Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Отношения с развитыми Западными странами занимают одно из самых важных мест в нашей внешней политике. Наша страна придает большое значение отношениям с США. Азербайджан, ради укрепления возможности защиты своей безопасности, территориальной целостности и независимости, заинтересован и в дальнейшем развивать эти отношения. Ввиду того, что развитие этих отношений служит толчком для экономического и политического прогресса Азербайджана, реализации нефтегазовых проектов Каспийского моря и создания трансрегионального коридора, соединяющего Восток с Западом, сотрудничество между Азербайджаном и США выступает как основной элемент интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему. Последние тенденции, наблюдаемые в мире, появление новых угроз, расшатывающих международную безопасность, потребовали еще большего укрепления сотрудничества между Азербайджаном и США.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Внешнеполитический курс Азербайджана…………………….……. 5


Глава 2. Развитие международных отношений между США и Азербайджаном.……………………………………………………………...…..8


Глава 3. Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политике Азербайджана в рамках международных организаций...12
. НАТО …………………………………………………………...….13
. ООН ………………………………………………………….…….16
. ОБСЕ …………................................................................................19

Заключение…………………………………………………………..…………..22

Список литературы ……………………………………………………..………24

Файлы: 1 файл

Курсовая - II курс - Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

          Анализируя перечисленные документы, важно обратить внимание на их международно-правовой статус. Резолюции СБ ООН обязательны для государств членов, как правило, составляются на компромиссной основе. Неприемлем выборочный подход к ним, то есть недопустимо выполнять или требовать выполнения только тех положений, которые соответствуют интересам той или иной стороны конфликта. Принципиально значимо своевременное выполнение всех положений резолюции без каких-либо изъятий. 
          В указанных резолюциях СБ ООН затронуты и другие аспекты конфликта, в том числе гуманитарные, например:

          СБ ООН «призывает (здесь и далее выделено в документе) обеспечить беспрепятственное осуществление международной деятельности по оказанию гуманитарной помощи в регионе» (Резолюция 822);

          СБ ООН «просит Генерального секретаря и соответствующие международные учреждения предоставить чрезвычайную гуманитарную помощь пострадавшему гражданскому населению и помочь беженцам и перемещенным лицам вернуться в свои дома с достоинством и в условиях безопасности» (Резолюция 874).

          Касаясь непосредственно проблематики выполнения нагорно-карабахских резолюций СБ ООН участниками конфликта, можно констатировать, что:

  1. Азербайджан на протяжении года не выполнял самое существенное требование всех 4-х резолюций - прекращение огня. Азербайджанская сторона не отказалась от недружественных актов, не желала прекращать боевые действия, продолжала делать ставку на силовое решение конфликта. Все это отрицательно повлияло и на выполнение других требований, в том числе другими участниками конфликта. Судя по всему, не намерен выполнять Баку эти резолюции и сейчас в части прекращения враждебных актов, восстановления экономических, транспортных и энергетических связей в регионе, прямых контактов с Нагорным Карабахом, созыва Минской конференции ОБСЕ;
  2. Армения практически не отреагировала на призыв мирового сообщества             оказывать «сдерживающее» влияние на НК и в настоящее время умышленно не акцентирует внимания на нем в переговорном процессе;
  3. Ереван и Степанакерт продолжают не выполнять требования вывода оккупирующих сил из районов Азербайджана за пределами НК под предлогом необходимости «пакетного», всеобъемлющего урегулирования.

          Достичь полномасштабного осуществления проанализированных выше резолюций СБ ООН можно лишь при безусловной реализации взаимных обязательств сторонами нагорно-карабахского конфликта, изменении нереалистичных моментов в их позициях, в частности, позиции Азербайджана по поводу декларируемого им отказа от переговоров с представителями непризнанной НКР. Однако, похоже, что стороны конфликта не хотят это делать, периодически используя трибуну ООН для «навязывания» мировой общественности собственной транскрипции вопроса. 
          Следует отметить, что вопрос о Нагорном Карабахе обсуждался в рамках этой Организации и в дальнейшем. Так, на 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в ноябре 2010 года состоялись обсуждения по пункту повестки «право народов на самоопределение», в ходе которых с речами выступили представители делегаций примерно 40 стран и международных организаций. В частности, в обсуждениях приняла участие и Армения, в лице своего постоянного представителя посла Карена Назаряна, который отметил, что попрание этого права приводит к трагическим последствиям, войне и разрушениям. В Карабахе армянский народ боролся за свое право на свободу, противостоя развязанной против него войне и всем попыткам уничтожить его на своей же родине. Народ Нагорного Карабаха, реализуя право наций на самоопределение, сделал свой выбор в пользу суверенитета и для достижения этой цели использовал все правовые механизмы. Он также отметил важность роли ООН и реализации права наций и народов на безоговорочное и постоянное самоопределение для гарантирования мандата.

          В настоящий момент Нагорно-Карабахская Республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее участником; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

          При всем этом главную ответственность за достижение урегулирования нагорно-карабахского конфликта несет не ООН, а ОБСЕ. ООН в лице Совета Безопасности и других органов неизменно высказывается в поддержку деятельности ОБСЕ, а так же двусторонних и иных усилий на разных уровнях в пользу скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Но на этом ее роль практически заканчивается.

          Правда, одно время в Вашингтоне прорабатывали вопрос о возможности направления в район Нагорного Карабаха «голубых касок» ООН, помышляя при этом о создании в регионе своих военных объектов. Однако от этой идеи ввиду сложной обстановки пока что пришлось отказаться.

          В итоге главным и единственным достижением этой организации остается перемирие. Показательно, что СБ ООН не стал больше принимать резолюций по этому конфликту, ибо их невыполнение сторонами подрывает его авторитет. Однако при новой вспышке насилия, возобновления военных действий и окончательного провала мирных переговоров именно деятельность ООН, в лице Совета Безопасности, вновь выйдет на первый план.16 
           Азербайджан был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2012-2013 годы в октябре прошлого года. Непостоянное членство в Совете Безопасности ООН свидетельствует об авторитете и признании Азербайджана в мире. 
           Реакцию азербайджанского народа, наверное, лучше всех выразил президент Ильхам Алиев, который в специальном заявлении по данному поводу сказал: "В жизни Азербайджана произошло знаменательное и историческое событие. На выборах в Совет Безопасности ООН Азербайджан был избран членом этой авторитетной организации. Сердечно поздравляю весь азербайджанский народ с этой большой победой. Это, действительно, большая победа. Совет Безопасности ООН является самой авторитетной организацией мира, и Азербайджан как независимое государство стал членом этой структуры".17 
           С 1 мая к Азербайджану перешел председательствование в Совете Безопасности ООН. Как сообщили в Центре новостей ООН, приоритетными вопросами в работе Совета в этом месяце станут — положение на Ближнем Востоке и нераспространение ядерного оружия. 
           В рамках своего председательства как непостоянного члена СБ ООН Азербайджан вынесет на повестку дня актуальные вопросы, которые находятся в центре внимания мирового сообщества.

          Состоялось отрытое заседание высокого уровня по борьбе с терроризмом, возможно, с участием президента Азербайджана. 

 

                                                      3.3 ОБСЕ 
 
          Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. 
          Минская группа ОБСЕ — группа сопредседателей стран-членов ОБСЕ, возглавляющая процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном.

         Целью Минской  группы ОБСЕ является обеспечение  постоянного форума для переговоров  по мирному разрешению кризиса  на базе принципов, обязательств  и положений ОБСЕ.

         В настоящее  время сопредседателями являются: сопредседатель Жак Фор (Франция), сопредседатель Игорь Попов (Российская  Федерация), сопредседатель Роберт  Брадтке (США).

         Они регулярно  посещают регион для ведения  переговоров на высоком уровне  между сторонами. Они также  проводят встречи с Председателем  и другими членами Минской  группы ОБСЕ для сообщения  им отчета о переговорах.

         Постоянные  члены Минской группы ОБСЕ  включают в себя Беларусь, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, и Турцию, а также Армению и Азербайджан,  и на основе ротации Тройку  сопредседателей ОБСЕ.

         Предметом  обсуждения Минской группы ОБСЕ  являются статус и безопасность  Нагорного Карабаха, беженцы и  вынужденные переселенцы.

         В период, предшествовавший распаду СССР, конфликтующие стороны не вели переговоров по разрешению конфликта. Посреднические усилия России окончились безрезультатно. Переговорный процесс начался лишь после обретения Азербайджаном и Арменией независимости.

 

         30 января 1992 г. Армения и Азербайджан стали членами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с декабря 1994 г. — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, или ОБСЕ), что создало возможность участия этой международной организации в переговорном процессе.18

         На встрече в Хельсинки 24 марта 1992 года Генеральный секретарь СБСЕ предложил созвать конференцию по Нагорному Карабаху под покровительством ОБСЕ. 24 марта 1992 г. министрами иностранных дел СБСЕ была созвана конференцию по Нагорному Карабаху. Ее участниками стали Армения, Азербайджан, Беларусь, Чехия и Словакия, Франция, Германия, Италия, Россия, Швеция, Турция и США. Целью конференции ставилось добиться прекращения огня и начать политических переговоров об окончательном статусе Нагорного Карабаха. Беларусь предложила свою столицу в качестве места для окончательных переговоров, отсюда и возникли названия — «Минская конференция» и «Минская группа» (МГ). Местом предварительных переговоров стал Рим, а итальянец Марио Раффэлли был первым председателем МГ ОБСЕ.

         6 декабря 1994 года на Будапештской встрече глав государств и правительств было решено установить сопредседательство в процессе. 23 марта 1995 года Председатель ОБСЕ, исполняя решения Будапештского саммита, выдал мандат на сопредседательство в процессе.19

С конца 1996 года российский посредник  получил пост постоянного сопредседателя МГ ОБСЕ. 1 января 1997 г. Франция была избрана сопредседателем МГ ОБСЕ. Это вызвало жесткое возражение Азербайджана, считавшего Францию про-армянски настроенным государством, так как  во Франции большое влияние оказывает  армянская диаспора и обратившегося  с просьбой к ОБСЕ пересмотреть свое решение и назначить представителя  США. В результате, 14 февраля 1997 г. приняли  компромиссное решение о трех сопредседателях: России, Франции и США. 
           Минская группа до 2007 года искала решение образовавшегося конфликта. В 2007 году провозглашаются так называемые Мадридские принципы, по которым Нагорному Карабаху-промежуточный статус до проведения референдума. Азербайджан не признает этого. В 2009 году администрация Обамы приталкивает идею параллельных переговоров Цюрихские протоколы. Целью было привлечь Турцию к переговорному процессу. По Цюрихским протоколам должна была произойти нормализация отношений Армении и Турции по Цюрихским протоколам должно было произойти восстановление дипломатических отношений Армении и Турции, а также Турция должна была признать факт геноцида армян 1915 года. Данные протоколы вызвали недовольство Азербайджана, который заявил о разрыве отношений с Турцией в случае ратификации последней Цюрихских протоколов. Турция не ратифицировала протоколы. Армения также не стала их ратифицировать. 26 июня 2010 года в городе Мускок (Канада) Азербайджан отказывается от Мадридских принципов урегулирования. Ощутимых результатов нет. Минской группе ОБСЕ удалось выполнить лишь одну из своих функций, а именно обеспечение постоянного форума для переговоров по мирному разрешению кризиса.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Подводя итоги, можно выделить основные элементы, составляющие интерес США  в Азербайджане, а также роль Азербайджана в мировой политике в целом. Этот интерес состоит из: геостратегического местоположения, исторической и культурной особенностей (светское, тюркское, шиитское, мусульманское, богатое энергетическими  ресурсами, западно-ориентированное  постсоветское государство на геостратегически важном Кавказе). Эти элементы, в  свою очередь многослойны и включают дополнительные компоненты, где должны учитываться международная безопасность в регионе и вне его, а именно военное участие США в Ираке  и Афганистане, также как и  возрастающие беспокойства относительно Ирана. Южный Кавказ считается воздушным  коридором, "путём выживания" между  силами коалиции в Афганистане и  базами в Европе.

           Следующими компонентами стратегических интересов США являются энергетическая безопасность, диверсификация поставок вне Персидского залива и разрушение монополии России в области нефтяных и газовых транспортных маршрутов, поощрение строительства транскаспийских трубопроводов и соединение центрально-азиатского региона с Кавказом, далее с Европой, в обход России, что способствует энергетической безопасности Запада.

           Следовательно, Азербайджан не является всего лишь поставщиком энергии, а приобретает роль транспортного и транзитного пункта энергетических поставок. Учитывая все это, Азербайджан, разделяющий границы с Россией, Ираном, Турцией и через Каспийское море с Центральной Азией, возможно, более важен, чем его кавказские соседи Грузия и Армения. Как полагает Корнелл, Азербайджан является единственной реально незаменимой страной в восточно-западном коридоре, связывающим Европу и Турцию с Центральной Азией.

           Кроме того, культурные, исторические и этнические связи, а также географическая близость Азербайджана с соседним Ираном являются важным фактором. Потенциальная роль Азербайджана в дипломатическом треугольнике России, Ирана и Запада приобретает большой интерес. Роль Азербайджана воспринимается ключевой в помощи Соединенным Штатам в сдерживании иранского влияния на Кавказе. Несмотря на это, Азербайджан отказывается поддерживать антииранские инициативы США, не желая способствовать ухудшению хрупких дипломатических отношений между двумя странами, которые имеют слишком много общего, чтобы их можно было потерять.

           Азербайджан становится более смелым в высказывании недовольства американской внешней политикой. Как сказано выше, Азербайджан сдержанно говорит о сближении с НАТО и предпочитает статус равного партнера. В свою очередь, НАТО неоднократно выражало беспокойство нежеланием лидеров Азербайджана однозначно заявить о стремлении в Альянс (как это сделала соседняя Грузия).

           В то же самое время, многие аналитики убеждены, что Азербайджан может представлять высочайший интерес для американского правительства, поскольку, "будучи проамериканским, светским шиитским государством с напряженными отношениями с Ираном и хорошими отношениями как с Израилем, так и с Турцией, Азербайджан остается главным стратегическим партнером для Вашингтона ".

           В целом, за счет cвоего энергетического ресурса и важного геополитического местоположения Азербайджан чувствует себя более уверенным и считает, что благодаря этому он может позволить себе быть независимым в своей внешней политике. Баку осмеливается не следовать всем инициативам США, а предпочитает их обдумывать. Нынешнее положение Азербайджана позволяет ему принимать более и менее независимые решения,а не пытаться угодить одной из сторон. Азебайджан наконец-то имеет возможность ставить свои интересы выше партнерства и союза с любой страной, а не идти на поводу у сверхдержав. 
           Таким образом, Азербайджанская Республика, проводя успешную взвешенную и сбалансированную внешнюю политику, добивается укрепления позиций Азербайджана в мировом масштабе, а также превращения его в самую важную страну в Каспийском - Кавказском регионе, создавая и защищая внешнюю среду, которая обеспечивает безопасное и счастливое будущее азербайджанского народа.

Информация о работе Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана