Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:26, реферат
Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.
Введение
Сферы сотрудничества России с Европейским союзом
Интеграция на микроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС
Сотрудничество России со странами СНГ
Перспективы сотрудничества России и СНГ
Проблемы сотрудничества России с ЕС и СНГ
Список использованных источников и литературы
сотрудничество интеграция макроэкономический европейский
Проблемы сотрудничества России с ЕС и СНГ
Перед лицом глобализационных процессов Россия оказалась в сложном положении. При нынешнем состоянии экономики она не может претендовать на ведущие позиции в формировании мировой экономической политики, влиять на деятельность международных экономических организаций. Но с другой стороны, Россия довольно глубоко втянута в мировое хозяйство. Доля ее экспорта в ВВП составляет около 27%. Но односторонняя ориентация российского экспорта на сырьевые ресурсы делает эту зависимость уязвимой из-за значительных, колебаний цен на мировых рынках. В связи с этим включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться и об участии и сотрудничестве с интеграционными группировками.
Говоря о проблемах сотрудничества России с СНГ, нужно отметить, что в экономическом смысле страны СНГ по многим признакам остаются составными частями единого воспроизводственного комплекса с высоким уровнем интегрированности, который, однако, используется весьма неэффективно. Партнеры по СНГ превращаются в конкурентов (например, при строительстве и использовании трансконтинентальных трубопроводов).
С связи с этим, происходит понимание стабилизирующей роли взаимных связей как важнейшей предпосылки не только преодоления экономического кризиса, но и эффективного включения в мировое хозяйство. На заседании Совета Глав государств и Глав правительств СНГ 31 мая -1 июня 2001г. в г. Минске было заявлено, что «мы принимаем СНГ как полезный и во многом незаменимый инструмент для решения целого ряда конкретных задач. Его потенциал не исчерпан». Но тем не менее, сотрудничество России с СНГ протекают вяло по сравнению, например, с сотрудничеством ЕС и США и не могут сравниться с процессами в рамках бывшего единого государства и интеграционными процессами. У стран СНГ по-прежнему разная заинтересованность в степени участия в решении тех или иных вопросов на основе интеграции8.
Доля государств СНГ в мировом ВВП и мировом объеме инвестиций составляет примерно 2-3%, а на такие крупные региональные экономические объединения, как ЕС, НАФТА, АТЭС, приходится основная часть мирового валового продукта. Удельный вес в мировом объеме инвестиций ЕС и НАФТА-20%, АТЭС-36%. Главной причиной медленного развития интеграции в СНГ является неэффективность управленческих структур. Если сопоставить количество решений и постановлений, принятых странами-участницами СНГ, с числом изъятий из этих правил, приостановлений действия, элементарного неисполнения взятых обязательств, то приходится делать вывод о неадекватности принимаемых решений, их экономической бесполезности, неэффективности9.
При этом, однако, необходимо учитывать, что потребность в расширении экономического пространства возникает тогда, когда на определенном этапе исчерпаны внутригосударственные возможности экономического развития, что передача части экономического суверенитета надгосударственным структурам управления целесообразна лишь в случае, когда это дает больший экономический эффект, чем эффект при сохранении суверенитета, что интеграция придает дополнительный импульс стабильно развивающейся экономике государств, но отнюдь не является ключом к решению всех внутригосударственных проблем развития национальной экономики. Во многом именно поэтому наиболее последовательно интеграционные процессы протекают в Европейском сообществе, объединяющем наиболее развитые страны мира.
Но и сотрудничество России с ЕС наталкивается на определенные проблемы. Во-первых, расширение ЕС, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.
С массовым присоединением к ЕС 10 новых стран в 2003 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС стало усиливаться.
Претензии России к ЕС касаются:
Претензии ЕС к России касаются:
Политика России сталкиваются
на европейском направлении с
достаточно сложным вызовом. Суть его
— в необходимости найти баланс
между реальными запросами
Именно поэтому на настоящем этапе для России, возможно, было бы целесообразным восстановление баланса между политической и экономико-правовой составляющими на уровне равноправного сотрудничества самостоятельных субъектов международных отношений. В будущем Россия могла бы рассматривать вопрос о формальном присоединении к тому интеграционному объединению, которое, после преодоления фазы стагнации, придет на смену Европейскому союзу.
В своей политике Евросоюз вынужден был учитывать и позицию тех стран, отношения которых с Россией были проблемными. Также Евросоюз сознательно уклонялся от обсуждения ряда принципиально важных вопросов обеспечения безопасности в Европе, в частности, проблемы третьего позиционного района американской ПРО. За формальными словами о том, что это является предметом двусторонних американо-чешских/польских отношений, крылась неспособность ЕС выработать единую позицию и нежелание создать дополнительный фактор раздражения в отношениях с США. Существовал ряд разногласий по вопросам экономического сотрудничества, шли довольно острые дискуссии о принципах регулирования в энергетической сфере. Общественное мнение и в ЕС, и в России становилось всё более критическим.
Сегодня, когда партнерские отношения между Россией и ЕС целесообразно рассматривать как перспективную цель, задачей внешней политики России является сохранение интенсивности контактов, возможностей вести открытый диалог по широкому кругу вопросов, прежде всего тех, по которым имеются разногласия, наращивание практических связей на рабочем уровне, улучшение возможностей для делового сотрудничества. Неизбежный в нынешней ситуации «худой мир» позволит пережить период неопределенности. России удастся выйти из глобального экономического кризиса страной с более конкурентоспособной экономикой и более эффективной государственно-политической системой. Такая Россия станет для ЕС и СНГ гораздо более привлекательным партнером.
Заключение
Перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ нужно оценивать по-разному.
Говоря о сотрудничестве нашей страны с СНГ, необходимо заметить, что главная слабость стран СНГ – зависимость от цен на природные ресурсы, которые являются главной статьей экспорта всех стран, включая Россию. Ведь именно сырьевая направленность и определяет место СНГ в мире сегодня. И поэтому главной задачей здесь является развитие производства готовых изделий и развитие наукоемких отраслей. Все участники СНГ в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Лучшими союзниками новых государств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные не только множеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для их разрешения.
Современная российская политика в отношении развития политических интеграционных процессов со странами ближнего зарубежья, по сравнению с политикой, проводившейся в 90-х годах XX века, отличается прагматизмом, стремлением учесть интересы национальной безопасности. Вместе с тем, все еще достаточно часто наблюдается расхождение между звучащими на самом высоком уровне заявлениями о приоритетности углубления отношений со странами СНГ и реализацией этого принципа на практике. В целом же, как показывает практика, в случае игнорирования нашей страной процессов политической интеграции ее место в них тут же пытается занять другое государство (например, США) или межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России из ближнего зарубежья. Поэтому дальнейшее развитие процессов интеграции между республиками бывшего СССР является не просто желательным, а жизненно необходимым для национальной безопасности России.
Иная ситуация складывается при сотрудничестве России с ЕС. В целом надо признать, что диалог Россия-ЕС остаётся в основном декларативным. Отношения с Россией так и не стали для ЕС одной из важнейших тем внутренней политики. В ЕС очень опасаются обременения внутренней повестки дня российским фактором. В результате ЕС занят выдавливанием мелких односторонних уступок со стороны России, а не становлением «стратегического партнёрства». Со своей стороны, Россия стала делать гораздо меньше бессмысленных односторонних уступок. Отношения становятся всё более прагматичными и, одновременно, откровенными. Если в отношениях России с США практически отсутствует фактор тесной экономической взаимозависимости, то для отношений России с ЕС он принципиально значим.
Продолжается политика
ограничения российского
Список использованных источников и литературы
1. Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ / Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. – М.: Магистр, 2007. – 508 с.
2. Зиядуллаев Н. СНГ: опыт и итоги десятилетия // Свободная мысль - XXI. - 2002. - N 4. - С.49-62 и др.
3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
4. Надежды и разочарования
// Центр ЕС-Россия. 2010. Режим доступа: http://eu-russiacentre.ru/our-
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г.
6. Промский Н.И. О некоторых проблемах интеграции стран СНГ в эпоху глобализации // Вестник РГГУ, 2007, № 11, с. 221 – 228.
7. Россия и Европейский союз // Википедия
– свободная энциклопедия, 2010. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
8. Сутела П., Россия и Европа. Некоторые аспекты экономических взаимоотношений, Моск. Центр Карнеги. - M.: Гендальф, 2004
9. World Economic Situations and prospects. – N.Y.: United Nations, 2005.
1 Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира / В.П. Максаковский. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 495 с.: ил., карт.
2 Промский Н.И. Россия-СНГ: к конкурентоспособности через сотрудничество . – М.: Компания Спутник+, 2008 – с. 7
3 Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности. М.: Наука, 2009. С. 387.
4 Шестаков В.В. СНГ: в поисках наиболее эффективных механизмов интеграции // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 292–302.
5 Медведев Р. Казахстанский прорыв / М.: Институт экономических стратегий, 2007. – 160 с.
6 Содружество Независимых Государств в 2008г. Статистический ежегодник. - М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2009. - 500с.
7 Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства. //Экономист. - 2005. - 12. - С.61.
8 Зиядуллаев Н. СНГ: опыт и итоги десятилетия // Свободная мысль - XXI. - 2002. - N 4. - С.49-62 и др.
9 Строев Е.С. Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. - Спб.: Наука. 1998. С. 31.
10
Россия и Европейский союз // Википедия
– свободная энциклопедия, 2010. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Информация о работе Перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ