результате вступления в ЕС, — возможность легально работать в других государствах — членах Евросоюза, открытые границы, поддержка сельского хозяйства и доступность фондов ЕС.

Широко распространенные в Польше опасения, связанные с  вступлением страны в ЕС, не оправдались, за исключением некоторого повышения  цен после интеграции. Однако валютная политика позволила сохранить стабильность цен в 2004-2007 гг. В то же время имели  место позитивные явления, которые  не прогнозировались. Вопреки пессимистическим ожиданиям, темпы роста экспорта опередили темпы роста импорта. Заметно вырос польский экспорт  продовольственных товаров в  страны ЕС. Неожиданным оказалось  и то, что общественная поддержка  членства Польши в ЕС постоянно и  существенно росла, начиная с  момента интеграции. Однако необходимо отметить, что до сих пор нет  точных количественных оценок, как  в целом отразилось на экономике  Польши ее вступление в ЕС.10

  1. Политическая  система Польши

 

Политическая  система Польши имеет сложную, нестабильную институциональную структуру, что характерно для стран Восточной и Центральной Европы, переживающих переходный период.

Политические партии, в  соответствии со ст. 4 конституции, образуются на основе принципов добровольности и равенства прав граждан в  целях оказания влияния демократическими методами на формирование политики государства. Порядок создания, регистрации, правовые основы деятельности политических партий регулируются законом о политических партиях от 28 июля 1990 г. Политической партией, на основании этого закона, признается общественная организация, выступающая под определенным названием, ставящая себе цепью участие в публичной жизни, прежде всего, оказание влияния на формирование политики государства и осуществление власти. Право на объединение в политические партии имеют право граждане, достигшие 18 лет. Регистрацию вновь создаваемой партии осуществляет варшавский воеводский суд на основании заявления, при наличии в нем подписей не менее 15 членов.

Регистрация партий является открытой. Создание объединений и  участие в объединениях, цепь или  деятельность которых посягает на политический или социальный строй, либо правопорядок Польской Республики запрещаются. О  несоответствии целей или деятельности политической партии конституции решение  принимает Конституционный трибунал. Последний, на основании представления  варшавского воеводского суда либо министерства юстиции, дает заключение о противоречии цепей или деятельности политической партии конституции, при  этом он может рекомендовать внести в определенный срок соответствующие  изменения в устав или программу  партии. Если же деятельность партии направлена на изменение конституционного строя  ПР, или партия является организацией, использующей методы насилия в политической жизни, то министр юстиции выступает в Конституционном трибунале с предложением о запрете ее деятельности.

В соответствии с законом  средства партии складываются из членских взносов, даров, имущества, полученного  в порядке наследования по завещанию, доходов от имущества партии и  хозяйственной деятельности , а также общественных пожертвований. Доходы от хозяйственной деятельности освобождаются от налогов в части, используемой на уставные цели партии.

Политические партии не могут  пользоваться какой-либо деловой поддержкой или финансовой помощью иностранных граждан и юридических лиц, образованных иностранцами. (Доходы, получаемые в нарушение такого запрета, взыскиваются в государственную казну.) Источники финансирования партии являются открытыми.

В настоящее время в  Польше действует более 200 партий, большинство  которых имеют близкие политические позиции. Основным барометром политического  веса, роли партии в общественной жизни  являются выборы (парламентские или президентские). Состоявшиеся в сентябре 1993 г. внеочередные выборы в парламент (в 1994 г. - в советы гмин) выявили 6 основных ведущих политических сил современной Польши .

Наибольшее число голосов  избирателей набрал Союз демократических  левых сил, получивший поддержку 20,5 процента польского электората. В  состав этого блока входят Социал-демократия Польской Республики (образована в 1990 г. на базе Польской Объединенной Рабочей  партии). Союз свободы, Всепольское  соглашение профсоюзов и другие группировки  социал-демократической и коммунистической ориентации (всего их 17). Эта левая  коалиция выступает за социально  ориентируемую рыночную экономику. На президентских выборах 1995 г. лидер  Социал-демократии Польской Республики А.Квасьневский в первом туре набрал 35,11 процентов голосов избирателей, а во втором - 51,72 процента, став, таким  образом, главой польского государства.

Второй по численности  парламентской партией является Польская крестьянская партия (15,4 процента голосов избирателей). Программные положения ПКП опираются на исторические традиции людовцев, одного из главных общественных движений межвоенной Польши. СДЛС и ПКП имеют в настоящее время в Сейме более 2/3 мандатов, что свидетельствует о реальной победе левых сил. Правда, этот успех не столь стабилен, поскольку его определяют не столько приверженность поляков социал-демократическим ценностям, сколько протест избирателей, направленный против проблем и трудностей переходного периода (экономические проблемы, безработица, достигшая 3 млн. человек) и некоторые другие факторы.

Другие партии, получившие поддержку избирателей, это политические организации, образовавшиеся в результате раскопа профсоюза "Солидарность", общественно-политической организации, возникшей в августе 1980 г. С введением военного положения в Польше 13 декабря 1981 г. легальная деятельность "Солидарности" была прекращена.

В феврале-апреле 1989 г. в Польше состоялись заседания "круглого стола", в которых приняли участие  представители ПОРП, "Солидарности", Всепольского соглашения профсоюзов. Польского католического союза. Общества светских католиков “ПАКС", епископата католической церкви. Одним из первых решений "круглого стола" явилась легализация "Солидарности". На состоявшихся в том же году парламентских выборах “Солидарность" одержала убедительную победу; один из ее лидеров, Т. Мазовецкий возглавил правительство, которое начало проводить глубокие экономические преобразования в стране. Это общественно-политическое объединение консолидировало в себе в конце 80-х годов все реформистские, демократические силы страны и сыграло решающую роль в дальнейшем социально-экономическом и политическом развитии Польши.

Информация о работе Особенности развития Польской республики