Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа
Отношения с развитыми Западными странами занимают одно из самых важных мест в нашей внешней политике. Наша страна придает большое значение отношениям с США. Азербайджан, ради укрепления возможности защиты своей безопасности, территориальной целостности и независимости, заинтересован и в дальнейшем развивать эти отношения. Ввиду того, что развитие этих отношений служит толчком для экономического и политического прогресса Азербайджана, реализации нефтегазовых проектов Каспийского моря и создания трансрегионального коридора, соединяющего Восток с Западом, сотрудничество между Азербайджаном и США выступает как основной элемент интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему. Последние тенденции, наблюдаемые в мире, появление новых угроз, расшатывающих международную безопасность, потребовали еще большего укрепления сотрудничества между Азербайджаном и США.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешнеполитический курс Азербайджана…………………….……. 5
Глава 2. Развитие международных отношений между США и Азербайджаном.……………………………………………………………...…..8
Глава 3. Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политике Азербайджана в рамках международных организаций...12
. НАТО …………………………………………………………...….13
. ООН ………………………………………………………….…….16
. ОБСЕ …………................................................................................19
Заключение…………………………………………………………..…………..22
Список литературы ……………………………………………………..………24
1997 стал поворотным моментом в стратегических интересах США, когда с помощью американских нефтяных компаний правительство Соединенных Штатов осознало геостратегическую важность Каспийского морского бассейна и начало специальную стратегию в отношении региона.
В августе
1997 года Президент Клинтон пригласил Президента
Алиева в Вашингтон. Там же был подписан
новый контракт о разведке нефтяных месторождений.
В дополнение к этому, Клинтон обещал лоббировать
в Конгрессе снятие американских экономических
санкций против Азербайджана.5 Более
того, заговорили о разработке многосторонних
маршрутов трубопровода из региона Каспийского
моря. С этого момента США начали кампанию
по привлечению внимания и стратегической
важности маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан,
как части . Таким образом, были запущены
проекты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум.6
Параллельно с этим было запланировано
восстановление и возобновление старого
трубопровода через Россию, что предположительно
должно было убедить Россию не слишком
протестовать против главного проекта
- БTД. 7
Билл Клинтон и Гейдар Алиев подписали в Вашингтоне совместное политическое заявление, благодаря чему этот визит стал главной вехой в двусторонних отношениях. Вслед за этим в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ президенты США, Грузии, Азербайджана, Туркмении и Казахстана, а также премьер-министр Турции подписали декларацию о Каспийском энергетическом развитии и транзиту.
Все это
вывело отношения с Азербайджаном на качественно
иной уровень. Хотя интерес США был в полной
мере чисто прагматическим, это новое
сотрудничество было очень выгодно для
обеих сторон, поскольку США поддерживали
финансовую и политическую независимость
молодого государства. В то же самое время
американские нефтяные компании стали
защитниками интересов правительств каспийских
государств в Вашингтоне, привлекая внимание
к природным ресурсам и значению Каспия,
поддерживая каспийские политические
вопросы и выдвигая регион на повестку
дня вашингтонских политических дебатов,
поддерживая призывы отменить 907-ю поправку.8
Ситуация
радикально изменилась после террористических
атак на Соединенные Штаты 11 сентября
2001 года. Роль государств-партнеров в Центральной
Азии и Кавказе была существенно пересмотрена.
Энергетические интересы, будучи всё еще
сильными, уже не были основными в американской
политике относительно Азербайджана и
уступили интересам в области безопасности.
С этого момента две страны были связаны
взаимной преданностью глобальной войне
против террора. Азербайджан занял особое
положение как дружественное мусульманское
государство с важным географическим
местоположением.
Готовность
Азербайджана к помощи имела незамедлительные
последствия и сопровождалась применением
президентского приостановления действия
907-й поправки на ежегодном уровне. В результате,
Азербайджан стал получать существенную
военную и иную поддержку от США, но в то
же несравнимую по объемам с помощью, предоставляемой
соседним странам, возможно из-за проблем
с применением демократических стандартов.
В то время, как вопросы нарушения демократии
не позволяют американо-азербайджанским
отношениям быть более теплыми, у Баку
все еще есть потенциал для того, чтобы
стать более важным партнером для США.9
После прихода к власти администрации Обамы интерес США к Азербайджану начал угасать. Так, Соединенные Штаты не пригласили азербайджанского президента на ядерный саммит в Вашингтон, который состоялся в апреле 2010 года, хотя армянские и грузинские официальные лица в нем участвовали. Другим показателем ослабления двусторонних отношений стал тот факт, что США в течение года не назначали своего посла в эту страну, и его нет там и сегодня. В мае 2010 года Белый дом назначил послом США в Азербайджане Мэтью Брайзу. Армянское лобби в США попыталось воспрепятствовать данному назначению, обвинив Брайзу в близких отношениях с азербайджанским правительством. Спустя год Брайза покинул Азербайджан, поскольку Сенат США не утвердил его в этой должности. Геополитическое положение Азербайджана (он находится между такими странами, как Россия и Иран) делает эту страну важной для интересов национальной безопасности США. В то же время, быстро развивающаяся азербайджанская экономика и энергетические проекты, такие как Трансанатолийский газопровод, который исключительно важен для энергетической безопасности Европы, превращают Азербайджан в важного регионального игрока. Поддержка США очень существенна для будущих политических и экономических успехов Азербайджана. Властям Азербайджана необходимо развивать и укреплять демократию в стране, что поможет усилить американо-азербайджанское партнерство. Стратегам этой страны надо найти пути повышения привлекательности Азербайджана для прямых иностранных инвестиций, что поможет увеличить вложения капитала американских корпораций. Точно так же, азербайджанскому государству и негосударственным организациям следует информировать американских официальных лиц и народ этой страны о важности Азербайджана для национальной и энергетической безопасности США. Такие усилия со стороны Азербайджана помогут развитию двусторонних отношений между этими странами.
С другой
стороны, правительство США должно назначить
и утвердить в должности своего посла
в Азербайджане. Это станет отправной
точкой для укрепления отношений между
двумя государствами. Американскому правительству
также необходимо усилить поддержку таким
проектам как Nabbucco и Трансанатолийский
газопровод, которые важны для энергетической
безопасности Европы. Американские руководители
должны содействовать корпорациям США,
инвестирующим свои средства в энергетические
и иные отрасли Азербайджана. Эти усилия
помогут дальнейшему развитию экономических
отношений между двумя странами. Следующей
американской администрации также необходимо
развивать военное сотрудничество с Азербайджаном,
что очень важно для национальной безопасности
двух стран и для мира на Кавказе и в Центральной
Азии.10
Во время
выступления на мероприятии, посвященном
20-летию установления дипломатических
отношений между двумя странами, Адам
Стерлинг, временный поверенный в делах
США в Азербайджане отметил:
«США всегда поддерживали и в будущем
будут делать все что в их силах для поддержки
развития Азербайджана как независимого
демократического, миролюбивого и процветающего
государства».
По его словам, Азербайджан играет важную
роль в сфере международной безопасности
и борьбе с терроризмом:
"Азербайджанские и
На что замминистра иностранных дел Азербайджана,
первый посол в Вашингтоне Хафиз Пашаев
отметил, что несмотря на все препятствия
и временные ухудшения, связи между двумя
странами развились до уровня стратегического
партнерства. По его словам, основу этого
партнерства заложили в 1994 году общенациональный
лидер Гейдар Алиев и Билл Клинтон. Пашаев
отметил, что при поддержке США в Азербайджане
были осуществлены энергетические проекты,
а при поддержке Азербайджана США более
эффективно обеспечивают безопасность
и ведут борьбу против терроризма. "Мы
хотим, чтобы США были более активны в
продолжающемся долгие годы между Азербайджаном
и Арменией процессе разрешения нагорно-карабахского
конфликта ", - сказал он.
Замминистра также подчеркнул необходимость
расширения пределов партнерства США
и Азербайджана.11
Геополитические
и экономические процессы, происходящие
в постсоветский период во всем Кавказско-Каспийском
регионе, в том числе и вокруг Азербайджана,
привлекали и продолжают привлекать внимание
западных специалистов-
Таким
образом, можно констатировать, что, хотя
некоторые аспекты данной проблемы и нашли
свое отражение в ряде трудов как отечественных,
так и зарубежных авторов, однако в целом
в научной литературе на сегодняшний день
отсутствуют специальные работы, посвященные
анализу основных приоритетов внешней
политики Азербайджанской Республики
на современном этапе.
Глава
3. Отношения с США, как одно из основных
западных направлений во внешней политике
Азербайджана в рамках международных
организаций
3.1. НАТО
В январе 1992 года президент Аяз Муталибов
заключил договор о военном сотрудничестве
с Турцией, государством-членом НАТО. 4
мая 1994 года президент Гейдар Алиев подписал
документ о присоединении Азербайджана
к программе «Партнерство во имя мира»
(ПИМ). В середине 1997 года Азербайджан присоединился
к документу Процесса Планирования и Анализа
(ППА) НАТО и в том же году при штаб-квартире
НАТО в Брюсселе открылось дипломатическое
представительство Азербайджана. Совет
североатлантического сотрудничества
куда присоединился Азербайджан в 1997 году
был переименован в Совет евроатлантического
партнерства — СЕАП. В 2004 году Азербайджан
присоединился к Концепции Оперативных
Действий НАТО. В 2005 году НАТО и Азербайджан
разработали первый ИПАП. В марте 2008 года
был заключен второй, обновленный документ
ИПАП.12
Вооруженные силы Азербайджана реформируются по стандартам НАТО. Так 4-й армейский корпус с 1 января 2007 года перешёл на стандарты НАТО. В других армейских корпусах проводятся реформы при участии специалистов НАТО. Помимо реформ Азербайджан оказывает поддержку в проведении операций под руководством НАТО в Афганистане и до 2008 года в Косово. Подразделение численностью в два взвода из Азербайджана несут службу в составе турецкого контингента Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. Численность солдат было увеличено с 45 до 90 военнослужащих. Одними из основных направлений сотрудничества Азербайджан-НАТО является улучшение демократического контроля над вооружёнными силами, оборонное планирование и формирование оборонного бюджета, реорганизация структуры вооружённых сил с использованием норм и стандартов НАТО.13
Азербайджан стремится к укреплению безопасности морского пространства и своих возможностей, необходимых для снижения незаконной деятельности в Каспийском море, и в этих целях сотрудничает с рядом государств-членов НАТО и региональных стран-партнеров. НАТО также поддерживает работу, направленную на укрепление безопасности границ.
НАТО
не играет непосредственной роли в переговорах,
проводимых в рамках Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе с целью урегулирования
конфликта между Азербайджаном и Арменией
из-за отделившегося региона Нагорный
Карабах. Тем не менее НАТО интересуется
этим процессом и побуждает обе страны
и впредь прилагать усилия, направленные
на мирное урегулирование конфликта. Мирное
урегулирование конфликтов – одна из
важнейших ценностей для НАТО и одно из
основных обязательств, которые все страны-партнеры
берут на себя в момент присоединения
к программе «Партнерство ради мира».
Реформы
в секторе обороны и безопасности имеют
принципиальное значение для развития
Азербайджана, для достижения им поставленной
цели – соответствовать евроатлантическим
нормам и стандартам, а также для расширения
евроатлантического сотрудничества. В
этой области у НАТО и у отдельных государств-членов
имеются значительный опыт и навыки, которыми
Азербайджан может воспользоваться. Одна
из приоритетных задач – вести работу
по созданию демократического контроля
над вооруженными силами. НАТО также помогает
осуществлять процесс масштабных демократических
и институциональных реформ, который идет
в Азербайджане.
Продолжаются
консультации по существующим в Азербайджане
военно-образовательным структурам и
методике, поскольку Министерство обороны
заинтересовано в том, чтобы адаптировать
их в соответствии с нормами и стандартами
НАТО. В рамках процесса ПАРП и параллельно
с ним НАТО и Азербайджан ведут сотрудничество
по реорганизации частей и подразделений
в соответствии со стандартами НАТО и
улучшению сил и средств управления в
каждом из видов ВС, а также совершенствованию
тылового обеспечения.
Сотрудничая
с НАТО и участвуя в мероприятиях, организуемых
Евроатлантическим координационным центром
реагирования на стихийные бедствия и
катастрофы, Азербайджан развивает национальный
потенциал реагирования на гражданские
ЧС и ликвидации последствий бедствий
и катастроф. Специальный поисково-спасательный
взвод Азербайджана участвовал в ряде
учений, проведенных Евроатлантическим
координационным центром. Помимо этого,
специалисты в области гражданского чрезвычайного
планирования из НАТО и стран НАТО консультируют
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Азербайджана по ряду вопросов, включая
организационные вопросы и РХБЯ защиту.
Азербайджан создает два отряда (поисково-спасательный
и РХБЯ защиты), которые будут находиться
в состоянии повышенной готовности и будут
готовы к переброске для участия в операциях
по оказанию помощи при бедствиях.
По линии
программы «Наука ради мира и безопасности»
Азербайджан получил гранты на реализацию
около тридцати проектов сотрудничества.
В число проектов входит взаимодействие
в области улучшения качества воды в трансграничной
зоне и защита системы снабжения питьевой
водой от террористической угрозы. Азербайджан
также участвует в проекте «Виртуальная
шелковая магистраль», цель которого –
улучшить доступ к Интернету для сотрудников
высших учебных заведений и научных работников
в странах Кавказа и Центральной Азии
за счет использования спутниковой сети.
Еще
одним ключевым направлением сотрудничества
является улучшение доступа к информации
и повышение осведомленности общественности
о НАТО и о пользе сотрудничества НАТО
и Азербайджана. В июле 2006 года Азербайджан
и НАТО официально открыли в Баку Евроатлантический
центр, который выполняет функцию основного
центра информации о НАТО.
Отношения
между НАТО и Азербайджаном начались в
1992 году с присоединением Азербайджана
к Совету североатлантического сотрудничества
(переименованному в 1997 году в Совет евроатлантического
партнерства – СЕАП). Сотрудничество поступательно
развивалось вслед за присоединением
Азербайджана в 1994 году к программе «Партнерство
ради мира» и после того, как в 1997 году
Азербайджан стал участвовать в Процессе
планирования и анализа ПРМ. С того момента,
как в 2005 году НАТО и Азербайджан разработали
первый ИПАП, все больший упор делается
на поддержку процесса реформ, осуществляемых
в Азербайджане. 14
Партнёрство
ради мира — созданная в 1994 году программа
военного сотрудничества НАТО с европейскими
государствами и бывшими советскими республиками
Закавказья и Центральной Азии, которые
не являются членами организации. Первоначально
охватывала 24 государства, их число периодически
изменяется с присоединением новых государств
к программе или вступлением государств,
участвующих в программе, в НАТО.
Суть программы ПРМ – это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.
Политические обязательства
Официальной
основой программы «Партнерство ради
мира» является Рамочный документ, в котором
излагаются конкретные положения для
каждой из стран-партнеров. Каждая страна-партнер
берет на себя ряд серьёзных политических
обязательств: сохранять демократическое
общество; соблюдать принципы международного
права; выполнять обязательства, вытекающие
из Устава ООН, Всеобщей декларации прав
человека, Хельсинкского заключительного
акта и международных соглашений о разоружении
и контроле над вооружениями; воздерживаться
от угрозы или применения силы против
других государств; не нарушать существующих
границ государств; разрешать споры мирным
путем. Страны также обязуются способствовать
прозрачности государственной системы
оборонного планирования и формирования
оборонного бюджета, обеспечивать демократический
контроль над вооруженными силами, развивать
потенциал, необходимый для ведения совместных
действий с НАТО в рамках миротворческих
и гуманитарных операций. Как закреплено
в Рамочном документе, государства-члены
НАТО обязуются проводить консультации
с любой страной-партнером, если, по мнению
этой страны, существует прямая угроза
ее территориальной целостности, политической
независимости или безопасности. Этим
механизмом воспользовались, например,
Албания и бывшая Югославская республика
Македония 1 во время кризиса в Косово.15
Организация Объединенных Наций — международная
организация, созданная для поддержания
и укрепления международного мира и безопасности,
развития сотрудничества между государствами.
ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав
ООН был утверждён на Сан-Францисской
конференции, проходившей с апреля по
июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года
представителями 51 государства.
В период
с апреля по ноябрь 1993 года Совет Безопасности
Организации Объединенных Наций принял
4 резолюции по нагорно-карабахскому вопросу,
которые были обращены как к армянской,
так и азербайджанской сторонам конфликта,
призвав их, прежде всего, к прекращению
военных и враждебных действий, к выводу
войск с контролируемых территорий при
обеспечении безопасности армянского
населения Нагорного Карабаха, прекращению
блокады и т.п., чтобы, тем самым, разрядить
вооруженную стадию конфликта, перевести
его урегулирование в мирное русло.