Проблемы и перспективы развития нефтяной промышленности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Актуальность темы обуславливается тем, что нефтяная промышленность это:
сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;
источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);

Содержание работы

Введение
1.Современное состояние нефтяной промышленности России
1.1 Технологические показатели работы нефтедобывающей промышленности
1.2 Нефтеперерабатывающая промышленность
1.3. Экспорт нефти и нефтепродуктов

2.Сущность и основные характеристики мирового нефтегазового сектора
2.1Роль нефти и газа в мировом энергетическом балансе и основные технологии переработки
2.2Общая характеристика нефтяных компаний





3. ОАО «Газпром нефтехим Салават» –нефтехимический комплекс России.

4. Проблемы и перспективы развития нефтяной промышленности России

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая вэс урала 2.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

Остальные крупные нефтеперерабатывающие компании ("Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Башнефть", "ТНК-ВР") продемонстрировали разнонаправленную динамику объемов переработки, обусловленную, главным образом, происходящими в отрасли активными процессами модернизации и реконструкции НПЗ. Так, ЛУКОЙЛ снизил объемы переработки в 2012 г. на 1,7% в связи с реконструкцией завода "Нижегороднефтеоргсинтез" и снижением переработки на 1 млн тонн. Переработка нефти компанией "Сургутнефтегаз" в 2012 г. снизилась на 2,5% (0,5 млн тонн) в связи с реконструкцией завода "Киришинефтеоргсинтез". "Башнефть" сократила первичную переработку нефти на 1,4% в связи с проводившейся плановой реконструкцией и связанной с ней остановкой Уфимского НПЗ. Компания "ТНК-ВР" нарастила объемы переработки относительно 2011 г. на 3%, что стало возможным благодаря завершению реконструкции установки гидроочистки топлива на Саратовском НПЗ, строительству установки изомеризации пентан-гексановой фракции, а также реализации прочих инвестиционных проектов.

Первичная переработка "Роснефти" за 2012 г. выросла на 0,8%. При этом наибольший прирост переработки (240 тыс. тонн) обеспечила Ангарская нефтехимическая компания, где завершилась реконструкция ряда объектов переработки. Стоит отметить существенное увеличение перерабатывающих мощностей Туапсинского НПЗ с 5,2 млн тонн в 2011 г. до 8,1 млн тонн в 2012 г., что стало возможным благодаря установке 3 реакторов гидрокрекинга, а также комплексу других мероприятий. В целом в результате коренной реконструкции Туапсинского НПЗ, запущенной в 2005 г., планируется увеличить мощность завода до 12 млн тонн, а глубину переработки - до 96,5%.

 

1.3. Экспорт нефти и нефтепродуктов

 

По данным Росстата, экспорт сырой нефти из России в 2012 г. составил около 240 млн тонн, сократившись относительно уровня 2011 г. на 2,9 млн тонн. При этом на страны дальнего зарубежья приходится около 88% экспортных поставок, на страны ближнего зарубежья (с учетом экспорта в государства - члены Таможенного союза) приходится порядка 12% экспорта российской сырой нефти. С учетом транзитной нефти, по данным ЦДУ ТЭК, общие поставки за рубеж составили 262,5 млн тонн нефти. При этом за последний год реэкспорт нефти из Казахстана, Азербайджана и Белоруссии вырос на 0,2 млн тонн: с 22,6 млн тонн в 2011 г. до 22,8 млн тонн в 2012 г.

 

В 2012 г. произошли значимые изменения в структуре поставок нефти в страны дальнего зарубежья (таблица 6). Так, если до 2011 г. происходило снижение поставок нефти за рубеж морским транспортом за счет отказа от использования иностранных экспортных морских терминалов, то в 2012 г. благодаря запуску БТС-2 и началу эксплуатации терминала перевалки нефти в Усть-Луге на атлантическом направлении появился значительный профицит мощностей по экспорту нефти, что позволило компаниям выбирать наиболее выгодные маршруты экспорта нефти. В результате произошел значительный рост объемов экспорта нефти морским транспортом: несмотря на общее снижение экспорта сырой нефти, морские экспортные поставки выросли на 5,7%: с 154,9 млн тонн в 2011 г. до 163,2 млн тонн в 2012 г. В то же время поставки по нефтепроводу "Дружба" упали за год почти на 12% - до 55 млн тонн за счет снижения или отказа от экспорта по данному маршруту ряда компаний ("ЛУКОЙЛ", "Роснефть"). Наиболее существенное сокращение поставок по "Дружбе" произошло в отношении Чехии: в 2012 г. экспорт сократился на 22% - с 3,9 млн тонн до 3 млн тонн.

Долгосрочный процесс в направлении диверсификации экспорта энергоносителей из России - значительное увеличение поставок на рынки стран АТР, прежде всего в Китай. В начале 2000-х гг. происходило наращивание поставок нефти в КНР по железной дороге. С января 2011 г. начаты коммерческие трубопроводные поставки нефти в Китай по маршруту "Сковородино-Дацин". В 2011 г. вышел на проектируемую мощность трубопровод ВСТО-1 "Тайшет-Сковородино", в конце 2012 г. введена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО-2 - "Сковородино-Козьмино".

Около 90% нефти в России, поставляемой как для переработки внутри страны, так и на экспорт, транспортируется по системе магистральных нефтепроводов "Транснефти". Остальная часть прокачивается в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод "Северный Сахалин-Де-Кастри" в проекте "Сахалин-1", нефтепровод "Северный Сахалин-Южный Сахалин" консорциума "Sakhalin Energy", нефтепровод КТК, порты Варандей и Витино).

 

 

 

Таблица 6 - Структура экспорта российской и транзитной нефти в 2011 - 2012 гг.

 

По итогам 2012 г. "Транснефть" ввела в эксплуатацию вторую очередь трубопроводной системы ВСТО-2. Строительство второй очереди началось в январе 2010 г. и представляет собой продолжение нефтепровода ВСТО-1 "Тайшет-Сковородино" до специального морского нефтеналивного порта Козьмино. Так, если ранее поставки нефти потребителям на Дальний Восток, а также на дальневосточные морские порты осуществлялись преимущественно посредством железной дороги, то завершение строительства ВСТО-2 позволит наладить прямые трубопроводные поставки нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири, что снизит зависимость от железнодорожного транспорта и позволит нарастить объем поставок нефти на рынок АТР, а также на российские НПЗ.

В 2012 г. началась эксплуатация нефтепровода БТС-2. Первый стык нефтепровода был сварен в июне 2009 г. Строительство линейной части велось ускоренными темпами, и в октябре 2010 г. в районе порта Усть-Луга был сварен "золотой" стык. В ноябре 2011 г. все строительные и пусконаладочные работы на объектах нефтепровода БТС-2 были завершены, в сентябре 2012 г. введен в промышленную эксплуатацию нефтяной терминал в Усть-Луге, мощностью 30 млн тонн нефти в год.

В организационной структуре экспорта нефти по нефтепроводам доминируют компании: "Роснефть", доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2012 г.34,2% (60,9 млн тонн), "ТНК-ВР" - 16,9% (30,1 млн тонн), "Сургутнефтегаз" - 15% (26,7 млн тонн), "ЛУКОЙЛ" - 13,8% (24,6 млн тонн). Эти четыре компании обеспечивают 80% суммарного экспорта сырой нефти из России.

Экспортные трубопроводные поставки нефти через систему "Транснефти" осуществляются по нефтепроводу "Дружба" в европейском направлении и по системе ВСТО с выходом на нефтепровод "Россия-Китай" (Сковородино-Дацин) и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке. В 2012 г. произошел существенный спад экспорта нефти по нефтепроводу "Дружба": с 62,3 млн тонн до 55 млн тонн, прежде всего за счет новых возможностей для компаний выбора других, более выгодных направлений (БТС-2). Минуя магистральные нефтепроводы "Транснефти", экспортируется около 20 млн тонн в год.

 

 

 

 

 

 

 

2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРОВОГО НЕФТЕГАЗОВОГО  СЕКТОРА

2.1 РОЛЬ НЕФТИ И ГАЗА  В МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ БАЛАНСЕ  И ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ

Мировая нефтепереработка – глобальная, стратегически важная, высокотехнологичная, капиталоемкая отрасль экономики с  богатой историей и долгосрочными планами. Продукцией нефтеперерабатывающей промышленности являются моторные топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и реактивное топливо, котельно-печное топливо) и нефтепродукты (кокс, битум, смазочные масла, парафины, растворители и др.). Топлива для транспорта, полученные из нефти, будут еще долгие годы играть ведущую роль в удовлетворении энергетических потребностей мира.

Если XIX век можно назвать веком угля, то XX век по праву называется веком нефти. В структуре мирового энергобаланса в последние годы нефть занимала порядка 40%. При этом доля нефти в энергобалансе экономически развитых стран достигала почти 43%, в развивающихся странах – 40% (т.е. столько же, сколько по миру в целом), а в республиках бывш. СССР – порядка 20%. Отметим, что в энергобалансе большинства республик бывш. СССР преобладающее место занимает природный газ. В начале XXI века доля нефти в структуре потребления первичных видов энергии в мире cнизилась, но незначительно (до 37%) и, по всей вероятности, еще достаточно долго будет сохраняться на таком уровне. Согласно долгосрочному прогнозу, сделанному в 2000г. группой специалистов международных организаций (МАГАТЭ, ОПЕК, ООН), к 2020 г. доля нефти составит в мировом энергобалансе 30%, а в 2050г. –28–29%. По прогнозу специалистов Международного энергетического агентства, славящегося своими высокими оценками перспектив добычи и потребления нефти, к 2025г. доля нефти в мировом энергетическом балансе сохранится на том же уровне, что и в начале XXI в., а именно, на уровне 39–40%. Данные, характеризующие современное состояние мирового энергетического баланса и доли в нем нефти, а также долгосрочный прогноз мирового энергобаланса, приведены в таблицах 1-3.

Таблица 1 - Доля нефти в топливно-энергетическом балансе, %1

 

2004 г.

2005 г.

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

Мир в целом

36,9

36,4

36,1

35,6

35

34,8

33,7

33,1

ОЭСР

41,0

41,0

40,9

40,4

36,3

39,7

38,0

37,8

Развивающиеся страны

35,8

34,7

34,2

33,8

33,1

32,6

29,9

29,2

Б. СССР

18,5

18,4

18,0

17,8

18,7

19,3

18,3

18,8


 

Отметим, что в 2004–2005 гг. доля нефти в мировом энергобалансе снизилась до 36,5–37,0% и продолжает снижаться за счет некоторого увеличения доли газа, угля и прочих видов энергоносителей.

Таблица 2 - Структура мирового энергобаланса в 2011 г., %1

Виды энергоносителей

Нефть

Природный газ

Уголь

Ядерная энергия

Прочие

Удельный вес

33,1

23,7

30,3

4,9

8,0


 

В 2011 году доля нефти и газа остается наибольшей наряду с таким традиционным видом топлива как уголь. Это еще больше доказывает то, что такие ресурсы, как нефть и газ, занимают важное место в мировом энергетическом балансе.

Таблица 3 - Прогнозный топливно-энергетический баланс мира на 2010–2050 гг., % [34]

Виды энергоносителей

2010 г.

2020 г.

2050 г.

Нефть

35–39

30

28–29

Природный газ

24–25

29

28–30

Уголь

18–19

17

22–24

Прочие

13–14

24

20


 

По данным МАГАТЭ, ОПЕК, департамента промышленного развития ООН доля нефти в мировом топливно-энергетическом балансе снизится до 30%, природного газа наоборот возрастет до 29%, а по прогнозу Мирового Энергетического Агентства (МЭА) в 2030 г. доля нефти в мировом энергобалансе составит 40%, газа – 27%, угля – 24%, прочих – 9%.

Природный газ играет все более важную роль в мировом энергетическом балансе. Этому способствуют чрезвычайно благоприятные для потребителя свойства газа, а именно, экологичность, экономичность и технологичность.

Пожалуй самым значительным преимуществом природного газа является его экологичность. По сравнению с другими энергоносителями массового использования (углем, мазутом) природный газ при его сжигании на электростанциях или в горелках наших квартир дает гораздо меньше вредных выбросов. Многие страны мира постепенно переходят на природный газ, как топливо для ТЭЦ, особенно тех, которые расположены в городских районах. Природный газ в сжиженном виде используется как автомобильное топливо вместо автобензина. Более того, в ряде стран приняты национальные программы по организации использования сжиженного природного газа в качестве автомобильного топлива, особенно для муниципальных видов транспорта (автобусов, грузовых автомобилей, привозящих продукты, стройматериалы в городские кварталы, пожарных, почтовых и др. машин). При использовании природного газа в качестве энергоносителя в промышленных процессах (металлургия, химия, производство строительных материалов и т.п.) производство становится более приемлемым и с экологической и с экономической точки зрения по сравнению с другими энергоносителями.

В условиях резкого ужесточения экологических требований, превратившихся из добрых пожеланий в строгие нормы, а также в условиях выполнения требований и обязательств по Киотскому протоколу, экологические преимущества природного газа проявляются особенно наглядно, учитывая тот факт, что при производстве электроэнергии из природного газа образуется углекислого газа на 60% меньше, чем при использовании угля.

Природный газ обладает экономическими преимуществами по сравнению с другими энергоносителями. Во-первых, запасы природного газа значительны и его добыча и транспортировка относительно дешева. Во-вторых, переработка природного газа в химические продукты требует меньших затрат по сравнению с использованием нефтяного сырья, не говоря уже об угле.

Природный газ при использовании более технологичен, чем другие энергоносители. Аппаратура, применяемая при сжигании и переработке природного газа, как правило, менее громоздкая и металлоемкая, но более долговечная по сравнению с аналогичной аппаратурой, работающей на мазуте или угле.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтяной промышленности России