Прямые иностранные инвестиции в экономику стран Центрально-Восточной Европы 2000-2006

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

16 октября 2006 года Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала очередной годовой «Доклад о мировых инвестициях - 2006» под названием «Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из развивающихся стран и стран с переходной экономикой: последствия для развития». Согласно «Докладу» приток ПИИ в мировой экономике в 2005 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 29% и составил 916 млрд. долл. Для сравнения в 2004 году рост составил 27%. Объем ПИИ увеличился в 126 из 200 стран, которые оценивает ЮНКТАД (Приложения 1-5).

Файлы: 1 файл

прямые иностранные инвестиции в страны центрально восточной европы.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

По показателю ПИИ на душу населения  Чехия по-прежнему занимает лидирующее место среди стран ЦВЕ. Наиболее крупные инвестиции в Чехию в 2006 году осуществили компании Испании (43% капиталовложений), Германии (20,8%), Нидерландов (15,1%) и Великобритании (11,4%).

В 2006 году специализированное Агентство  по привлечению иностранных инвестиций и поддержки предпринимательства (CzechInvest) осуществляло сопровождение 155 инвестиционных проектов общей стоимостью около 2,5 млрд. долл. [13].

В структуре инвестиций лидируют капиталовложения в сферу телекоммуникаций, автомобильную  промышленность, электротехнику и банковскую сферу. Высокую добавленную стоимость  приносят инвестиции в создании технологических  и сервисных центров. Крупнейшим инвестиционным проектом стало строительство  корейским концерном «Hyundai» автомобильного завода в городе Ношовице. Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. долл. (в 2006 году поступило 80 млн. долл.). В результате реализации этого проекта Чехия к 2010 году будет выпускать более 1,2 млн. автомашин в год и войдет в число крупнейших мировых производителей легковых автомобилей.

Главным инструментом реализации государственной  политики стимулирования инвестиций является принятый в мае 2000 года закон Чешской  Республики «О поощрении инвестиций», который определяет условия и  порядок предоставления льгот инвесторам. К предоставляемым поощрениям относятся:

· продажа инвестору за символическую  цену участков под строительство  объектов, с соответствующей инфраструктурой;

· предоставление безвозмездной ссуды  на создание каждого нового рабочего места в Чехии в размере  до 3 тыс. долл.;

· финансовая поддержка инвесторов, вкладывающих средства в научные  исследования, разработки и связанное  с ними развитие ориентированного на экспорт производства;

· сокращение сроков амортизации и  списания машин и оборудования, которые  входят в инвестиционную составляющую проекта;

· отмена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, указанных  в специальном перечне Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на срок реализации инвестиционного  проекта;

· введение нулевой ставки подоходного  налога сроком на 10 лет для вновь  образованных юридических и физических лиц и на 5 лет - для уже зарегистрированных компаний, модернизирующих свое производство.

Инвестор может также воспользоваться  льготами, предоставляемыми различными специальными и региональными программами, в частности, Программой по развитию промышленных зон, Программой по созданию рабочих мест в депрессивных экономических  регионах, Программой по поощрению  и развитию малых и средних  предприятий и др. [13].

По «Докладу» ЮНКТАД приток ПИИ  в Словакию по сравнению с 2004 годом  снизился на 51% и составил 1 908 млн. долл. [45]. Постоянному увеличению притока  ПИИ в Словакию способствует благоприятная  инвестиционная среда, которая определяется доступом квалифицированной рабочей  силы, небольшими расходами на оплату труда, низким уровнем налоговой  нагрузки, нерыночными выгодами для  инвесторов, стратегическим положением в Европе и промышленными традициями [57].

По статистическим данным Национального  банка Словакии ПИИ в 2005 году в  основном поступали из Кореи (31,2%), Германии (30,1%), Чехии (7,9%), Швейцарии (7,6%), Австрии (7,5%) и Нидерландов (7,1%) [75].

В Словакии государством предусмотрено  для инвесторов предоставление льгот  в области налогообложения и  перевода собственности. Правительство  Словакии создает дополнительные условия  для привлечения иностранных  инвестиций в промышленные парки, где, в соответствии с законом Словацкой  Республики «О промышленных парках», за счет государства создается необходимая  инфраструктура.

Базовая ставка налога на добавленную  стоимость в размере 19%, единый налог  на доходы юридических и физических лиц - 19%, отмена налогов на дивиденды, на дарение, на переход и перевод  прав собственности на недвижимость способствуют дальнейшему повышению  инвестиционной привлекательности  экономики Словакии.

Растет число иностранных инвесторов - поставщиков комплектующих для  автомобильной промышленности. Крупные  инвестиции направляются также в  электронную и электротехническую промышленность, информационные технологии, химическую промышленность. Один из крупнейших инвестиционных проектов 2006 года ? строительство завода в городе Нитра по производству телевизоров с жидкокристаллическим экраном компанией «Sony» [81]. Суммарный объём ПИИ, вложенных в туристскую инфраструктуру, ? 65,2 млн. долл. (0,5%) [75].

Вместе с тем, иностранный капитал  практически не идет в сельское хозяйство  Словакии, что свидетельствует о  слабых перспективах этой отрасли и  целенаправленном снижении сельскохозяйственного  производства в условиях членства страны в ЕС [83].

В Польше в 2005 году приток ПИИ снизился на 40% и составил 7 724 млн. долл. [45]. Правительство  страны поставило перед собой  следующие стратегические цели по стимулированию поступлений ПИИ в Польшу:

· укрепление положительного образа Польши и ее экономики в мире;

· возвращение позиции лидера в  поступлениях ПИИ в регионе ЦВЕ;

· увеличение до 20% доли ПИИ в секторах передовых технологий и в так  называемых восходящих секторах;

· рост поступлений ПИИ в Польшу в форме greengield venture;

· увеличение доли так называемых проэкспортных инвестиций;

· локализационное сбалансирование с особым учетом выравнивания географических диспропорций в экономическом развитии регионов [55].

В 2006 году приток ПИИ в Польшу равнялись 9,4 млрд. долл. Таким образом, за последние семь лет накопленные ПИИ составили 51,5 млрд. долл. - 1 350 долл. на душу населения [93].

Приток ПИИ в Литву в 2005 году вырос на 30% и составил 1 009 млн. долл. [45]. Доля основных иностранных инвесторов в Литве в 2005 году в географическом разрезе была следующей: Дания - 15,2%, Швеция - 13,6% Россия - 12,9%, Германия - 11,6%, Эстония - 8,2%, Финляндия - 8,1% [66].

Инвестиции иностранного капитала в Литву всегда вызывали неудовлетворение литовских экспертов. По количеству иностранных инвестиций Литва отставала  от двух других прибалтийских государств, особенно от Эстонии. Чтобы изменить ситуацию, было предпринято ряд шагов, в частности - уменьшен до 15% налог  на прибыль. Кроме того, большие надежды  были возложены на вступление Литвы  в ЕC, которое должно было направить в Литву поток иностранного капитала.

Сегодня в Литве вынуждены констатировать, что ожидаемого бума ПИИ не состоялось. Среди множества причин можно  выделить две главные: вступление в  ЕС неожиданно принесло Литве свои минусы, в частности сильный отток  рабочей силы и соответствующее  подорожание оставшейся рабочей  силы на местах. Инвесторы стали  предпочитать страны, где труд стоит  намного меньше, чем в Литве. Второй причиной является бюрократическая  система, не позволяющая инвесторам быстро и эффективно осуществлять свои замыслы. Достаточно сказать, что в  Литве до сих пор отсутствует  принцип «единого окошка», когда  инвестор освобожден от надобности бегать по разным учреждениям. Высоким как для члена ЕС остается и уровень коррупции в стране. Внешне, правда, заметен рост ПИИ, но их уровень изначально настолько низок, что приводит литовских экспертов в уныние [17].

Рост объемов инвестиций в экономику  Литвы по итогам 9 месяцев 2006 года составил 17,5% по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Основным сектором привлечения инвестиций остается производственный, на который приходится около 17 % от общего объема инвестиций в экономику страны. Активный рост отмечен в производстве пластиков, химической продукции, а также изделий легкой промышленности. Более 1/3 всего объема ПИИ приходится на сектор промышленного производства, что не создает необходимых предпосылок для развития инновационных технологий и производства товаров с повышенной интеллектуальной стоимостью. Суммарный объём ПИИ, вложенных в туристскую инфраструктуру, ? 80 млн. долл. (0,9%) [80].

По «Докладу» ЮНКТАД приток ПИИ  в Латвию по сравнению с 2004 годом  снизился на 10% и составил 632 млн. долл. [45]. Главными источниками ПИИ в  Латвии были и остаются соседние страны региона Балтийского моря, которые  работают в Латвии с самого начала 90-х годов. В настоящее время  инвестиции из Швеции, Германии, Дании, Финляндии, Норвегии и Эстонии составляют 54,5 % всего объема ПИИ, охватывая  множество сфер, от финансов, телекоммуникаций и торговли до создания полностью  ориентированного на экспорт производства. Высокий уровень интереса к Латвии сохраняется по двум основным причинам:

· значительная разница в эксплуатационных расходах на «западном» и «восточном»  побережье Балтийского моря;

· инвесторы стремятся присутствовать на быстроразвивающемся балтийском рынке и наблюдают за появлением дальнейших стратегических возможностей в России и СНГ.

Еще одну группу составляют инвесторы  из более отдаленных стран - США, Нидерланды и Великобритания, которые выбирают Латвию и как рыночную базу в балтийском регионе, и как выгодное место  для производства. Страны, расположенные  с востока, главным образом, Россия, выбрали Латвию для транзита логистических операций с получением добавленной стоимости для своих основных экспортных товаров - нефтепродуктов, химикатов и металлов [68].

Таким образом, главными источниками  ПИИ на конец 2005 года в Латвии стали: Швеция (13,5%), Германия (12,9%), Эстония (9,1%), Россия (8,6%), Нидерланды (8,6%), Дания (8,5%), Финляндия (6,6%), США (5,9%), Норвегия (5,3%), Великобритания (3,8%), остальные страны (17,4%) [66].

Казалось бы, для инвестора созданы  все условия. В стране существует система поддержки иностранных  инвестиций. Она включает и низкий (15%) подоходный налог с предприятий  и четыре свободных экономических  зоны (СЭЗ), а также поддержку предпринимательства  через систему структурных фондов ЕС и на уровне местных самоуправлений. Особенно преуспели в этом муниципалитеты Елгавы, Лиепаи, Вентспилса и Айзкраукле. Но иностранного инвестора отпугивают местные реалии. Так, в Эстонии  процедура оформления документов проще  и быстрее. Причинами является неупорядоченность  латвийского законодательства. Это  касается, например, операций с земельными участками. В Латвии очень много земли до сих пор находится в аренде, поэтому при застройке возникают проблемы с кредитом, поскольку банки отказываются выдавать ипотеку под арендованную землю. Кроме того, иностранцам очень трудно уследить за всеми изменениями в нормативных документах. Не случайно, что, по данным исследования Doing Business («Насколько легко в стране начать новый бизнес»), выполненного по поручению Всемирного банка (ВБ), Латвия занимает всего лишь 24-е место среди 175 стран.

Впрочем, для инвестора более  определяющим фактором являются затраты  на реализацию проекта и наличие  квалифицированной рабочей силы. Проблема дефицита рабочей силы в  латвийской экономике с каждым годом  все нарастает. На фоне не прекращающегося  отъезда трудоспособного населения  за рубеж (по некоторым данным, за границей трудится около 100 тыс. латвийцев) ухудшается и демографическая ситуация. В  трудоспособный возраст вступает поколение, родившееся в первой половине 90-х годов прошлого века, когда в стране была крайне низкая рождаемость.

В результате работников не хватает  во всех отраслях экономики. По этой причине  не состоялись многие проекты, связанные  с развитием промышленности. Так, британская компания International Greeting после долгих раздумий свернула свой проект по строительству в Лиепае завода по выпуску открыток. В результате страна лишилась 30 млн. евро инвестиций. Уклон на гуманитарные специальности в системе школьного образования привел к тому, что в стране не хватает инженеров и техников. Даже если сравнивать Латвию со странами Восточной Европы, такими, как Польша или Словакия, то последние в выигрыше. Официальная безработица в этих странах составляет около 15%, а в Риге она практически равна нулю. Но пока Латвия привлекает инвесторов относительно дешевой рабочей силой. С ростом инфляции и общим удорожанием жизни это преимущество вскоре может сойти на нет.

Еще одна проблема - неразвитая инфраструктура, что мешает притоку капиталовложений в провинциальные города, так как  плохие дороги затрудняют отправку продукции  в порты, а также ухудшает мобильность  рабочей силы. К тому же пока правительство  и местные самоуправления не готовы впустить иностранные инвестиции в  эту отрасль экономики из-за внутренней слабости и недостатка уверенности. Поэтому инвестиции пропускаются только туда, где они играют незначительную политическую роль, к примеру, в недвижимость.

Иностранный капитал направляется прежде всего в сферу информационных технологий, авиационный сектор, обрабатывающую промышленность, производство стройматериалов и товаров повседневного спроса, гостиничный сектор и сектор финансовых услуг [66]. Согласно данным Центрального статистического бюро Латышской Республики объем ПИИ по секторам экономики на конец 2005 года был следующим: финансовые услуги (17,4%), услуги (17,3%), оптовая и розничная торговля (15,4%), обрабатывающая промышленность (12,5%), энергетика и инфраструктура (11,3%), недвижимая собственность (10,2%), ИКТ (5,8%), строительство (2,2%), транспорт и хранение (2%), сельское хозяйство, лесничество и охота (1,8%), гостиницы и рестораны (1,1%), прочее (2,9%) [67].

Вступление Латвии в ЕС и введение единого торгового пространства способствовало притоку иностранных  инвестиций в страну. И инвестиционный климат продолжает, в общем, оставаться благоприятным, главным образом  за счет конкурентоспособной налоговой  политики и открытой экономики [66].

Приток ПИИ в Эстонию в 2005 году по сравнению с предыдущем годом вырос на 172% и составил 2 853 млн. долл. [45].

К концу первого квартала 2006 года ПИИ на одного гражданина Эстонии  достигали 8347 евро, что в четыре с  лишним раза больше, чем в Латвии, и в пять раз больше, нежели в  Литве. По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года данный показатель в Эстонии увеличился на 48,3% [66]. Суммарный  объем ПИИ на конец 2006 года равнялся 12,39 млрд. евро [63].

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономику стран Центрально-Восточной Европы 2000-2006