Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:26, реферат
Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.
Введение
Сферы сотрудничества России с Европейским союзом
Интеграция на микроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС
Сотрудничество России со странами СНГ
Перспективы сотрудничества России и СНГ
Проблемы сотрудничества России с ЕС и СНГ
Список использованных источников и литературы
В последние годы выявилась устойчивая тенденция роста российских инвестиций за рубежом. Информация об их количественных параметрах весьма противоречива. По имеющимся в открытом доступе данным европейской статистики, объем накопленных российских ПИИ в странах ЕС в конце 2008 г. составил 9,2 млрд. евро
В 2006 г. «Внешторгбанк» (ныне
«ВТБ») потратил около 1,3 млрд. долларов
на выкуп контрольных пакетов евро
Интеграция на микроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС
В сфере экономических отношений между Россией и ЕС заметна новая и очень важная тенденция – развитие совместных долгосрочных проектов российских и европейских компаний, становление единых мультинациональных технологических цепочек, то есть интеграция на микроэкономическом уровне. Эта микроэкономическая интеграция принимает различные формы: возникновение общих технологических процессов, в которых предприятия различных стран отвечают за отдельные стадии производства; торговля деталями и компонентами; координация рыночных стратегий и производственных процессов, обмен активами и т.п. Как минимум, такие формы сотрудничества повышают уровень доверия в деловой среде. Как максимум, они способны генерировать «спрос» со стороны бизнеса на макроэкономическую интеграцию, сближение законодательства и снятие барьеров на границах.
Подобные межнациональные производственные цепочки уже возникают. Оставляя в стороне энергетический сектор, где обмен активами уже стал привычным явлением, приведем несколько наиболее значимых примеров из сферы промышленного производства. В мае 2007 г. ОАО «Российские железные дороги» и австрийская компания Plasser & Theurer подписали соглашение о сотрудничестве в сфере передачи технологий и технических средств для работ по строительству, ремонту и содержанию железнодорожной инфраструктуры. В июле 2007 г. «Атомэнергомаш» и французская компания Alstrom объявили о создании СП по строительству завода для производства турбин для АЭС. Турбины будут поставляться на АЭС, которые российские специалисты строят как в России, так и в третьих странах. Пожалуй, наиболее известным проектом такого типа является разработка первого российского регионального гражданского самолета – «Суперджет-100», «выкатка» которого прошла 25 сентября 2007 г. в Комсомольске-на-Амуре. Проект реализуется компанией «Гражданские самолеты Сухого» в партнерстве с итальянской Alenia Aeronautica. Консультантом проекта является американский Boeing, комплектующие поставляют более 30 ведущих российских и зарубежных компаний. Уже сформирован пакет заказов на 73 самолета, в том числе от итальянской AllItalia, венгерской Malev и армянской Armen Avia. Характерно, что зарубежные компании были привлечены к проекту еще на стадии проектирования и будут участвовать в маркетинге и эксплуатационной поддержке самолета.
Эти (и некоторые другие) совместные проекты ориентированы не только на российский рынок, но и на рынки СНГ и других стран. Это свидетельствует о том, что иностранные компании участвуют в таких проектах не только потому, что они стремятся получить доступ на российский рынок. Интерес для них представляют технологии, производственные мощности и конкурентные преимущества российских партнеров.
Говоря о перспективах дальнейшего сотрудничества, необходимо отметить, что одним из главных приоритетов в области экономического сотрудничества с точки зрения ЕС является тот факт, что в течение ближайших лет ЕС будет продолжать энергодиалог с Россией. Это связано с тем, что энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС является одной из основ развития стратегического партнерства между ними не только в экономических, но и политических вопросах, что связано с взаимными интересами в области обеспечения энергетической безопасности, а также экономической и политической стабильности в Европе.
Программа развития инфраструктуры проливает свет на экономические планы ЕС на более отдаленную перспективу. Очевидно, что ЕС должен заниматься одновременным подъемом экономики большинства своих новых членов ЕС. ЕС начнет реализовывать различные проекты по вовлечению России в общеевропейскую экономику. На каких условиях это произойдет - пока не ясно. Но если Россия не будет к этому готовиться и не обозначит выгодные ей условия вхождения в общеевропейскую экономическую систему, то это неблагоприятно скажется в будущем на ее экономическом и политическом положении. В будущей Европе вероятно следующее своеобразное разделение труда: высокотехнологичные и наукоемкие производства в странах ядра ЕС (Германии, Франции, Великобритании, Италии, странах Бенилюкса, Австрии.); узкая промышленная специализация на привозном сырье в странах ЦВЕ; поставляющая сырье и энергоресурсы Россия. Данная схема объективна, опирается на реалии оптимального размещения ресурсов и близости промышленных производств к потребителям и сама по себе не может считаться планом экономического порабощения России. Но России такая схема не выгодна. Избежать ее (т. е. не допустить обслуживания российской экономики промышленными центрами ЦВЕ) и войти в число быстро развивающихся индустриальных государств - стратегическая задача российского руководства.
При этом именно страны Запада
(прежде всего ЕС и США) останутся
основными источниками
Сотрудничество России со странами СНГ
Для нашей страны в ее нынешнем положении самого большого осколка некогда единой страны и народно-хозяйственного комплекса, всем своим положением претендующей на роль лидера на постсоветском пространстве вне зависимости от того, как на это смотрят другие участники СНГ, вопросы интеграции постсоветского пространства приобретают важнейшее значение. Стратегические интересы России и бывших советских республик совпадают самым очевидным образом, несмотря на нежелание Грузии или Украины признавать лидирующее положение России в СНГ. Поэтому самой реальной перспективой выглядит для нее объединение экономик на постсоветском пространстве. Ведь жизнь подсказывает, что даже самые развитые в экономическом отношении страны сегодня стремятся решить свои проблемы не в одиночку, а, наоборот, стремятся объединить усилия с другими странами, прежде всего с ближайшими соседями с целью максимизации эффекта от совместной экономической деятельности. В этой связи экономическая (а вслед за ней и политическая) интеграция постсоветского пространства может превратить Россию в один из центров силы в мировой экономике. Только Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным потенциалом, емкостью рынка, транспортными коммуникациями и конфигурации производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию постсоветских экономик в единую систему и интеграцию этой системы мировое экономическое пространство, избегая при этом риска нестабильности и не ломая производственных и организационных структур их экономик. В то же время сохранение рынка стран СНГ, ориентированного в первую очередь на Россию, и использование их ресурсного потенциала являются необходимым условием модернизации российской экономики4.
Говоря о решающей роли Российской Федерации, нельзя в то же время не видеть и резкого преобладания России в экономической и в военной сферах на постсоветском пространстве. Поэтому Россия слишком велика для равноправной многостороннего сотрудничества со странами СНГ. Такое доминирование России неприемлемо для остальных членов СНГ, что вполне естественно. В этой связи Россия не должна диктовать свои условия, но не учитывать их тоже нельзя. Отсюда крайне важно согласовании интересов без ущерба для каждой из сторон, в том числе и для России.
Вместе с этим Россия, являясь крупнейшим государством-участником СНГ и составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.
Неравномерно развиваются
и экономические отношения
В экспорте РФ в страны
СНГ преобладают продовольствен
Неоднозначно развиваются кредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй половине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансирования стали западные страны. Общая задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г. составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд. долл.
Незначительным является движение капитала в форме прямых инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве составляют лишь 1,5% общего объема всех инвестиций. Крупнейшим инвестором среди них является Украина.
После того как Россия с 2005 года перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.
Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния. Интеграция экономик внутри СНГ сопряжена со многими трудностями, часть из которых связана с неполным исполнением Россией ее роли лидера. Но вместе с тем именно СНГ дает возможность нашей стране восстановить свое влияние на постсоветском пространстве и мире вообще. Поэтому Россия жизненно заинтересована в интеграционном процессе со странами СНГ. Именно здесь сосредоточены ее стратегические интересы, от исполнения которых непосредственно зависит ее устойчивое развитие и положение в мировом сообществе. Российская Федерация должна и может реализовать в интеграции на постсоветском пространстве свой «мегапроект» на собственной цивилизационной основе.
Перспективы сотрудничества России и СНГ
Несмотря на все трудности и противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.
Следует учитывать, что странам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции – признанному «эталону» в этой области. В отличие от Европы, страны СНГ в относительно недалеком прошлом представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследства ещё сохраняются. Поэтому речь фактически идет об экономической реинтеграции части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений.
По мере того становления собственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошие возможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато она намного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, и более дорогие) изделия. Торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а также добывающей промышленности.
Информация о работе Перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ