Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:25, статья
Целью данной статьи является анализ и оценка эволюции взаимоотношений КНР с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в 1991—2010 гг. В этой связи необходимо исследовать стратегию и основные интересы Китая в рассматриваемых странах. Так, необходимо выделить общие черты стратегии и специфику взаимодействия КНР с каждой из трех перечисленных стран.
Обеспечив политическую базу
для стабильности в рассматриваемых
странах и реализовав свои краткосрочные
цели, которые являлись необходимым
условием и основой для дальнейшего
углубления сотрудничества с рассматриваемыми
странами, Китай получил возможность
сконцентрироваться на реализации своих
долгосрочных целей, а именно на развитии
торгово-экономического сотрудничества,
активном вовлечении рассматриваемых
стран в экономический обмен.
События 2001 г. также в той или
иной степени побудили КНР к пересмотру
места Центральной Азии в иерархии
ее внешнеполитических приоритетов
и заставили искать пути для расширения
присутствия в регионе. Китай
принял решение использовать экономическое
сотрудничество, которое на сегодняшний
день представляет собой приоритетный
аспект отношений между КНР и
соседними государствами
Китай в течение уже
длительного времени является одним
из лидирующих экономических партнеров
Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Стратегия Китая в
Вообще динамичное развитие
торгово-экономических связей между
КНР и соседними государствами
Центральной Азии в большой степени
отразилось именно на интересах Синьцзяна,
получившего возможность
Как отмечает В. Боровой, чтобы
создать предпосылки для
Что касается форм торгово-экономического сотрудничества, то в первой половине 1990-х гг. экономическое присутствие Китая в Казахстане ограничивалось исключительно торговой сферой, причем торговля имела стихийный, неконтролируемый характер [12]. В начале XXI в. между Китаем, Кыргызстаном, Таджикистаном и особенно Казахстаном начался новый этап развития отношений — этап практической реализации крупнейших, стратегически важных совместных проектов в экономической сфере, к чему привело, в частности, вступление КНР в «игру» за энергоресурсы региона. В 2009 г. состоялась официальная церемония открытия газопровода Туркменистан—Китай, проходящего по территории Узбекистана и Казахстана [5]. В 2010 г. состоялся запуск нефтепровода Казахстан—Китай, на сегодняшний день являющегося крупнейшим из реализованных совместных проектов. Строительство нефтепровода Казахстан—Китай осуществлялось в два этапа. Первым этапом явилась реализация проекта нефтепровода Атасу—Алашанькоу, который был введен в эксплуатацию в июле 2006 г., вторым этапом стало введение в эксплуатацию нефтепровода Кенкияк—Кумколь. С момента начала транспортировки по 1 апреля 2010 г. по нефтепроводу Кенкияк—Кумколь было транспортировано около 1,3 млн т нефти. В перспективе по нефтепроводу Казахстан—Китай прогнозируется транспортировка нефти из Западного Казахстана и казахстанского сектора Каспийского моря: данный нефтепровод планируется соединить с нефтепроводом Кенкияк (Каспийское море) — Атырау, построенным в 2002 г. [26]. Реализация подобных крупных проектов, с одной стороны, позволяет Китаю усилить свое влияние в регионе и удовлетворить потребность в ресурсах, диверсифицировав их источники; с другой стороны, китайское правительство отдает себе отчет в том, что без реализации подобных проектов значительное ускорение темпов роста торгово-экономического сотрудничества и, как следствие, расширение своего присутствия в регионе, было бы невозможным.
Несмотря на наличие общих характеристик, взаимодействие КНР с каждой из трех рассматриваемых стран имеет и свою специфику. Казахстан, несомненно, занимает ведущее место как среди соседних стран, так и среди всех государств Центральной Азии по уровню развития многосторонних связей с КНР. Как отмечает китайский исследователь Син Гуанчэн, Казахстан с точки зрения геополитики — не просто центральноазиатское государство, но и евразийское государство, что и определяет его важную стратегическую позицию в регионе [14, с. 18]. Китай подчеркивает, что стремится к поддержанию дружественных отношений со всеми странами Центральной Азии, но Казахстан обладает особенным статусом: в 2005 г. китайско-казахстанское сотрудничество было названо «стратегическим» и Астана рассматривается Пекином в качестве одного из важнейших политических союзников на постсоветском пространстве [8, с. 143]. На протяжении 1992—2008 гг. на торговлю между Китаем и Казахстаном приходилось от 80 до 86 % всего китайско-центральноазиатского товарооборота, на торговлю с Кыргызстаном — от 1 до 8 %, с Таджикистаном — от 0,1 до 4 % [12]. Важнейшей составляющей китайско-казахстанского взаимодействия является энергетическое сотрудничество. Стимулом повышения интереса Китая к Казахстану явился рост потребностей китайской экономики в энергоресурсах, в первую очередь нефти, что и обусловило начало проектно-инвестиционной деятельности китайских компаний в республике.
Кыргызстан — страна региона, проникновение КНР в экономику которой является наибольшим. Однако это связано не с объемами поставок товаров из КНР в Кыргызскую Республику, которые сами по себе невелики по причине слабости кыргызской экономики, а с тем, что Китай рассматривает республику в качестве стратегического плацдарма для торговой экспансии в Центральную Азию и на постсоветское пространство в целом [13]. Кыргызстан, в свою очередь, не только насыщает свой рынок дешевой китайской продукцией, но и имеет дополнительную прибыль за счет ее реэкспорта в остальные государства Центральной Азии (главным образом, в Узбекистан) и даже ряд областей России. Данную прибыль оценить сложно, однако, по мнению некоторых экспертов, реэкспорт приносит Кыргызстану не менее 250 млн дол. США в год. Значение Кыргызстана как перевалочной базы для китайских товаров широкого потребления особенно возросло в первом десятилетии XXI в., когда обе страны стали членами ВТО (Кыргызстан — с 1998 г., Китай — с 2001 г.). После этого китайская продукция стала поступать на территорию Кыргызстана в прогрессирующих масштабах и практически беспрепятственно [12].
Таджикистан, малая страна
с несущественным масштабом рынка,
занимает достаточно скромное место
в торговой политике Пекина. Однако
за последние годы экономическое
присутствие Китая в
Выводы
Несомненно, существует ряд
факторов, в той или иной степени
препятствующих поступательному и
динамичному развитию отношений
между КНР и рассматриваемыми
странами. Во-первых, Пекину понадобилось
время для того, чтобы выработать
четкую стратегию по отношению к
региону. Проникновению Китая в
регион препятствует также присутствие
там интересов других держав, особенно
России и США. На развитие двусторонних
отношений определенное негативное
влияние оказывают проблема незаконной
миграции, контрабандного ввоза и
вывоза товаров, использования водных
ресурсов, а также существующие среди
местного населения опасения в отношении
дальнейшего расширения влияния
КНР. В соседних странах наблюдается
дисбаланс структуры импорта
и экспорта в пользу Китая: китайский
импорт в Казахстан, Кыргызстан и
Таджикистан значительно
Однако, несмотря на наличие сдерживающих факторов, сотрудничество между Китаем и соседними государствами Центральной Азии развивается весьма активно. Можно отметить, что в процессе взаимоотношений с этими соседями Китай достаточно умело отстаивает свои интересы, адаптируясь к новым обстоятельствам и довольно эффективно используя экономические рычаги для укрепления своего присутствия в регионе.
Представляется вероятным,
что в будущем главными приоритетами
для Китая по-прежнему останутся
вопросы освоения углеводородных и
других сырьевых ресурсов, формирования
соответствующей транспортной инфраструктуры
по обеспечению экспорта в китайском
направлении промышленного
Примечания:
[1] Боровой, В. 11 сентября
и политика Китая в
[2] Боровой, В. Политика КНР в Центральной Азии (90-е гг. XX в. — начало XXI в.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.15 / В. Боровой; Белорус. гос. ун-т. Минск, 2005.
[3] Боровой, В. Политика КНР в Центральной Азии в первой половине 1990-х гг. / В. Боровой // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2007. № 1. С. 54—57.
[4] Воскресенский, А. Китайский
и российский факторы в
[5] Запущен газопровод
Туркменистан—Узбекистан—
[6] За 16 лет торговый оборот
между Таджикистаном и Китаем
увеличился в 116 раз [Электронный
ресурс] // Время Востока — Центральная
Азия, Средний Восток, Дальний Восток.
Режим доступа: <http://www.easttime.ru/news/
[7] Корсун, В. Дипломатия КНР в борьбе за «постсоветское наследство» в Центральной Азии / В. Корсун // Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий: учеб. пособие / под ред. А. Д. Воскресенского; отв. сост. А. Д. Воскресенский, К. П. Боришполец. М.: МГУ; Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. С. 402—425.
[8] Мукимджанова, Р. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики / Р. Мукимджанова. М.: Науч. книга, 2005.
[9] Назаров, У. В Кыргызстане
увеличивается присутствие
[10] Нормативные документы.
Правовое обеспечение
[11] Парамонов, В. Экономическая
политика Китая в Центральной
Азии (часть 1) / В. Парамонов, А.
Строков, О. Столповский [Электронный
ресурс] // Время Востока — Центральная
Азия, Средний Восток, Дальний Восток.
Режим доступа: <http://www.easttime.ru/
Информация о работе Политика Китая в отношении соседних стран Центральной Азии