Политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Политика и международные отношения
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
1.2. Типология международных отношений
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе
2.1. Россия в системе международных отношений
2.2. Внешняя политика современной России
2.3. Геополитическое положение современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

 

Для западных политиков, несмотря на определенную сла-бость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и по-тенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» веду-щих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала эффективным регулятивным центром международных отноше-ний, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства) Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997..

 

Стать полноценным членом «большой восьмерки» -- сложная задача, поскольку членство в ней связано не только с правами, но и определенными финансовыми обязательствами, которые сегод-няшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних эко-номических показателей и выполнение взятых на себя серьезных обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений мирового уровня в рамках «восьмерки».

 

Никто из внешнеполитических партнеров  не сомневается, что главной задачей  внешней политики самостоятельной России яв-ляется возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правитель-ством Основные положения концепции внешней политики Рос-сийской Федерации.

 

Одной из особенностей данной концепции  является отсутст-вие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интере-сам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначе-ние внешней политики ответственного демократического госу-дарства.

 

К основным положениям относятся: обеспечение  процессов формирования государственности  России и защита ее территори-альной целостности; создание условий, обеспечивающих ста-бильность и необратимость  политических и экономических ре-форм; активное и полноправное участие России в строительст-ве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.

 

В складывающейся системе международных  отношений Рос-сия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из вели-ких  держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений го-сударств, ранее входивших в состав СССР.

 

Любые действия, направленные на подрыв целостности Рос-сийской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, наруше-ние прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопре-дельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.

 

Принципиальное значение для  защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003..

 

В фокусе внимания российской внешней  политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся  сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.

 

Для России большую значимость имеют  отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения  в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.

 

Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

 

Российская внешнеполитическая концепция  имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный  консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции  поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире. Положение региональной державы с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.

 

2.2. Внешняя политика современной  России

 

 

Изменения в мировой политике пос-ле окончания «холодной войны», а  также начавшаяся в стране демок-ратизация  поставили Россию в по-ложение  страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес-кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше-ний Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001..

 

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

 

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками  сохранения статуса великой державы  и продолжения прежней экспансионистской  политики, направлен-ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль-тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.) Сирота Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001..

 

Второй путь предполагает обретение  Россией статуса региональ-ной  державы. В одном случае ее влияние  может основываться по пре-имуществу  на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять  логику поведения «сверхдержавы» в локаль-ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по-литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка-зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель-ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

 

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо праг-матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин-ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и  прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу-дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми-роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос-ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше-ние экономических и других внутренних проблем Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003..

 

В реальной политической деятельности государства переплетают-ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш-неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

 

Среди приоритетных направлений внешней  политики России можно выделить следующие  Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник  для студентов вузов. М., 2001.:

 

– создание новой системы взаимоотношений  с бывшими соци-алистическими странами;

 

– вхождение в европейское и  ми-ровое сообщество;

 

– разработка новых принципов межгосударственных отноше-ний с бывшими республиками СССР;

 

– разработка новой военно-поли-тической доктрины в изменив-шемся геополитическом про-странстве;

 

– активизация отношений с Кита-ем, странами Юго-Восточной Азии;

 

– равноправное развитие отношений  с США;

 

– противодействие установлению «однополюсного»  мира под эгидой США;

 

– участие в миротворческих акциях пре-кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

 

2.3 Геополитическое положение современной  России

 

 

Роль и место России в современном  мире во многом определяется ее геополитическим  положением, т.е. размещением, мощью  и соотношением сил в мировой  системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

 

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность  контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитиче-ского субъекта. С точки зрения своего геополитического положе-ния Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результа-те действий определенных геополитических закономерностей Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001..

 

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается при-оритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Бе-лоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Имен-но эти три государства наиболее важны с точки зрения геополи-тических интересов России Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000..

 

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки  с открытых крупных месторожде-ний  нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть рос-сийского геостратегического потенциала. Одна из закономерно-стей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъек-тов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «ислам-ский» фактор в условиях ослабления России как геополитическо-го субъекта стал активно проявлять себя в направлении Цент-ральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001..

 

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и свя-занные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

 

Существует точка зрения, согласно которой на западных ру-бежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирую-щий все транспортные выходы на Запад и превращающий Кали-нинградскую область в оторванный от основной российской тер-ритории эксклав.

 

Другая точка зрения в менее  драматизированной форме пред-ставляет, что ряд стран Центральной  Европы, присоединившиеся к НАТО, в  прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас -только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону ста-бильности между Россией и НАТО.

 

В нынешних сложных условиях реализовать  свои стратеги-ческие интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться  не на «геополити-ческий императив», реанимируя свои прошлые имперские амби-ции, а на свой экономический потенциал Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001..

 

Если иметь в виду восточное  направление, то российские по-зиции  на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997..

 

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах.

 

Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления  своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000..

Информация о работе Политика и международные отношения