Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:24, реферат
Отношения Беларуси с Европейским союзом развивались позитивно до конца 1996 г. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 г. Беларусь достигла договоренности о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе. До вступления его в силу стороны планировали руководствоваться Временным соглашением о торговле, подписанным 26 марта 1996 г. 15 сентября 1997 г. Совет Европейского союза счел возможным принять Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, на основании которых приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Тем самым отношения Беларуси и ЕС были заморожены на неопределенный срок.
Беларусь получила роль, о которой можно только мечтать – европейской страны, положение которой в силу соседства между воспрявшей духом Россией и настороженно недоумевающим по этому поводу евроатлантическим блоком позволяет претендовать на роль посредника, геополитического буфера, ничейной переговорной территории между могучими соперниками. В схожей роли в свое время оказалась Швейцария, сумевшая извлечь из этого многочисленные преимущества для себя. Ничто не мешает Беларуси последовать ее путем. В результате Беларусь стала мостом между странами Запада и более не контролируемой ими Россией, и геополитическое значение Минска многократно возросло. С ним стало просто необходимо договариваться, отходя от прежней политики выставления ультиматумов. Иными словами, Западу стало более необходимо договориться с Беларусью, чем Беларуси когда-либо были необходимы хорошие отношения с Западом.
Но
резко изменить прежнюю политику
по отношению к Беларуси западным
странам было неудобно. В результате
этого они сделали ключевым вопросом
проведение парламентских выборов
в Беларуси – они проходят по
приближенным к западноевропейским
условиям, и ЕС с США готовы резко
улучшать отношения с Беларусью.
Это было необходимо в силу внутриполитических
особенностей стран Запада: белорусские
выборы по западным стандартам должны
были стать для правящей западной
элиты оправданием улучшений
отношений с Беларусью перед
своим населением, которому они годами
позиционировали Беларусь в качестве
нецивилизованного
Вторая
причина заключалась в
В-третьих, постоянные упреки в недемократичности по отношению к Беларуси стали серьезно портить имидж Запада в глазах незападных стран, позволяя уверенно говорить о двойных стандартах – по отношению к любимчикам, передавшим контроль над своим суверенитетом, и теми странами, которые дорожат своей независимостью. Они прекрасно видят, что позиционируемая в качестве демократической страны Грузия позволяет себе массовые избиения демонстрантов с использованием водометов и слезоточивого газа, факты геноцида по отношению к отколовшимся провинциям, но по-прежнему защищается США и ЕС. А Беларусь, в которой оппозиция в глаза не видела водометов, существует и поддерживается редкий для постсоветского пространства межнациональный мир, яростно критикуется как страна недемократическая. Продолжение Западом такой политики способно полностью дискредитировать риторику прав человека как его основного наступательного идеологического оружия.
В-четвертых,
западные страны не испытывают иллюзий,
что белорусская оппозиция, раздробленная,
погрязшая в склоках и
В-пятых, резкое усиление геополитических позиций двух самых крупных стратегических партнеров Беларуси – России и КНР – позволяет белорусскому народу спокойно смотреть в будущее, снижая с каждым годом необходимость хоть о чем-то договариваться с Западом. Чем больше ЕС и США будут медлить, тем слабее будут их позиции на предстоящих переговорах.
В-шестых,
заслуживает внимания американских
и европейских аналитиков и несоразмерное
небольшому по глобальным меркам населению
геополитическое влияние
В-седьмых,
в результате резкого роста товарооборота
со странами ЕС Беларусь стала важным
элементом европейской
В-восьмых, с каждым годом увеличивается значение транзитного потенциала территории Беларуси. Наша страна всегда являлась «энергетическими воротами» Европы, а в условиях растущего спроса на сырье роль этих ворот значительно возрастает.
В 2008 – 2010 гг. белорусские отношения с ЕС развивались в результате воздействия этих восьми геополитических факторов. К 2010 г. первый их них ослабел, в силу улучшения российских отношений с ЕС, но остальные семь по-прежнему влияют на развитие двухсторонних отношений. В то же время произошло временное охлаждение отношений Беларуси с ЕС в связи с массовыми беспорядками и попыткой штурма Дома правительства во время президентских выборов 2010 г.
В чем польза декабрьских событий 2010 г., связанных с провокацией оппозиции, для дальнейшего развития отношений Беларуси с ЕС? Очень часто конструктивная площадка для диалога возникает лишь тогда, когда у переговорщиков исчезают все иллюзии по поводу друг друга. Иллюзией ЕС было, что в ходе улучшения отношений Беларусь удастся подчинить интересам ЕС, навязать ей «европейские ценности», чтобы в будущем Минск и шагу не смел сделать без подробных инструкций из Брюсселя. Если смысл и содержание «европейских ценностей» формируется в Брюсселе, как же может быть иначе? В Минске, в свою очередь, у некоторых была иллюзия, что следуя неким «европейским ценностям» удастся сохранить в полном объеме суверенитет страны. И что увидели сторонники этой концепции после событий 19 декабря? Что для Брюсселя выражением «демократии» и следования «европейским ценностям» стала бы готовность уверенно победившего на выборах Президента добровольно отдать власть самозваному оппозиционному правительству из кандидатов, только что проигравших выборы с позорно низкими рейтингами? И где же был бы суверенитет страны, если бы людям, приведшим за собой на площадь то ли 0.1%, то ли 0,2% населения Беларуси была бы отдана власть, полученная от 80% населения страны? Теперь можно уверенно говорить, что все эти иллюзии развеяны. ЕС придется налаживать диалог с Беларусью такой, как она есть – со своими собственными ценностями, не менее европейскими по происхождению, чем навязываемые ценности ЕС, с подозрительным отношением к постоянно совершаемым посягательствам на суверенитет страны со стороны агентов влияния ЕС и США в Беларуси, переходящими уже все допустимые границы. Вряд ли также у кого-либо из белорусов остались иллюзии, что можно договориться о чем-либо с ЕС или с США, идя на постоянные уступки – там понимают только позицию силы, расценивая уступки как признание слабости. Поэтому следующие годы развития станут годами продолжения формирования сильной европейской державы – Беларуси, по-прежнему не стесняющейся иметь свою точку зрения на любые процессы в мире, говорящей открыто, где ее друзья и где враги по тем шагам, которые любая страна предпринимает в отношении ее. А рост влияния ее друзей быстро пригасит нападки со стороны ее недругов, уверенно теряющих прежние позиции в мировой табели о рангах.
Электронный
ресурс http://www.pac-guezv3.blog.
1 Лукашенко, А. Г. Мы выбираем Беларусь! «Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире»: Доклад Президента А. Г. Лукашенко на совещании с руководителями загранучреждений 22 июля 2004 г.
2 Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on strengthening the European Neighborhood Policy // European Commission. – 2006.
3 Председатель
ОБСЕ намерен координировать политику
Евросоюза в отношении Беларуси // БЕЛТА
[Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа:
http://www.belta.by/ru/news/
Информация о работе Развитие европейского вектора внешней политики Белорусского государства