Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:35, реферат
До сих пор политика Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ), находящейся у власти уже девять лет, представляла собой причудливую смесь прагматизма в одних вопросах, особенно в отношении преемственности с социально-экономической политикой предшествующих консервативных правительств, и идейной новизны – в других. Стремление лейбористов сохранить широкую избирательную коалицию, собранную ими вокруг себя к всеобщим выборам 1997 года, предопределило крайнюю осторожность в их действиях, нежелание идти на реформы или осуществлять их такими темпами, которые могли бы отпугнуть часть электората, главным образом, верхние слои среднего класса и представителей крупного бизнеса.
* * *
Трудности при характеристике “третьего пути”, вписывании его в ту или иную политическую традицию можно преодолеть на основе подхода, согласно которому каждая из ведущих британских политических философий – лейборизм, консерватизм и либерализм – в практической политике трансформируется в политические идеологии, представляющие собой определённую комбинацию идейных течений. Одни из них тяготеют к набору принципов, составляющих большое ядро данной идеологии, другие, находящиеся на её периферии, могут попасть в поле притяжения иных идеологий. Существует и малое ядро, включающее наиболее фундаментальные принципы либеральной демократии, которыми руководствуются все устоявшиеся британские идеологии. Заимствование периферийных идейных концептов то одной идеологией, то другой происходит в результате того, что политические идеологии представляют собой открытые системы, восприимчивые к идеологиям-конкурентам, и образуют в зависимости от обстоятельств идейные конфигурации, в которых на первый план выходит то одна, то другая составляющая при сохранении принципов большого ядра.
С этой точки зрения идеологии данного типа, в отличие от учений догматического толка, не пребывают в застывшем виде, а постоянно развиваются, меняют свои очертания. Они не только предопределяют практику, но и опираются на неё. В их число входит и “третий путь”. Вот как объясняет его кажущуюся эклектичность Майкл Фридэн: “…жизнеспособная, недоктринёрская идеология всегда находится в состоянии изменения и, до известной степени, концептуального переосмысления”9. Это качество помогает таким идеологиям адаптироваться к новым историческим условиям, быть востребованными партийно-политическими силами. Сочетание преемственности и адаптивности – непременное условие их успеха.
Сведение рядом исследователей идейного наследия лейборизма к “первому пути” – послевоенной кейнсианской социал-демократии или к социальному либерализму противоречит тому, что видное место в нём занимают ревизионизм и фабианство, этический и христианский социализм, синдикализм и тред-юнионизм, отдельные элементы которых использовались “новыми лейбористами”. Они действительно ушли от патерналистских, этатистских традиций послевоенной социал-демократии, однако история лейборизма не началась в 1945 году. Если понятие “старые левые” распространить на весь период эволюции британской социал-демократии до 1990-х годов, то окажется, что при Тони Блэре лейбористы отказались от своего прошлого лишь выборочно, и дихотомия “старые” – “новые левые” искусственна. Например, рассматривать ортодоксальную составляющую социально-экономической политики “новых лейбористов” не обязательно в качестве заимствования у другой политической силы. Лейбористы имеют собственный опыт проведения жёсткой денежно-кредитной и фискальной политики, например в годы Великой депрессии.
Если технократический подход к критике капитализма, заложенный основателями фабианства и применённый в кейнсианстве и в ревизионизме Энтони Кросленда, доминировал в лейборизме бóльшую часть XX века, то “новые лейбористы” обратились к традиции этического социализма с целью остановить размывание границ между рыночным и общественным, исходя из соображений морали, а не эффективности того или иного способа производства. Тони Блэр не раз в период пребывания в оппозиции (значительно сдержаннее после 1997 г.) признавал идейное многоголосье социализма, делая упор на его этическую составляющую. Хорошо известно, что концепция христианского социализма, изложенная в работах шотландского философа Джона Макмюрея, оказала большое влияние на формирование мировоззрения Блэра.
Консерваторы
– “старые правые” приняли
в 1950–70-е годы правила игры кейнсианской
социал-демократии не только потому, что
доктрина “государства благосостояния”
была им навязана, но и потому, что
она оказалась созвучной традиц
Однако время от времени происходит “переворот”, когда не только периферийные течения, но и большое ядро конкретной идеологии оказывается под угрозой “поглощения” со стороны конкурирующей системы ценностей. Тогда происходит не модернизация, а коренная ломка политической платформы партии. Модернизация политики лейбористов и консерваторов после 1945 года во многом определялась тем, что они подключили к своей идеологической “периферии” ряд течений “нового либерализма”, а в политике Партии либеральных демократов в 1990-е годы появились нововведения в результате периферийного восприятия ряда лейбористских подходов. Однако в случае с тэтчеризмом речь идёт о “перевороте”, в ходе которого была предпринята частично удавшаяся попытка вытеснить из сердцевины консервативной идеологии системообразующие принципы и заменить их неолиберальными. Что касается “третьего пути”, то речь идёт о том, что тенденция по изъятию социалистической этики из нормативного ядра критики капитализма берёт верх над декларированной “новыми лейбористами” приверженностью этическому социализму.
Ещё рано судить о том, является ли “третий путь” модернизацией идеологии лейборизма за счёт периферийных либеральных и консервативных течений или попыткой “переворота” на базе исходной версии “нового либерализма”, – для этого требуется определённая историческая перспектива. Возможно, что “третий путь” окажется не тем и не другим, а базой для очередного межпартийного консенсуса, преодолевшего традиционное деление идеологического пространства, идеологической амальгамой, включающей либеральные, консервативные и социалистические компоненты.
С точки зрения длинных исторических рядов Великобритания прошла в XX веке через два больших политических цикла. Первый, идеологической составляющей которого был “новый либерализм”, а затем и этатистская социал-демократия, отражал рост коллективистских настроений в первой половине столетия. Эта тенденция объяснялась социальной перестройкой, произошедшей в результате складывания зрелых институтов индустриального общества. Данные процессы привели к модернизации партийно-политической системы, сопровождавшейся обострением партийной борьбы в межвоенный период, когда происходила переналадка экономического механизма, а затем установлением в середине столетия межпартийного консенсуса с участием, следуя терминологии “третьего пути”, “старых левых” и “старых правых” и утверждением новой модели перераспределения.
Такая последовательность
событий повторилась в
* * *
Модернизация партийно-
Консервативная партия,
а за ней и Лейбористская
В то же время очевидно, что в рамках тэтчеризма и “нового лейборизма” была предпринята попытка не только обновить периферийные элементы консервативной и лейбористской идеологий, но и трансформировать “большое ядро” каждой из них с помощью неолиберальных подходов. Непропорциональный акцент на ценностях индивидуализма завёл консерваторов в 1990-е годы в идейный тупик, и в последующем тори занимались поиском более сбалансированного сочетания базовых элементов своей идейной программы.
Не избежали идейного крена вправо и “новые лейбористы”. После их прихода к руководству Лейбористской партии последняя превратилась по существу из левоцентристской в центристскую и во многом потеряла не только свой социалистический, но и социал-демократический характер. Несмотря на то что лейбористы пришли к власти под лозунгом борьбы с рыночным фундаментализмом, в социально-экономической сфере новое правительство предприняло лишь косметический ремонт доставшегося ему от консерваторов неолиберального наследия. Произошла ревизия ряда базовых ценностей британского лейборизма.
В то же время представляется, что этот процесс не является необратимым, и после смены руководства партии идеологическая программа организации примет более гармоничный вид благодаря укреплению её социал-демократической составляющей. Вероятно, что по мере втягивания Великобритании в процессы европейской интеграции, для страны, как это было до 1979 года, станет более характерна идеология социального рынка в его обновлённом варианте. И всё же на сегодняшний день с учётом всего комплекса предпринятых с 1997 года реформ наиболее адекватным описанием сути “третьего пути” – идеологии “нового лейборизма” – является концепция социального либерализма.
В 1980-е годы тэтчеристы расчистили политическое поле от завалов, образованных устаревшими механизмами послевоенного межпартийного консенсуса, но британскую культуру умеренного индивидуализма и центризма изменить не смогли. В годы тэтчеризма Лейбористская партия оказалась в тяжёлом кризисе, но смогла воспользоваться его уроками и возродиться в качестве ведущей силы британской политики. Во второй половине 1990-х годов партии поменялись местами, и на этот раз глубокий организационный и идейный кризис настиг консерваторов. Тэтчеризм поставил задачу модернизировать Британию и достиг определённых успехов, однако одним из побочных продуктов этого процесса стало резкое ослабление Консервативной партии. Её идеологическая дезориентация сыграла в этом существенную роль.
Социально-экономическая и политическая модернизация, опиравшаяся на идеологию свободного рынка, к середине прошлого десятилетия перестала отвечать требованиям времени. Эстафету реформ подхватили лейбористы, которым представилась возможность учесть ошибки предшественников и продолжить модернизацию страны по скорректированному курсу. Тэтчеризм был переходным этапом от послевоенного консенсуса к межпартийному консенсусу нового качества, основанному на своеобразном сочетании консервативных, либеральных и коллективистских ценностей. Вопрос о том, считать ли “третий путь” частью этого переходного этапа или его результатом, происходит ли замена “третьего пути” на более эффективные идейные построения, остаётся открытым.
______________________________
1 David Marquand. Decline of the Public. Polity Press, 2004.
2 Ibid. P. 118.
3 Anthony Giddens. Introduction. Neoprogressivism. A new Agenda for Social Democracy. In: Anthony Giddens (ed.). The Progressive Manifesto. Polity Press, 2003.
4 Ibid. P. 6.
5 Anthony Giddens (ed.), op. cit. P. 7.
6 John Kay. The Embedded Market. Chapter 1. In: Anthony Giddens (ed.), op.cit. PP. 35–53. Идея “встроенного рынка” была впервые предложена американским учёным Марком Грановеттером: Mark Granovetter. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness. // American Journal of Sociology, № 91 (3), 1985; Filke Schuppert. The Ensuring State. Chapter 2. In: Anthony Giddens (ed.), op.cit. P. 54–72.
7 Stephen Davis. The Civil Economy. // Renewal. The Political Economy Issue, Autumn 2003.
8 Will Hutton. The State We're In. London: Vintage, 1996.
9 Michael Freeden. The Ideology of New Labour. // The Political Quarterly. Oxford, Blackwell Publishers, Volume 70, 1999. P. 50.
Информация о работе Политика лейбористкой партии Великобритании