Понятие и источники дипломатического и консульского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Современные международные отношения и меж¬дународное право характеризуются
большим разно¬образием.
Наличие в мире системы государств — объектив¬ный факт. Государства не могут
существовать, не вза¬имодействуя так или иначе друг с другом. То или иное
государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство
своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления
международной жизни.

Содержание работы

Введение ...................... 4
1. Дипломатическое право ............... 5
1. 1.Понятие, система и источники
дипломатического права .. ... .. ....... 5
1.2.Органы внешних сношений .............. 5
1.3.Состав и функции дипломатического
представительства .............. 6
1.4.Начало и прекращение дипломатической
миссии ................... 7
1.5.Дипломатический корпус ............. 8
1.6. Иммунитеты и привилегии
дипломатического представительства
и его сотрудников .................. 9
1.7.Обязанности дипломатического
представительства и его сотрудников
в отношении государства пребывания ........ 11
1.8. Дипломатическое право
специальных миссий .............. 11
1.9. Дипломатическое право международных
организаций ................... 13
1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных
организаций ........ 15
2. Консульское право ................ . 17
2.1. Понятие и источники консульского права ..... 17
2.2. Установление консульских отношений ....... 18
2.3. Классы и персонал консульских учреждений .... 21
2.4. Консульские функции ............. 22
2.5. Иммунитеты и привилегии консульских
учреждений и их персонала .............. 24
Заключение ...................... 26
Список используемой литературы ........... 27

Файлы: 1 файл

Развитие дипломатического права.docx

— 76.98 Кб (Скачать файл)

приближающимися к дипломатическим или аналогичными им.

Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатических

представителей, эти представители  не аккредитованы при государствах

пребывания и реализуют свои права на международное представительство не

перед ними, хотя в них и находятся, а в рамках международной организации.

Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на

международных конференциях, которые также не аккредитованы при государстве,

на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может

обязать государство стать страной  пребывания. Но коль скоро государство  взяло

на себя такую роль, оно обязано  обеспечить представителям государств в

международных организациях и делегациям на конференциях соответствующие

привилегии и иммунитета, которыми, конечно, они должны пользоваться

добросовестно.

Из того факта, что эти представители  не аккредитованы в государстве

пребывания, а представляют свои государства  в международной организации

(органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия:

а) их назначение не обусловливается получением агремана от организации или

государства пребывания; б) такие представители не могут быть объявлены

persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дипломатии; в) по

отношению к ним государство  пребывания не может применять принцип

взаимности.

Согласно ст. IV Конвенции о привилегиях  и иммунитетах Объединенных Наций  от

13 февраля 1946 г., представители государств-членов в главных и

вспомогательных органах ООН (делегаты, их заместители, советники, эксперты и

секретари делегаций) обладают практически  всеми привилегиями, иммунитетами и

льготами, какими пользуются дипломатические представители, иногда, однако в

некоторых соглашениях привилегии несколько сужены.

Так, соглашение ООН с США о  штаб-квартире ООН, признавая в принципе за

представителями государств в ООН  и в специализированных учреждениях ООН

право на дипломатические привилегии и иммунитеты, в то же время позволяет

властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против

сотрудников представительств и должностных  лиц ООН с целью предъявления им

требования о выезде из Соединенных  Штатов «при злоупотреблении своими

привилегиями». Правда, в соглашении оговорено, что такое согласие может быть

дано государственным секретарем США лишь после консультации с

соответствующим государством - членом, ООН (когда дело касается

представителя такого государства или члена его семьи) или после

консультации с Генеральным секретарем или главным должностным лицом

специализированного учреждения, когда  речь идет о его должностных лицах.

14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению Генеральной

Ассамблеи ООН, была принята Конвенция  о представительстве государств в их

отношениях с международными организациями универсального характера.

Конвенция предусматривает свободу  назначения посылающими государствами

сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной

неприкосновенности личности представителей государств в международных

организациях и на международных конференциях, помещений постоянных

представительств, жилых помещений делегаций, а также почты представительств

и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитета

постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также

наблюдателей в органах и  на международных конференциях. Объем

предоставляемых всем этим категориям представителей государств привилегий и

иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения

о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней

дипломатии.

     1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих

                        международных организаций                       

В основе привилегий и иммунитетов  должностных лиц международных организаций

лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и

иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН

пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной

ответственности за сказанное или  написанное ими и за все действия,

совершенные ими в качестве должностных  лиц; они освобождаются от обложения

налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными  Нациями, от

государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и

родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в

страну и от регистрации в  качестве иностранцев. Они пользуются теми же

привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются  должностным

лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий,

аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими

женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по

репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время

международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и

имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами,

определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам

всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитета должны

предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц

Конвенции.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций,

пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами,

чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности,

предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения

ареста на их личный багаж; всякого  рода судебно-процессуальный иммунитет в

отношении всего сказанного или  написанного ими и совершенного ими при

исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и

документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством

курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в

отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам

дипломатических представительств, находящимся во временных служебных

командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие

предоставляются дипломатическим представителям.

В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении  с

дипломатическими.

Генеральный секретарь ООН, его  заместители, а также жены этих лиц  и

несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами,

предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим

представителям.

В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляются

должностным лицам ООН и экспертам  в интересах Объединенных Наций, а не для их

личной выгоды. Генеральный секретарь  ООН не только имеет право, но и  обязан

отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или

эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует

отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для  интересов

Объединенных Наций. В отношении  Генерального секретаря право отказа от

имущества принадлежит Совету Безопасности ООН.

                           2. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО                          

            2.1. Понятие и источники консульского права           

Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-

правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений

и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и

обязанности.

Исторически консульские отношения  развивались как отношения, связанные

прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы

долгое время рассматривались  как. выборные или назначенные государством

советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного

государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам

и организациям. За ними практически  не признавалось какое-либо качество

представительства интересов своего государства как такового.

С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских

учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали все более

многогранный характер. В настоящее  время консульские учреждения призваны

содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-

технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических

связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития

консульских отношений и в настоящее  время продолжают определять их специфику

и отличие от дипломатических.

Источниками консульского права являются международный договор и международный

обычай.

Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку  в

древние времена и в период средневековья  консульские отношения регулировались

главным образом на основе обычая. В настоящее время международные обычаи

продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между

государствами при отсутствии их договорно-правового  оформления.

Международные договоры по консульским  вопросам заключаются как на

двусторонней, так и на многосторонней основе.

В современном консульском праве  действуют три многосторонние консульские

конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о

консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских

чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о

консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г.

СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

Большую роль в консульском праве  играют двусторонние договоры и конвенции по

консульским вопросам, заключать которые  начали еще в XII—XIII веках. Сейчас

их число во всем мире достигает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил

с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 годах

заключила консульские конвенции  с Республикой Корея, Литвой, Эстонией,

Украиной. Ведутся переговоры с  другими странами.

К источникам консульского права относятся  также положения некоторых

международных договоров, которые  не посвящены исключительно консульским

вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961

года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских

функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и

международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного

гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд

других.

Весьма важное значение имеют положения национального законодательства,

определяющие статус, функции и  структуру консульских органов, а также

регулирующие определенные аспекты  деятельности иностранных консульских

учреждений.

              2.2. Установление консульских отношений             

Государства устанавливают консульские  отношения на основе взаимного согласия.

Установление дипломатических  отношений означает и согласие на установление

консульских отношений, если не оговорено  иное. Консульские отношения могут

устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических

отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой

автоматически разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская  практика знает два вида консульских

учреждений: консульские отделы дипломатических  представительств и

самостоятельные (отдельные) консульские  учреждения.

СССР в середине 20-х годов  стал инициатором введения в международную  практику

института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в

составе дипломатических представительств.

Между установлением консульских  отношений и фактическим открытием  отдельного

консульского учреждения может  быть разрыв во времени, поскольку по

согласованию между сторонами  решаются не только вопросы об установлении

консульских отношений, но и для каждого конкретного случая — об открытии

соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе,

территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.

Консул и любое другое консульское  должностное лицо считаются приступившими  к

исполнению своей миссии с момента  вступления в должность. Для этого

необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого

государства и признано властями государства  пребывания.

Во многих государствах, в том  числе и в России, вопросы назначения своих и

приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.

Консульское право не предусматривает  обязательного получения

предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние

консульские договоры и конвенции  многие государства включают положения,

предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы

Информация о работе Понятие и источники дипломатического и консульского права