Развитие европейского вектора внешней политики Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Отношения Беларуси с Европейским союзом развивались позитивно до конца 1996 г. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 г. Беларусь достигла договоренности о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе. До вступления его в силу стороны планировали руководствоваться Временным соглашением о торговле, подписанным 26 марта 1996 г. 15 сентября 1997 г. Совет Европейского союза счел возможным принять Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, на основании которых приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Тем самым отношения Беларуси и ЕС были заморожены на неопределенный срок.

Файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

Развитие европейского вектора  внешней политики белорусского государства

 

Отношения Беларуси с Европейским союзом развивались  позитивно до конца 1996 г.  В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 г. Беларусь достигла договоренности о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе. До вступления его в силу стороны планировали руководствоваться Временным соглашением о торговле, подписанным 26 марта 1996 г. 15 сентября 1997 г. Совет Европейского союза счел возможным принять Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, на основании которых приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Тем самым отношения Беларуси и ЕС были заморожены на неопределенный срок.

В 2004 г. Евросоюз принял Европейскую политику соседства, ориентированную на улучшение условий взаимодействия с соседними странами. Как указывал в том же 2004 г. Президент Беларуси, «мы с позитивным интересом восприняли разработанную Евросоюзом концепцию «нового соседства». Это связано с тем, что «она напрямую созвучна поставленной нами еще несколько лет назад цели создания вокруг Беларуси «пояса добрососедства и безопасности». Президент отметил: «Нашим интересам отвечает и провозглашаемая Евросоюзом цель формирования «кольца друзей» и зоны стабильности и процветания вдоль всего периметра его границ»1. В то же время Беларуси для более полного участия в данной программе были предъявлены в 2006 г. дополнительные 12 условий.

Предъявленные Беларуси условия для активизации  Европейской политики соседства, по меньшей мере, были необъективны. Беларусь выглядит очень привлекательно по основным показателям своей экономики  и политической системы по сравнению  со многими другими соседями ЕС. Так, Беларусь в 2007 г. заняла 64-е место в списке ООН из 177 стран по индексу развития человеческого потенциала и впервые была отнесена к группе стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала, опередив Россию, занявшую 67-е место. Другие страны СНГ оказались на еще более низких позициях: Казахстан занял 73-е место, стремящаяся в ЕС Украина – 76-е, Армения – 83-е, Грузия – 96-е, Азербайджан – 98-е, Туркменистан – 109-е, Молдова – 111-е, Узбекистан – 113-е, Кыргызстан – 116-е и Таджикистан – 122-е места.

В коммюнике  Еврокомиссии «Об усилении Европейской  политики соседства» указывается:  «Тем не менее, бедность и безработица, неоднородная экономическая эффективность, коррупция и слабое правительство (выделено мной – С.К.) остаются главными вызовами. Граждане соседних стран, особенно молодежь, часто предвидят мрачные перспективы»2. Постоянный уверенный рост экономики, политическая стабильность, успешная борьба с коррупцией, безработица на уровне около 1%, отсутствие межнациональных конфликтов представляют собой предмет гордости простых граждан Беларуси и являются предметом зависти многих граждан из соседних государств, которые знают настоящую цену миру и процветанию.  В интересах Евросоюза способствовать тому, чтобы эти параметры и далее оставались поводом для гордости за свою страну белорусских граждан.

Но в  то же время Евросоюз должен понимать, что все эти показатели не возникли сами по себе. Они стали плодом тяжелейших усилий белорусского правительства  и всего белорусского народа. Как  показал опыт многих республик бывшего  СССР, повальная приватизация и открытость экономики в условиях сложнейшего  перехода к рыночной экономике от командно-административной системы, существовавшей в Советском Союзе, приводят к  уничтожению промышленного потенциала, падению ВНП и обнищанию граждан. Сильное белорусское государство, сформировавшееся в 1994–1996 гг., способствовало тому, чтобы приватизация осуществлялась медленно и планомерно, государство  не бросило на произвол судьбы своих  граждан и не уничтожило промышленный потенциал, создававшийся на протяжении десятилетий.  Белорусская экономическая  модель признана одной из наиболее успешных для постепенного гармоничного перехода к рынку. Но надо понимать, что такого успеха не было бы при  отсутствии сильного государства и  жесткого отношения к тем гражданам, которые были способны ввергнуть  страну в пучину гражданской войны  по образу Таджикистана, раскола по образцу Грузии и Молдавии, этнических конфликтов по образцу Армении, России и Азербайджана. Поэтому крайне неубедительно  выглядят требования Евросоюза о  необходимости «соблюдать права  граждан Беларуси, принадлежащих  к национальным меньшинствам». Они  могут быть на полном основании предъявлены  ко многим странам, в отношении которых  Евросоюз запустил программы Европейской  политики соседства, но не к Беларуси. Необходимо понимать особенность формирования белорусской нации, которое из-за сложных исторических условий (в  частности, постоянных войн на ее территории) не завершено и в настоящий  момент. На данном этапе в Беларуси реализуется национальная программа, по многим аспектам схожая с программой создания американской или швейцарской  нации. Членом белорусской нации  является гражданин Беларуси независимо от его национальной принадлежности. Белорусы и поляки, русские и евреи, представители всех других национальностей, проживающие в Беларуси, имеют  одинаковые шансы на учебу, карьеру, материальное благосостояние. Достаточно посмотреть на национальный состав чиновников главных государственных органов  Беларуси, чтобы убедиться в том, что это действительно так. Население  имеет возможность пользоваться двумя государственными языками, одним  из которых владеет любой гражданин  Беларуси. В то же время государство  не препятствует сохранению и развитию национального самосознания отдельных  этнических групп, созданию национальных ассоциаций, что отражается в функционировании 124 общественных объединений 25 национальностей  и более 150 коллективов самодеятельного  народного творчества. Единственное, что не поддерживается белорусским  государством, – это раздувание шовинизма отдельными этническими  группами, способного привести к расколу  государства или гражданским  войнам, произошедшим во многих государствах – бывших республиках СССР. Такая  политика реализуется в силу права  любого государства на принятие мер  по сохранению своей территориальной  целостности. Существующая в Беларуси   антидискриминационная национальная политика должна быть оценена по достоинству  и поддерживаться Евросоюзом. Вряд ли представители Евросоюза будут  заинтересованы в новом национальном конфликте в благополучной в этом отношении Беларуси у своих границ.

Недоумение  вызывает и отмена преференций в  торговле с Беларусью со стороны  ЕС по формальному критерию «ущемления профсоюзов». Белорусские профсоюзы  работают в тесной кооперации с правительством (по образцу скандинавских стран), помогая ему избегать обогащения части граждан за счет обнищания  основной массы населения, что в  целом характерно для большей  части других стран - соседей Евросоюза. Историческая миссия профсоюзов заключается в улучшении условий жизни и труда трудящихся, а не в политической борьбе с собственным правительством. Подобная борьба может быть морально оправдана только в том случае, если  правительство проводит антинародную политику ухудшения условий жизни и труда граждан. По объективным статистическим показателям это абсолютно не случай Беларуси, рост заработной платы в которой намного превосходит рост ВВП в последние пять лет. Желать большего повышения зарплат просто опасно для устойчивости экономики. Теоретически в Беларуси можно выплачивать зарплату такого же размера, как в ЕС, но лишь несколько месяцев, после которых экономика будет разрушена, а граждане останутся ни с чем. Не вина белорусского руководства, что в 1970-х – 1980-х гг. в СССР не позаботились о модернизации основных фондов, когда этим занималась вся Европа и США. Нет вины и в разрушении СССР, после которого понадобилось больше десяти лет только для восстановления экономического уровня 1991 г. Естественно, что страны Запада далеко ушли вперед за этот период, и за несколько лет их не догнать. Система социального обеспечения Беларуси на самом деле чрезмерна для экономики такого размера, что замедляет темпы экономического роста.  В ситуации планомерного улучшения жизни трудящихся в результате плодотворного взаимодействия наиболее крупных профсоюзов с правительством организации, занимающиеся политической борьбой с правительством, а не улучшением условий жизни и труда в кооперации с ним, не могут ни юридически, ни морально соответствовать званию профсоюза. Они могут перерегистрироваться в политическую партию, как этого требует белорусское законодательство. Наличие в стране более полутора десятков политических партий свидетельствует о такой возможности. Если профсоюз занимается политической борьбой, забыв о своем функциональном назначении борьбы за права трудящихся, и не перерегистрируется в политическую партию, нарушая тем самым белорусское законодательство, представителям Евросоюза должно быть вполне понятно недоумение властей Беларуси по поводу таких странных организаций и отсутствие для них особых преференций.

Европейские государства на протяжении более  двенадцати столетий имели дело с  различными государственными образованиями  на территории Беларуси, начиная от первых славянских княжеств до Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.  Не всегда такое взаимодействие складывалось удачно для белорусского народа. Так, в результате последнего, наиболее существенного контакта европейской  цивилизации с Беларусью в  рамках Второй мировой войны исчезла  треть населения Беларуси и почти  весь ее экономический потенциал. Немало горя хлебнул белорусский народ  и в Первую мировую войну. Население  Беларуси помнит об этих исторических фактах, и ему трудно так быстро забыть об этом, посещая свои многочисленные кладбища. Бескорыстная помощь без  всяких условий со стороны Евросоюза  могла бы помочь переломить историческую тенденцию настороженного отношения  к западноевропейской цивилизации, для которого у белорусского народа существуют веские основания.

Речь не идет об обвинении представителей Евросоюза  в преступлениях Гитлера. Со многими  из нынешних стран - членов Евросоюза  белорусы сражались плечом к плечу  в борьбе с фашизмом. Тем не менее, Евросоюз знает о Холокосте еврейского народа, законодательство многих европейских  стран содержит преференции по отношению  к представителям еврейской нации. Но Евросоюз не проявляет никакого интереса к уничтожению трети  белорусских граждан в ходе Второй мировой войны, уничтожению, которое  по своим масштабам вполне может  быть названо Холокостом белорусского народа. В настоящее же время в  отношениях Беларуси и Евросоюза  речь пошла не о новых преференциях, признающих эти потери, или даже не просто о спокойном отношении  к народу Беларуси, а о уже состоявшейся отмене действовавших преференций, функционирующих по отношению ко многим странам, в том числе и  к Беларуси.

Недоумение  вызывало также требование Евросоюза  «уважать права граждан Беларуси на предпринимательскую деятельность без чрезмерного вмешательства  властей».  Для правительства  Беларуси одним из важнейших параметров предпринимательства является его  социальная ответственность. В стране, переходящей от плановой к рыночной экономике, предпринимательство может  приобретать самые дикие и  пугающие формы, уже забытые в  Евросоюзе, где стадия первичного накопления капитала состоялась столетия назад. Так, одним из наиболее выгодных видов  белорусского предпринимательства  являлась торговля людьми, когда белорусские  девушки и женщины поставлялись в дома терпимости в Евросоюз, США, Азию и Африку. Жесткие меры, принятые по пресечению торговли людьми в Беларуси, позволили сформировать одно из наиболее перспективных законодательств  в мире, закрывающих все лазейки  для данного вида «предпринимательства». Одним из наиболее проблемных полей  в сфере предпринимательства  является также стремление многих предпринимателей не платить положенные законодательством  налоги. При этом они жалуются на якобы чрезмерную налоговую базу, существующую в Беларуси. В то же время налоговая нагрузка во многих странах Евросоюза значительно  более обременительна, в особенности  в странах Скандинавии, строящих государство благосостояния, основанное, в том числе, на перераспределении  денег богатых граждан между  бедными посредством использования  прогрессивной шкалы налогов, верхняя  планка которой намного выше используемой в Беларуси. Государственные органы в США и ЕС отслеживают случаи неуплаты налогов и принимают  жесткие меры к нарушителям, включая  солидные сроки тюремного заключения. Можно отметить, что в целом  в стране еще не сформировалась культура цивилизованного предпринимательства, осознающего ответственность перед  обществом в полной мере, да и  не могла сформироваться, учитывая, что на эти процессы многим странам - членам Евросоюза потребовались  столетия. Полностью свободное предпринимательство  по образцу стран - основателей Евросоюза  еще не скоро станет возможным  в Беларуси. В условиях отсутствия цивилизованной культуры предпринимательства  оно может стать основой для  коррупционных схем, злоупотреблений  и махинаций, используемых для первичного накопления капитала. Со всеми вытекающими  последствиями, приведшими к тысячам  заказных убийств при становлении  предпринимательства без контроля государства в России в 1990-х гг.. Таким путем Беларусь следовать  не намерена.

Также Евросоюзом выдвигалось требование «присоединиться  к другим народам Европы и запретить  смертную казнь». Решение о сохранении смертной казни как вида наказания  за особо тяжкие преступления является волей белорусского народа, выраженной им на референдуме 1996 г. За это решение проголосовало более 80% граждан Беларуси. Уважение со стороны Евросоюза к точке зрения белорусских граждан по поводу смертной казни отсутствует. Евросоюз предлагает фактически проигнорировать ясно выраженную волю граждан Беларуси по поводу сохранения смертной казни, изменить Конституцию Республики Беларусь. Хочется задать вполне обоснованный вопрос: как эти требования Евросоюза соотносятся с демократическими стандартами, которыми должен руководствоваться Евросоюз и в отсутствии которых его представители постоянно упрекают белорусское руководство? Или воля белорусского народа менее значима, чем воля европейских народов по ключевым вопросам их жизни? Отметим, что когда возникла необходимость, лидеры Евросоюза ловко обошли несогласие народов ряда стран Евросоюза принимать Конституцию ЕС, выраженное на референдумах 2005 г. Новый конституционный договор, предлагаемый вместо провалившейся Конституции ЕС, уже не предусматривает выявления мнения европейских народов на референдумах (с единственным исключением – Ирландией, тут же доказавшей на деле, что мнение народа может радикально отличаться от мнения элит). Вместо этого он был ратифицирован парламентами стран, входящих в ЕС, т. е. элитами ЕС, заинтересованными в его дальнейшем развитии. Поскольку чем больше структур будет создано в ЕС, тем больше будет превосходно оплачиваемых мест для еврочиновников. Таким образом, Беларуси предлагалось усвоить передовой опыт евродемократии, связанный с отстранением народа от прямого участия в важнейших вопросах государственной политики.

Что касается состояния отношений Беларуси с ЕС, то можно отметить значимые перемены, которые произошли после  августа 2008 г. В частности, присутствует настойчивое стремление Запада, прежде всего стран ЕС, налаживать отношения с Беларусью. Уже нет и речи о высокомерно выдвинутых в 2006 г. 12 условиях, полное выполнение которых необходимо для улучшения отношения ЕС к Беларуси. Почему же западные страны с августа 2008 г. стали демонстрировать такую невиданную прежде лояльность к белорусскому государству? На то есть восемь основных причин.

Первая  из них заключается в новой  геополитической ситуации. Августовский отпор нападению Грузии на Южную  Осетию ошеломил западных политиков, которые  относили Россию в категорию несколько  своенравных, но в целом контролируемых ими геополитически стран. Дальнейшие действия Москвы (отправка стратегических бомбардировщиков в Латинскую Америку, планируемые совместные учения Военно-морского флота Российской Федерации с  венесуэльским флотом под боком  у США) демонстрируют настойчивое  стремление России к проведению самостоятельной, независимой от Запада суверенной политики. В этих условиях Беларусь утратила статус страны СНГ, наиболее резко критикующей  страны Запада. Эта роль перешла  к Российской Федерации, располагающей  модернизирующейся армией и огромным ядерным арсеналом. Антизападная риторика белорусского руководства выглядит умеренной по сравнению с военными антизападными действиями России на территории напавшей на ее миротворцев  Грузии.

Информация о работе Развитие европейского вектора внешней политики Белорусского государства