Правовое регулирование внешнеэкономических сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

За последнее время внешнеэкономическая деятельность набрала обороты и стала разнообразна и многопланова. Субъектный состав этой деятельности значительно вырос, в сравнении с предыдущими годами. А, следовательно, удельный вес внешнеэкономической деятельности по сравнению с внутриэкономической тоже вырос. Это говорит о том, что всестороннее изучение ВЭД на данном этапе необходимо. В частности, необходимо изучение ВЭД с правовой точки зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие внешнеэкономической сделки……………………………......4
2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок……..…......15
2.1.Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..15
2.2. Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок…………………………………………………..18
2.3. Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..20
2.4. Коллизионные нормы в регулировании внешнеэкономических сделок………………………………………………………….………………….26
3. Форма внешнеэкономических сделок………………………………...32
Заключение……………………………………………………….……….34
Список используемых источников и литературы……………..………..35

Файлы: 1 файл

звезда.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Российский законодатель также закрепил данный принцип: так  согласно п. 1 ст. 1210 ГКРФ стороны договора могут при заключении договора или  в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Из этого следует, что стороны могут выбрать право любой страны, которое будет регулировать условия договора.

П. 2 ст.1210 ГКРФ - соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.

П. 3 ст.1210 ГКРФ - выбор  сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и  считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.

П. 4 ст.1210 ГКРФ – стороны  договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных  его частей.

Гражданским кодексом РФ устанавливаются определенные изъятия из принципа «автономии воли» сторон:

так согласно п. 5 ст. 1210 ГКРФ - если из совокупности обстоятельств  дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан;

п. 2 ст.1213 ГКРФ - к договорам  в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных  участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется российское право;

Ст. 1214 ГКРФ - к договору о создании юридического лица с иностранным  участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

Допустимые пределы «автономии воли» сторон в законодательстве разных стран закреплены по-разному. В большинстве государств автономия ничем не ограничена. Заключив договор стороны, могут подчинить его любой правовой системе. Исходя из коллизионного права РФ, в основу выбора права, должна быть положена связь данного права с договором. В соответствии с коллизионным правом других стран выбор права может происходить по иному. Стороны могут выбрать право страны, которое имеет наибольшую связь со сделкой. Если юрисдикционный орган какой-либо страны применяет коллизионные нормы, основанные на «автономии воли» сторон по выбору права, то волеизъявление сторон является обязательным для юрисдикционного органа. Если в соглашении сторон не выражается действительное их намерение подчинить свои отношения праву какой-либо страны, то право подлежащее применению будет определяться посредством других коллизионных норм, которые содержат другие коллизионные принципы.

Закон места совершения сделки. В России этот принцип не закреплен. Он действует лишь применительно к разрешению вопроса о форме сделки. Это обусловлено несколькими причинами:

Чтобы определить право  места заключения договора, необходимо определить само место заключения договора. Определение места договора предполагает применение особых коллизионных норм, которые укажут, по какому праву определять место заключения договора. Использование данного принципа предполагает сложное ступенчатое применение коллизионных норм.

Договор может быть заключен представителями сторон в государстве, право которого никак не связано с содержанием договора. Договор лишь облечен в соответствующую форму и подписан представителями.

В случае возникновения  спора по договору, который подчиняется  праву государства, где он был  заключен, должно быть применено право этого государства, хотя по сути дела это право не будет иметь ни реальной, ни существенной связи с данным договором.

Закон суда. Права и обязанности сторон в сделке будут регулироваться правом того государства, которому принадлежит юрисдикционный орган.

В настоящее время  представляется оптимальным использование  принципа право страны наиболее тесным образом связанное с договором или обязательством. Данный принцип является самым распространённым в сфере договорных обязательств. Коллизионные нормы, построенные на данном принципе, содержатся в федеральном коллизионном праве США, законодательстве КНР, ФРГ и т.д. этот принцип также закреплен в ГКРФ. П. 1 Ст. 1211 ГКРФ - при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Таким образом, в случае если сторонами в сделке не реализован принцип автономии воли, то при разрешении спора юрисдикционный орган будет применять вышеназванный принцип. При этом в законе определяются критерии выбора права страны:

П. 2 Ст. 1211 - правом страны, с которой договор наиболее тесно  связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств  дела, право страны, где находится  место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора;

П. 3 Ст. 1211 - стороной, которая  осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из

закона, условий или  существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:

1) продавцом - в договоре  купли-продажи;

2) дарителем - в договоре  дарения;

3) арендодателем - в  договоре аренды;

4) ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования;

5) подрядчиком - в договоре  подряда;

6) перевозчиком - в договоре  перевозки;

7) экспедитором - в договоре  транспортной экспедиции;

8) займодавцем (кредитором) - в договоре займа (кредитном  договоре);

9) финансовым агентом - в договоре финансирования под уступку денежного требования;

10) банком - в договоре  банковского вклада (депозита) и  договоре банковского счета;

11) хранителем - в договоре  хранения;

12) страховщиком - в договоре  страхования;

13) поверенным - в договоре поручения;

14) комиссионером - в  договоре комиссии;

15) агентом - в агентском  договоре;

16) правообладателем - в  договоре коммерческой концессии;

17) залогодателем - в  договоре о залоге;

18) поручителем - в договоре  поручительства;

19) лицензиаром - в лицензионном договоре.

В любом случае речь идет о стороне которое осуществляет исполнение имеющее решающее значение для содержания договора.

Необходимо отметить, что для определенных видов договоров  установлены иные критерии выбора права, с которым договор наиболее тесно связан. П. 4 Ст. 1211 ГКРФ - правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, в частности:

1) в отношении договора  строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты;

2) в отношении договора  простого товарищества - право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества;

3) в отношении договора, заключенного на аукционе, по  конкурсу или на бирже, - право  страны, где проводится аукцион,  конкурс или находится биржа.

Специальное коллизионное регулирование предусмотрено также  в ст.1213 ГКРФ - право, подлежащее применению к договору в отношении недвижимого имущества:

при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого  имущества, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой такой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится недвижимое имущество;

к договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется российское право

И в ст. 1214 ГКРФ - право, подлежащее применению к договору о  создании юридического лица с иностранным участием:

к договору о создании юридического лица с иностранным  участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

 

 

 

 

3. Форма внешнеэкономических  сделок

В части 3 Гражданского кодекса РФ, в коллизионных нормах регулирующих вопросы формы сделок с иностранным элементом, в том числе и внешнеэкономических сделок, используется новый подход по сравнению с тем который был закреплен в Основах гражданского законодательства СССР 1991г. В старом законодательстве все сделки делились на внешнеэкономические и не относящиеся к ним и в соответствии с этим делением применялись коллизионные нормы. Отказ от такого подхода приводит к тому, что ко всем сделкам с иностранным элементом, в том числе и к внешнеэкономическим сделкам применяются единые коллизионные нормы. Все коллизионные нормы сосредоточены в ст. 1209 ГКРФ.

П. 1 ст. 1209 ГКРФ - форма  сделки подчиняется праву места  ее совершения. Однако сделка, совершенная  за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Правила, предусмотренные  абзацем первым п. 1 ст. 1209 ГКРФ, применяются  и к форме доверенности.

П. 2 данной статьи касается формы внешнеэкономических сделок: форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статьей 1195 ГКРФ является российское право.

В данном случае речь идет об индивидуальном предпринимателе  личным законом, которого выступает  российское право:

граждане РФ;

лица с двойным гражданством, одно из которых – гражданство  РФ;

иностранцы, имеющие постоянное место жительства в РФ;

лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ;

беженцы при предоставлении им убежища в РФ.

Для внешнеэкономических сделок в РФ предусмотрена простая письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность данной сделки п. 3 ст. 162 ГКРФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, в заключении мне хотелось бы отметить, что в сфере международной хозяйственной деятельности как бы стираются границы между государствами. В рамках Европейского Союза эти границы «стираются» в буквальном смысле. В европейском союзе уже давно создаются «единые правила игры», что, безусловно, ведет к активизации международной коммерческой (внешнеэкономической) деятельности внутри ЕС. Примером является принятие европейским сообществом единых таможенных тарифов. Европейское право предусматривает так же санкции за нарушение этих договоренностей. Здесь также необходимо сказать о региональных организациях, действующих в Юго-восточной Азии, в Америке и т.д., которые призваны решать вопросы, возникающие при осуществлении международной коммерческой (внешнеэкономической) деятельности. Безусловно, необходимо отметить и ВТО, членом которой стремиться стать Россия.

Хочется надеяться, что  в будущем мировое сообщество придет к созданию единых унифицированных  норм, которые будут регулировать сферу хозяйственных отношений  на международном уровне. Один из первых этапов этой работы - приведение национальных законодательств в соответствие с международными договоренностями. По этому пути уже идут страны европейского сообщества. В этом смысле работа Международной торговой палаты, а так же других подобных комиссий и комитетов, разработавших и разрабатывающих документы, носящие пока факультативный характер, представляется неоценимой. И сфера внешней торговли, благодаря работе этих комитетов и комиссий, является, на мой взгляд, одной из наиболее прогрессивно развитых.

Международной коммерческой (внешнеэкономической) деятельности не должны мешать какие-либо политические притязания, амбиции и разногласия. В будущем, по моему мнению, все должны играть по одним правилам, и никто не должен эти правила нарушать.

Список использованных источников и литературы.

Нормативно-правовые акты.

Конвенция ООН «О договорах  международной купли-продажи товаров». Вена, 1980 год.

Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г.

Гражданский кодекс РФ. Часть третья. Принят Государственной Думой РФ1 ноября 2001г.

Федеральный Закон РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  от 13 октября 1995г.

 

Использованная литература

Богуславский М. М. Международное  частное право. Учебник. / М.: Международные  отношения. 2004. – 414с.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономических сделок