Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:31, реферат
Содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. 7
3. СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
РЕФЕРАТ
Процесс планирования на предприятии
Тема представленного реферата – «Процесс планирования на предприятии».
Тема является актуальной в настоящее время, поскольку в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.
Сущность внутрифирменного планирования
в рыночной экономике заключается
в выборе целей развития, форм хозяйственной
деятельности, способов их осуществления,
которые при использовании
Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
Широкое распространение получил тот взгляд, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время наблюдается тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Единого мнения по вопросу о том, что это за функции, нет, однако, большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации1.
Процесс планирования является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения, оценивается успех организации и то, как наилучшим образом могут быть достигнуты ее цели с учетом оценки потребностей и сдерживающих факторов внешней среды. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных. Мотивация – это процесс, с помощью которого руководители делают так, что люди работают более производительно, стремясь достигнуть целей организации2. Контроль позволяет руководству увидеть, насколько успешна его работа по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира.
Если под организацией понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих для всех целей, то функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей3.
Все остальные функции управления базируются на планировании. Планирование, несомненно, первичная функция, и эффективность планирования влияет на осуществление всех остальных функций.
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Процесс планирования осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки, при этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.
Планирование ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Поскольку предприятие – всего лишь небольшая часть общего рынка и экономики страны, то показатели рынка являются исходными данными для планирования на предприятии. Планирование, как правило, тем легче, чем крупнее компания, хотя на мелких предприятиях некоторые факторы оказываются более обозримыми для руководства.
Следует также иметь в виду, что некоторые аспекты экономики в целом, такие, например, как экономические кризисы, забастовки и т.п., вообще не поддаются планированию. Как нельзя точно предсказать развитие будущего, так и невозможно получить все без исключения важные данные, скажем, о рынке в целом, и в первую очередь те, которые затрагивают деятельность конкурентов. Их реакцию на развитие рынка невозможно предугадать.
С переходом к рыночной экономике расширение границ хозяйственной самостоятельности предприятий коренным образом поменяло характер планирования. Если в условиях централизованного государства предприятиям директивно предписывались все программы производства и все экономические показатели, то сейчас они получили возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать свои долгосрочные и краткосрочные планы, исходя из общественных потребностей, на основе заказов государства, прямых заказов предприятий и организаций, спроса потребителей. Такие функции планирования, как распределение ресурсов для реализации жестко заданных сверху целей, неизбежно стали уступать место предвидению, выработке долгосрочного курса действий, поиску наиболее выгодных потребителей.
Из вышесказанного следует, что роль планирования на уровне предприятий повышается. Эта тенденция соответствует опыту ведущих американских, японских и европейских корпораций, для которых внутрифирменное планирование является общепринятым.
Характер и содержание плановой деятельности в экономической организации определяют принципы планирования. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость и точность. Позднее А.Ансофф обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия4.
Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части. При этом результат каждой части является исходным моментом последующей части, что касается процесса планирования. А с другой стороны организация также состоит из отдельных подразделений взаимосвязанных на основе корпорации и на горизонтальном уровне, т. е. yа уровне подразделений.
При этом особо необходимо уделить внимание координации и интеграции.
Координация предполагает увязку планов каждого подразделения, а всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения изменений в планы других.
Интеграция подразумевает, что в организации существует разнообразие относительно особых процессов и частных планов подразделений, т. е. Разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует исходя из общей стратегии фирмы.
Таким образом, взаимосвязь и одновременность – главные черты координации планирования на предприятии5.
Принцип участия – каждый член организации является участником планирования не зависимо от занимаемой должности (ИТР, рабочие, служащие) называется партисипативным. При этом: каждый получает более глубокое понимание организации, её целей и задач, получает более обширную информацию; сотрудники развиваются как личности; планирование объединяет в этом случае две функции менеджмента, которые вступают в противоречие друг с другом. Планы перестают быть чем-то важным для руководителей так как они сами привлекаются к их составлению.
Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным6.
Принцип непрерывности означает, что:
Неопределённость внешней
Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в предании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для предания гибкости планы должны содержать так называемые резервы-«надбавки безопасности»7.
Придание гибкости планам требует дополнительных затрат, а они ограничены.
Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние условия.
К принципам планирования можно отнести принцип комплектности. План должен быть комплексным и должен отражать все стороны деятельности предприятия.
Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменения постоянно растут8. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными.
Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.
Существует множество методов разработки прогнозов, планов и программ. К основным относятся: экспертные (оценочные), или эвристические методы; методы социально-экономического анализа; методы прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый метод; экономико-математические методы и модели; методы системного анализа и синтеза, метод оптимизации плановых решений, нормативный метод, расчетно-аналитический метод.
Экспертные (оценочные), или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной, т.е. неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.
Методы социально-экономического анализа. Социально-экономический анализ представляет собой всестороннее изучение социально-экономической действительности, познание внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства.
При анализе используются такие рабочие методы, как сравнение, выборочное изучение работы крупных объектов стратегического планирования, группировки, цепные подстановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главных компонент и т.д. Методы социально-экономического анализа используются при решении проблем всех классов.
Методы инженерно-
Особое место в инженерно-
Балансовый метод. Под балансовым методом в планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса между показателями. Балансы, используемые на уровне фирмы, позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции фирмы; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуре и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет фирмы, решить другие стоящие перед ней задачи. Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании.
Экономико-математические методы и модели. ЭММ представляют собой специфические приемы анализа социально-экономических систем, равновесия экономики, прогнозирования экономического роста. Важнейшими экономико-математическими моделями, используемыми в планировании, являются: балансовая таблица «затраты – выпуск», межотраслевой баланс производства и распределение продукции и услуг, баланс финансовых ресурсов и затрат, матричные модели техпромфинплана, сетевые модели и т.д.
Расчетно-аналитический метод. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Этот метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.