Развитие европейского вектора внешней политики Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Отношения Беларуси с Европейским союзом развивались позитивно до конца 1996 г. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 г. Беларусь достигла договоренности о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе. До вступления его в силу стороны планировали руководствоваться Временным соглашением о торговле, подписанным 26 марта 1996 г. 15 сентября 1997 г. Совет Европейского союза счел возможным принять Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, на основании которых приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Тем самым отношения Беларуси и ЕС были заморожены на неопределенный срок.

Файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

Беларусь  получила роль, о которой можно  только мечтать – европейской  страны, положение которой в силу соседства  между воспрявшей духом  Россией и настороженно недоумевающим  по этому поводу евроатлантическим  блоком позволяет претендовать на роль посредника, геополитического буфера, ничейной переговорной территории между  могучими соперниками. В схожей роли в свое время оказалась Швейцария, сумевшая извлечь из этого многочисленные преимущества для себя. Ничто не мешает Беларуси последовать ее путем. В результате Беларусь стала мостом между странами Запада и более  не контролируемой ими Россией, и  геополитическое значение Минска многократно  возросло. С ним стало просто необходимо договариваться, отходя от прежней политики выставления ультиматумов. Иными словами, Западу стало более необходимо договориться с Беларусью, чем Беларуси когда-либо были необходимы хорошие отношения с Западом.

Но  резко изменить прежнюю политику по отношению к Беларуси западным странам было неудобно. В результате этого они сделали ключевым вопросом проведение парламентских выборов  в Беларуси – они проходят по приближенным к западноевропейским условиям, и ЕС с США готовы резко  улучшать отношения с Беларусью. Это было необходимо в силу внутриполитических особенностей стран Запада: белорусские  выборы по западным стандартам должны были стать для правящей западной элиты оправданием улучшений  отношений с Беларусью перед  своим населением, которому они годами позиционировали Беларусь в качестве нецивилизованного недемократического государства.  Результаты выборов  – полное отсутствие оппозиции в  избранном под пристальным контролем  международных наблюдателей парламенте – шокировали западные элиты. Как  объяснить своему населению, что  белорусские оппозиционеры, на которых  за прошедшие годы были потрачены  сотни миллионов долларов западных налогоплательщиков, абсолютно непопулярны  в Беларуси? Тем более на фоне собственного экономического кризиса, одной из причин которого стала, в  том числе, проблема неэффективного расходования денег государственными органами. Добавлять пункты для критики  политики собственных правительств признанием белорусских выборов  демократическими (что стало бы также  признанием факта, что огромные суммы, переданные на поддержку оппозиции, были выкинуты на ветер) западным элитам не хотелось. Поэтому был выбран промежуточный вариант – объявить выборы полностью стандартам демократии не соответствующими, но налаживать отношения  с Беларусью в любом случае.

Вторая  причина заключалась в тяжелейшем финансовом кризисе, на фоне которого устойчивость белорусской экономики  и стремительный экономический  рост Беларуси выглядят наглядным опровержением  той модели, которая так настойчиво предлагалась Западом странам СНГ  в качестве идеальной для перехода от командно-административной экономики  к современной рыночной. Уровень  ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в  постсоветских странах, патронируемых  ЕС и США (ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) по итогам 2010 г. таков: почти в полтора раза ниже в Азербайджане, в два с лишним раза ниже в Грузии и Украине и в четыре с половиной раза ниже в Молдове по сравнению с белорусским уровнем. Получается, что развиваться, конфликтуя с Западом и защищая свой суверенитет от посягательств, выгоднее, чем сотрудничая с ним и выполняя все его указания. До экономического уровня США, Франции, Германии и других самых развитых стран белорусскому населению осталось подождать каких-то 8-10 лет. А это уже опасный для Запада прецедент. Белорусская модель стала привлекательной для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, что увеличивает геополитическое влияние Беларуси, одновременно снижая престиж западных стран и западных советников. Улучшение отношений с Минском стало также попыткой смягчить этот разительный контраст в экономическом положении Беларуси и стран ГУАМ, поскольку в этом случае западные страны смогут со временем сказать: да, белорусская модель эффективна, но и мы приложили к этому успеху руку.

В-третьих, постоянные упреки в недемократичности  по отношению к  Беларуси стали  серьезно портить имидж Запада в  глазах незападных стран, позволяя уверенно говорить о двойных стандартах –  по отношению к любимчикам, передавшим контроль над своим суверенитетом, и теми странами, которые дорожат  своей независимостью. Они прекрасно  видят, что позиционируемая в  качестве демократической страны Грузия позволяет себе массовые избиения демонстрантов  с использованием водометов и  слезоточивого газа, факты геноцида по отношению к отколовшимся провинциям, но по-прежнему защищается США и ЕС. А Беларусь, в которой оппозиция в глаза не видела водометов, существует и поддерживается редкий для постсоветского пространства межнациональный мир, яростно критикуется как страна недемократическая. Продолжение Западом такой политики способно полностью дискредитировать риторику прав человека как его основного наступательного идеологического оружия.

В-четвертых, западные страны не испытывают иллюзий, что белорусская оппозиция, раздробленная, погрязшая в склоках и непопулярная у электората, сможет когда-нибудь прийти к власти в Беларуси, передав Западу контроль над суверенитетом этой страны. Периодические всплески надежд по этому поводу (в частности, после  событий, связанных с декабрьскими выборами 2010 года) быстро сменяются  осознанием реального положения  вещей.

В-пятых, резкое усиление геополитических позиций  двух самых крупных стратегических партнеров Беларуси – России и  КНР – позволяет белорусскому народу спокойно смотреть в будущее, снижая с каждым годом необходимость  хоть о чем-то договариваться с Западом. Чем больше ЕС и США будут медлить, тем слабее будут их позиции на предстоящих переговорах.

В-шестых, заслуживает внимания американских и европейских аналитиков и несоразмерное  небольшому по глобальным меркам населению  геополитическое влияние Беларуси. Как отметил действующий председатель ОБСЕ А. Стубб во время визита в  Минск в октябре 2008 г., «мы будем стремиться интенсифицировать наши отношения, так как Беларусь является активным игроком на международной арене»3. Партнеры Минска рассредоточены по нескольким континентам. По степени геополитического могущества  наша страна находится на втором месте в СНГ после России, опережая намного превосходящие ее по размеру населения Украину, Узбекистан и Казахстан. Беларусь смогла найти верных союзников в Латинской Америке в лице Кубы и Венесуэлы, в Азии в лице КНР, Вьетнама и Ирана, в Африке в лице большинства африканских государств. Прекрасные отношения у Беларуси с Индией, хотя в силу слишком серьезных связей с геополитическим соперником Индии по региону – КНР – они не переходят на уровень стратегического партнерства. Западные страны настораживает, что потенциально возможно формирование геополитического блока из территориально соседствующих нелиберальных стран, который может включать КНР, КНДР, Россию, Вьетнам и Беларусь, при этом Беларусь может выступить острием этого блока, углубленным в плоть евроатлантического мира и НАТО. Население этого блока может составить почти четверть от мирового, а ядерный арсенал не будет уступать арсеналу стран НАТО.

В-седьмых, в результате резкого роста товарооборота  со странами ЕС Беларусь стала важным элементом европейской экономики. Все больше бизнесменов на европейском  континенте делают деньги, сотрудничая  с белорусскими партнерами, и они  дают ясные сигналы своим правительствам, что не заинтересованы в любых  политических осложнениях этих перспективных  деловых отношений. А бизнесмены, что бы ни говорилось о западной демократии, являются в ней движущей силой подавляющего большинства  действий национальных правительств, якобы подотчетных народам. Поскольку  только бизнесмены способны дать миллионы долларов или евро кандидатам в депутаты парламентов и десятки миллионов  –кандидатам в президенты. А вложенные  в политиков деньги тем всегда необходимо отрабатывать. Поэтому самыми горячими лоббистами Беларуси в ЕС стали страны-соседи – Литва и  Латвия, товарооборот с которыми по итогам 2010 года превысил 1,7 млрд долл. Обслуживание растущих белорусских экспортных и  импортных потоков товаров является высокодоходной статьей развития экономик этих стран.

В-восьмых, с каждым годом  увеличивается  значение транзитного потенциала территории Беларуси. Наша страна всегда являлась «энергетическими воротами» Европы, а в условиях растущего спроса на сырье роль этих ворот значительно  возрастает.

В 2008 – 2010 гг. белорусские отношения  с ЕС развивались в результате воздействия этих восьми геополитических  факторов. К 2010 г. первый их них ослабел, в силу улучшения российских отношений с ЕС, но остальные семь по-прежнему влияют на развитие двухсторонних отношений. В то же время произошло временное охлаждение отношений Беларуси с ЕС в связи с массовыми беспорядками и попыткой штурма Дома правительства во время президентских выборов 2010 г.

В чем польза декабрьских событий  2010 г., связанных с провокацией оппозиции, для дальнейшего развития отношений Беларуси с ЕС? Очень часто конструктивная площадка для диалога возникает лишь тогда, когда у переговорщиков исчезают все иллюзии по поводу друг друга. Иллюзией ЕС было, что в ходе улучшения отношений Беларусь удастся подчинить интересам ЕС, навязать ей «европейские ценности», чтобы в будущем Минск и шагу не смел сделать без подробных инструкций из Брюсселя. Если смысл и содержание «европейских ценностей» формируется в Брюсселе, как же может быть иначе? В Минске, в свою очередь, у некоторых была иллюзия, что следуя неким «европейским ценностям» удастся сохранить в полном объеме суверенитет страны. И что увидели сторонники этой концепции после событий 19 декабря? Что для Брюсселя выражением «демократии» и следования «европейским ценностям» стала бы готовность уверенно победившего на выборах Президента добровольно отдать власть самозваному оппозиционному правительству из кандидатов, только что проигравших выборы с позорно низкими рейтингами? И где же был бы суверенитет страны, если бы людям, приведшим за собой на площадь то ли 0.1%, то ли 0,2% населения Беларуси была бы отдана власть, полученная от 80% населения страны? Теперь можно уверенно говорить, что все эти иллюзии развеяны. ЕС придется налаживать диалог с Беларусью такой, как она есть – со своими собственными ценностями, не менее европейскими по происхождению, чем навязываемые ценности ЕС, с подозрительным отношением к постоянно совершаемым посягательствам на суверенитет страны со стороны агентов влияния ЕС и США в Беларуси, переходящими уже все допустимые границы. Вряд ли также у кого-либо из белорусов остались иллюзии, что можно договориться о чем-либо с ЕС или с США, идя на постоянные уступки – там понимают только позицию силы, расценивая уступки как признание слабости. Поэтому следующие годы развития станут годами продолжения формирования сильной европейской державы – Беларуси, по-прежнему не стесняющейся иметь свою точку зрения на любые процессы в мире, говорящей открыто, где ее друзья и где враги по тем шагам, которые любая страна предпринимает в отношении ее. А рост влияния ее друзей быстро пригасит нападки со стороны ее недругов, уверенно теряющих прежние позиции в мировой табели о рангах.

 

Электронный ресурс  http://www.pac-guezv3.blog.tut.by/files/2013/04/Kurs-lektsiy-VP-RB-2011.doc‎- точка доступа24.10.2013

1 Лукашенко, А. Г. Мы выбираем Беларусь! «Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире»: Доклад Президента  А. Г. Лукашенко на совещании с руководителями загранучреждений 22 июля 2004 г.

2 Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on strengthening the European Neighborhood Policy // European Commission. – 2006.

3 Председатель ОБСЕ намерен координировать политику Евросоюза в отношении Беларуси // БЕЛТА [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа:   http://www.belta.by/ru/news/politics?id=285271. – Дата доступа: 10.10.2008.


Информация о работе Развитие европейского вектора внешней политики Белорусского государства