Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:47, курсовая работа
В настоящее время Польша является демократической страной со стабильной, надежной экономикой, член НАТО с 1999 года и Европейского Союза с 2004 года. Вступление в Европейский Союз это одна из главных для всех стран Европы проблем, и Польша не исключение, также и вступление в НАТО очень долгий и нудный процесс, который требует силы воли и терпения.
Введение 2
1. Социально- экономическое развитие Польши 5
1.1. Вступление в НАТО 5
1.2. Вступление в Европейский союз 8
2. Политическая система Польши 16
3. Внешнеполитические отношения 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Демократическая уния (ДУ) вышла из "Солидарности" и оформилась как политическая партия после президентских выборов 1990 г. (ее возглавил Т. Мазовецкий). Эта правая партия на парламентских выборах 1993 г. получила поддержку 10,5 процента голосов избирателей. ДУ выступает за последовательный переход к рыночной экономике, ускорение приватизации государственной собственности.
Союз труда (СТ) - "новые левые", выходцы из "Солидарности", тяготеют к западным социал-демократическим, рабочим партиям (получили 7,3 процента голосов избирателей). СТ - маленькая партия, разделяет принципы, которыми в 1980-1981 гг. руководствовалась "Солидарность" (социальное равенство, социальная справедливость, активная социальная политика государства). Эта партия выступает против программы приватизации.
Конфедерация независимой Польши (КНП) - партия националистического типа сформировалась в конце 70-х годов; действовала до 1989 г. как нелегальная организация. КНП оказывала поддержку "Солидарности" в начале 80-х годов, а также после ее легализации в 1989 г. На парламентских выборах 1993 г. ее поддержали 5,8 процента избирателей.
Накануне выборов 1993 г. президент
Польши Л.Валенса образовал
Правые католические партии не смогли преодолеть заградительный пункт, т.е. не набрали минимального числа голосов избирателей, необходимого для участия в распределении мандатов. При этом необходимо отметить, что 35 процентов электората поддержали партии и избирательные блоки, которые не были допущены к распределению мандатов. Это свидетельствует о том, что в Польше существует множество политических партий, которые не осознали еще необходимости консолидации усилий в предвыборной борьбе. Это обстоятельство во многом способствовало победе левых сил на парламентских выборах 1993 г.
Огромное влияние на развитие польского государства, функционирование политической системы оказывает католическая церковь. Авторитет польской католической церкви опирается на ее исторические заслуги по сохранению культурного, политического наследия, поддержанию национального духа, единения поляков, их самосознания как нации. В последние годы "социалистической" Польши церковь воспринималась как воплощение польского патриотизма. Свобода в польской политической культуре часто воспринимается как нечто, относящееся скорее к нации, нежели к отдельному гражданину. Поэтому в Польше слияние религиозных верований с концепцией свободы и национальной независимости - явление уникальное и весьма значительное.
Около 90 процентов поляков считают себя верующими. Избрание кардинала К. Войтылы, архиепископа Кракова, на папский престол (он принял имя Иоанна Павла II) в октябре 1978 г. оказало значительное позитивное влияние на авторитет польской католической церкви.
Католическая церковь в период с сентября 1980 г. вплоть до настоящего времени оказывает большую моральную поддержку “Солидарности", признав ее выразителем и защитником национальных, гражданских интересов поляков. 8 сентября 1994 г. "Солидарность" официально представила в конституционную комиссию свой проект основного закона. При разработке этого проекта лидеры "Солидарности" консультировались с представителями римско-католической церкви, которые поддержали его, разрешив активистам "Солидарности" собирать подписи после богослужений. С 1990 г. участие церкви в жизни государства активизировалось. По решению правительства в государственных школах введено религиозное обучение (по выбору). На всех государственных зданиях в Польше появились религиозные символы, а на всех официальных церемониях теперь присутствуют священнослужители. В армии и на флоте введены должности капелланов. Текст присяги Президента Польши в соответствии с Конституционным законом 1992 года может быть дополнен словами: "Да поможет мне Бог".
Правительство Польской Республики в 1993 г. подписало конкордат с Ватиканом, определяющий отношения церкви с государством. В соответствии с этим документом оба института выступают как равные, они независимы друг от друга и самостоятельны. Слово "отделение" более не употребляется . В июне 1994 г. польский парламент принял решение отложить ратификацию конкордата с Римом до принятия новой конституции. В соответствии с постановлением, принятым по этому вопросу, создан специальный комитет для подготовки проекта закона о ратификации конкордата.
На политическую жизнь Польши оказывают большое влияние профсоюзы. В соответствии с действующей конституцией профсоюзы являются организацией, участвующей в формировании и реализации задач социально-экономического развития страны; профессиональные союзы представляют интересы и права трудящихся, являются школен гражданской активности и вовлечения в строительство гражданского общества. При характеристике политических партий уже упоминался профсоюз "Солидарность". Эта организация имела социально-политический характер. После крушения социализма "Солидарность" раскололась на несколько политических партий. В настоящее время сохраняется собственно профсоюз "Солидарность", главной задачей который видит социальную защиту трудящихся. Сегодняшнее положение "Солидарности" не сопоставимо с тем местом, которое она занимала в начале реформ.
С 1984 г. в стране действует новое профсоюзное объединение - Всепольское соглашение профсоюзов, которое объединяет более 130 федераций и организаций, численность которых составляет около 7 миллионов членов. Главной целью их деятельности является защита прав и охрана общественно-профессиональных, социальных, культурных интересов, а также охрана здоровья, труда рабочих, пенсионеров и членов их семей; заключение соглашений с правительством и предпринимателями, предусматривающих социальные гарантии для трудящихся, контроль за их исполнением. В соответствии с законом от 7 апреля 1989 г. об изменении закона о профсоюзах на предприятиях могут функционировать несколько профсоюзных организаций.
На социально-экономическую ситуацию в стране, функционирование политической системы большое воздействие оказывают средства массовой информации. В Польской Республике издается несколько сотен газет, журналов политическими партиями, организациями, движениями. Наиболее известными и значительными из них являются газеты "Жечьпоспопита" (орган правительства), где публикуется информация о работе Сейма, Сената, других высших органов государства, тексты законов, постановлений Совета министров (у нас именуется "Речь Посполита"); "Газета выборча" - орган "Солидарности". ПОРП до 1990 г. издавала газету "Трибуна Люду", которая с 1990 года стала выходить под названием "Трибуна" как орган СДРП. Существуют и католические издания, например, краковский еженедельник "Тыгодник повшехны".
В 1984 г. был принят закон о прессе, в котором закрепляются задачи прессы, регулируются отношения, связанные с выходом различных периодических изданий, определяются права и обязанности лиц, занимающихся журналистикой. Законом от 11 апреля 1990 г. был отменен закон о контроле за публикациями и зрелищами, упразднены органы, осуществляющие такой контроль, т.е. цензура была запрещена, были внесены изменения в закон о прессе. В соответствии со статьей 1 новой редакции закона о прессе "пресса пользуется свободой выражения мнения и осуществляет право граждан на добросовестную информацию, гласность общественной жизни, а также право контроля и общественной критики". Издателем может быть юридическое лицо, физическое лицо или другая организационная единица, хотя и не имеющая статуса юридического лица. В 1990 г. разрешительный порядок на издательскую деятельность был заменен регистрационным. Регистрация проводится общим воеводским судом.
В 1992 г. в конституцию было внесено дополнение, предусматривающее учреждение Всепольского совета по радиовещанию и телевидению (ВСРТ), который призван обеспечить свободу слова, реализацию права граждан на информацию, а также общественные интересы на радиовещании и телевидении. В соответствии с законом о ВСРТ членов этого органа назначают парламент и президент: 4 - Сейм, 2 - Сенат, 3 - Президент; председателя Совета - Президент по соглашению с его членами. Совет обладает широким кругом полномочий, в том числе правом выдачи лицензий новым радио- и телевизионным станциям сроком от 3 до 7 лет для радиостанций и от 3 до 10 лет для ТВ. Обеспечивая общественные интересы. Совет может принимать различные меры воздействия за нарушение Закона о СМИ: устное порицание, штраф, а, в исключительных случаях, не возобновление или отмена лицензии на вещание. Закон о средствах массовой информации 1993 г. распространяет свое действие на все радио- и телестанции. Его положения определяют квоты вещания, которые призваны защищать польскую продукцию от экспорта с запада; ограничивают количество разрешенной рекламы; программы, "неподходящие для детей", не могут транслироваться в определенное время. Наиболее интересным представляет запрет на трансляцию всех программ, представляющих угрозу государству или оскорбляющих "христианские ценности".11
Речь министра иностранных дел Радослава Сикорского про внешнюю политику Польши на 2011 год (фрагмент).
«Господа! Для того, чтобы воспользоваться благоприятной конъюнктурой, нам нужны стабильные отношения с нашими партнерами, особенно с соседями.
С Германией нас связывает общность интересов и демократических ценностей. Эта страна упрочила ключевую позицию на континенте. В наших интересах, чтобы Германия влияла на Европу в рамках механизма консультаций, на которые страны-члены, а значит, и мы, можем оказывать сильное воздействие. Альтернатива, т.е. лидерство Германии с использованием «традиционных методов», как назвал это один политик Христианско-демократического союза (CDU), была бы хуже. Польша и Германия несмотря на разницу в своем потенциале сходно понимают соседство в ЕС. Мы взаимодействуем в деле продвижения демократизации как на востоке, так и на юге. Совместные инициативы на Украине и в Белоруссии увеличивают силу нашего воздействия. Тесное сотрудничество с Германией прокладывает нам путь к центру принятия решений в Евросоюзе, помогает оказывать влияние на Россию. Одновременно Германия является нашим крупнейшим экономическим партнером. Торговый оборот растет: экспорт в Германию составил в 2010 году почти 31 миллиард евро, т.е. на 5 миллиардов больше, чем в 2007 году, до кризиса. Наш торговый оборот с Германией превышает торговый оборот между Германией и Россией.
[...]Вместе с Германией и Францией мы наконец реанимировали «Веймарский треугольник» на уровне глав стран и правительств, в рамках которого мы обсуждаем отношения Европейского союза с Россией и другими странами Восточной Европы, а также сотрудничество в сфере обороны.
У нас хорошие отношения с Францией – одним из основных иностранных инвесторов в Польше и нашим партнером по многим политическим и экономическим проектам. Близким Польше государством остается Великобритания: у нас общие взгляды на внутренний европейский рынок и тему трансатлантических отношений. Мы ведем сотрудничество с Италией и Ватиканом в деле защиты прав христиан в мире.
Уважаемый Сейм! Ошибаются те, кто считает, будто в России существует только один образ мыслей. Россия развивается и поворачивается к миру, хотя исходит из отличающегося от нашего культурного кода. Там, разумеется, тоже есть «вечно вчерашние», тоскующие по великодержавной славе и твердой руке власти люди. Однако среди россиян, а также и в правящих верхах, берет верх убеждение в необходимости укротить коррупцию, сделать современной экономику, развивать правовое государство и демократизацию -одним словом, в необходимости модернизации. Я не уверен, в каком направлении пойдет Россия. Но я знаю одно: если она изберет путь к интеграции с Западом по демократическим принципам, то Польша станет той страной, которая, возможно, больше всех в Европе смогла бы от этого выиграть.
Но независимо от системы управления в России и именно потому, что Польша самостоятельно формирует свою внешнюю политику, нам нужна нормализация отношений с этим важным соседом. В Польше есть люди, в том числе и в этих стенах, которые возводят свое политическое кредо на вечной враждебности к России. Но мы отказались от такой логики, по которой все, что плохо для России, было бы хорошо для Польши.
Лекарство от страхов перед Россией – современная Польша, сильная своим экономическим потенциалом, союзническими связями и положением в мире. А также, на всякий случай, современной оборонительной системой. То, что у нас нет серьезных конфликтов Россией, только усиливает нашу позицию в Европе.
В 2010 году, несмотря на кризис, торговый оборот между Россией и Польшей по предварительным данным составил 24 миллиарда долларов, что на 40% превышает показатели 2009 года. Мы согласовали договор о малом приграничном движении, который создает перспективы того, что Калининградская область откроется в сторону Европы. Возможным стало судоходство через Балтийский пролив.
Мы оказали влияние на осознание в России преступлений, совершенных сталинским режимом, о чем свидетельствует принятое российской Думой заявление по Катыни. Я благодарю вас за то, что практически все парламентские клубы поддержали законопроект о создании польско-российского Центра диалога и примирения. Несмотря на остающиеся расхождения в интересах и оценках, на сложности, связанные со смоленским следствием, итог последних трех лет взаимных отношений наших стран положителен. Наша философия себя оправдала: сделать положительный жест, а потом действовать по принципу взаимности.
Судьба Украины находится прежде всего в руках самих украинцев. Политики «оранжевой революции» не оправдали возлагавшихся на них надежд. Заявления о желании присоединиться к европейским институтам должны быть подкреплены серьезными реформами. Коррупция, слабость правовой системы, снижение демократических стандартов осложняют Польше создание для Украины европейской перспективы. Двустороннее сотрудничество остается, однако, стабильным. Мы создали польско-украинский форум партнерства, ввели в действие договор о малом приграничном движении. В прошлом году мы выдали на Украине 450 тысяч виз, т.е. почти столько же, сколько все остальные страны Шенгенской зоны вместе взятые.
Несмотря на кризис, мы открыли на Украине два новых консульских отдела и построили новое здание генерального консульства во Львове, чтобы очереди за визами остались дурным воспоминанием.
Украина является нашим стратегическим партнером. Ее вступление в ЕС входит в сферу наших долговременных интересов. Поэтому каждый раз, когда Польша будет в состоянии помочь Украине, а власти в Киеве будут этого хотеть, мы эту помощь окажем.
Информация о работе Особенности развития Польской республики