Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:31, реферат
Содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. 7
3. СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Нормативный метод. Он используется при наличии установленных норм и нормативов (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды, нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды, потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.)
Метод оптимизации плановых решений. Этот метод состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов плановых показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.
Метод системного анализа и синтеза. Специфика анализа и синтеза как метода планирования состоит в расчленении экономических систем и протекающих в них процессов на составные части. На этой основе определяются ведущие звенья, «узкие места», ключевые проблемы перспективного развития. Комплексный анализ неотделим от синтеза проблем, стоящим перед перспективным развитием.
Результатом процесса планирования является система планов.
План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По своей сути план – это набор инструкций для менеджера, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей9.
План служит основой для распределения ресурсов между подразделениями, определения конкретных функций каждого подразделения.
Поскольку предприятие, как правило, не располагает всей необходимой информацией для составления планов, а порой вообще неизвестно, каких данных не хватает, качество планирования в большой мере зависит от интеллектуального уровня и компетентности сотрудников.
Планы нужно составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывать их с меняющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые «надбавками безопасности», или «подушками». Важно, однако, иметь в виду, что слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения в плане. Окончательное определение показателей планов всегда остается делом руководства, так же, как координация и контроль за их выполнением.
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:
а) стратегические планы, как правило, охватывают период 10-15 лет, в них формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;
б) долговременные планы разрабатываются на несколько лет и нацеливаются на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
в) функциональные планы – в них увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании;
г) оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых приемов и методов.
д) инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер; иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых производственных мощностей. Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий;
е) бизнес - план – план создания фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
После разработки планов производятся их корректировка и конкретизация.
Корректировка плана означает более тесную увязку между отдельными его частями с учетом финансовых, производственных и сбытовых реалий.
Конкретизация плана предполагает выработку конкретных заданий по выполнению стратегических решений для низших звеньев. После конкретизации можно приступить к общему выполнению плана.
После утверждения планов их представляют в цифрах – составляют бюджет. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями10. Обычно разрабатывается много видов бюджетов, которые объединяют в несколько групп:
1 Смета доходов и расходов.
2. Смета затрат времени,
3. Смета капитальных расходов.
4. Кассовый бюджет.
5. Балансовая смета.
Бюджет выполняет еще одну важную функцию - координации действий, интеграции различных направлений деятельности.
Характерной для экономических организаций является разработка программ и проектов.
Программы обычно определяют развитие одного из важнейших аспектов жизни фирмы. Они могут касаться совершенствования технологии, программы организаций контроля качества, программы учета движения запасов и др.
Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают в себя технические и финансовые параметры, отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.
Содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.
Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
На сегодняшний день увеличивается конкуренция. Появление новых рынков, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы. Планирование – один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования, служащий для подготовки принятия решений.
1 Дорофеева Л.И. Менеджмент. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. – С. 8.
2 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. – С.257.
3 Хлестунова Т.П. Планирование на предприятии. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. – С. 3.
4 Бакалавр экономики. Под ред. Видяпина В.И. – М, 1999. Т 2. – С.203.
5 Попов В.М. С. И. Ляпунов, С. Ю Муртузалиева Бизнес-планирование. - М., «Финансы и статистика», 2001. – С.23.
6 Планирование на предприятии / Сост. О.Ю. Ангелова – Н.Новгород: ННГУ, 2007 – С. 5.
7 Планирование на предприятии: Учебное пособие / Сост. В.Д.Жариков, В.В.Жариков - Тамб. гос. техн. ун - т. Тамбов, 2007. - С.8.
8 Хлестунова Т.П. Указ.соч. – С.8.
9 Минина Л.С., Манаков Л.Ф. Особенности планирования деятельности строительного предприятия: Учеб. пособие, - Новосибирск: НГАСУ, 2001. – С. 15.
10 Ерифа Н.Д. Финансовое поведение государства в отношении малого бизнеса// Теория и практика общественного развития. – 2008, №2. – С.144-151.