Развитие конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение организационно-методических положений проведения конъюнктурного анализа рынка.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность конъюнктурного анализа;
- охарактеризовать принципы и методы;
- исследовать теоретические и методологические основы анализа конъюнктуры рынка.

Содержание работы

Введение ................................................................................................. 2
Глава 1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка.
1.1. Сущность конъюнктурного анализа............................................... 4
1.2. Методология анализа рыночной конъюнктуры............................ 9
Глава 2. Основные этапы анализа рынка.
2.1. Оценка конъюнктуры рынка........................................................... 11
2.2. Анализ емкости и сегментации рынка............................................ 15
2.3. Изучение конкурентов и их стратегий........................................... 18
2.4. Информационное обеспечение анализа рынка.............................. 20
Глава 3. Развитие конъюнктуры рынка.
3.1. Прогнозирование рыночной конъюнктуры................................... 24
3.2. Развитие конъюнктуры мировых рынков...................................... 30
Заключение............................................................................................. 34
Список литературы................................................................................ 36

Файлы: 1 файл

Межд коммерческая деятельность.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

     Масштаб рынка и деловая активность определяются числом участников рыночного процесса, количеством сделок, составом портфеля заказов, объемом продаж. Осуществляется классификация рынка по ряду признаков. Рыночная деятельность неразрывно связана с риском, но его опасность может быть уменьшена, если оценена вероятность наступления опасностей, выявлены рычаги (факторы) снижения степени риска.

     Изучаются основные пропорции рынка: соотношения спроса и предложения рынков средств производства, предметов потребления и услуг, форм собственности на рынке, отдельных товаров и т. д. Важной задачей анализа конъюнктурных условий можно считать изучение рыночного потенциала: производственного и потребительского (емкости рынка).

     Центральным моментом изучения рыночной конъюнктуры является характеристика скорости и тенденций развития рынка, устойчивости динамического процесса. Одновременно оценивается колеблемость основных параметров рынка в статике. Для развития рынка характерны сезонные и цикличные колебания (как кратковременные, так и долговременные). Они изучаются с помощью различных показателей вариации, трендовых моделей, моделей цикличности.

     Действие рыночного механизма проявляется в изменениях спроса и предложения, их сбалансированности. Возбудителем этого процесса служит комплекс социально-экономических и других факторов, и первую очередь дохода и цен. Предложение и спрос (спрос особенно) чрезвычайно чутко реагируют на различные воздействия. Это пиление называется эластичностью и измеряется соответствующим коэффициентом.     Эмпирический коэффициент эластичности доступен для расчета, но обладает тем недостатком, что учитывает влияние одного фактора, абстрагируясь от других. Этого недостатка лишен теоретический коэффициент эластичности, рассчитываемый на основе многофакторных уравнений регрессии. Многофакторные модели спроса используются также для оценки влияния отдельных факторов на спрос и предложение и для их прогнозирования. Кроме того, в целях прогнозирования применяются методы экспертных оценок, аналоговые и имитационные модели и сравнительно простые методы — экстраполяции, техническая обработка графиков.

3.2. Развитие конъюнктуры мировых рынков.

 

Развитие конъюнктуры  мирового рынка определяется воздействием:

- экономических;

- политических;

- военных;

- научно-технических;

- природных;

- психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов.

Научно-технический прогресс (НТП) влечет качественный бросок в  развитии производительных сил, что:

а) ускоряет процесс обновления основного капитала в традиционных отраслях экономики. Вследствие этого  повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся  энерго- и материалосберегающим эффектом, малым сроком окупаемости;

б) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти  отрасли на рынке предъявляют  растущий спрос на различные средства производства.

Заметим, что на конъюнктуру  товарных рынков НТП влияет по-разному: на рынках новых, прогрессивных изделий  наблюдается опережающий (по сравнению  с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается.

    Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосредованно:

прямо - через прямое регулирование  производства и цен монополиями  вследствие недостаточной конкуренции;

опосредованно - путем связей монополистов со своими зарубежными  филиалами. Ведь, как правило, монопольным  положением на рынке пользуются крупные  компании, зачастую транснациональные (ТНК). А внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный рынок. Искусственно сложившиеся пропорции  цен, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами  одной корпорации, влияют на соответствующие  пропорции в национальных масштабах. Конъюнктура мировых рынков находится  под влиянием этих особым внутрифирменных  рынков.

     Государства вследствие использования большей или меньшей степени следующих инструментов регулирования экономических процессов в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность на мировых товарных рынках: путем прямого или косвенного регулирования цен внутреннего рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта).

     Наиболее распространен первый вид регулирования, то есть поддержка государством определенного гарантированного уровня цен. Это может быть, например, снижение цен на продукцию и услуги государственных предприятий, которые обслуживают частные предприятия. Кроме того, такое регулирование может осуществляться путем предоставления производителям субсидий из бюджета в случае снижения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Например, специальная правительственная корпорация по гарантированию цен в США принимает в залог у фермеров сельскохозяйственную продукцию. Если в период действия залога (обычно до 12 месяцев) цены на рынке превысят уровень залога, фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых ставок, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

     Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется и косвенно с помощью таких мер, как: финансирование научно-исследовательских работ; бюджетное финансирования экспорта; протекционистская таможенная политика.

     Сезонность периодически влияет на конъюнктуру многих товарных рынков: на рынки продуктов сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, на рынки товаров некоторых сезонных отраслей промышленности - сахарной, консервной, строительной, винодельческой. Например, предложение сельскохозяйственной продукции будет больше после сбора урожая, объем строительных работ расширяется в летние месяцы и сокращается в зимние и т.д.

     Так, под влиянием сезонности производства многих видов сельхозпродукции происходят различные колебания грузооборота железных дорог (увеличиваются в период уборки урожая и сокращаются в зимние месяцы).

Наибольший спрос на автомобили наблюдается в весенне-летние месяцы в странах с континентальным  климатом. В США, например, на март-август приходится 2 / 3 продажи всех автомобилей  за год. Соответственно наибольший спрос  на горючее также приходится на летние месяцы.

В сельском хозяйстве также  объясняется периодическое повышение  и снижение спроса на рынке сельскохозяйственных машин.

     Примером сезонных колебаний может быть также увеличение оборота розничной торговли в праздничные дни.

     Стихийные бедствия - снежные заносы, землетрясения, засухи, лесные пожары и т.д. приводят к ощутимых нарушениям деятельности общества или отдельных отраслей экономики, уничтожению материальных ценностей. Этот фактор также влияет на развитие конъюнктуры мирового рынка. Например, после землетрясений обычно происходит повышение спроса на строительные материалы. А после заморозков, от которых страдают сельскохозяйственные насаждения, повышаются цены на сельхозпродукцию.

     Довольно значительные краткосрочные изменения цен наблюдаются при вынужденных продажах или вынужденных покупках, которые должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. К таким операциям можно отнести, например, продажа наплаву. Особенно значительным бывает снижение цен при вынужденных продажах товаров, которые быстро портятся, - винограда, цитрусовых и т.д.

     Возможен и другой случай - вынужденная закупка по завышенным ценам. Например, покупатель, предполагая, что цены снизятся, резко сократил закупку сырья. Но снижение цен не произошло, все имеющиеся запасы исчерпаны, и нужно, чтобы не остановилось производство, закупить партию сырья по любой цене, поскольку убытки от остановки предприятия будут еще выше, особенно в отраслях с непрерывным технологическим процессом.

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Конъюнктурный анализ позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную характеристику состояния рынка.

     Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей развития рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).

Обзор конъюнктуры состоит  из пяти частей:

• введение

• спрос и потребление товаров

• предложение

• цены

• прогноз развития конъюнктуры.

     Анализ конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков – общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры рынка конкретного товара.

     Важным элементом конъюнктурного анализа является анализ тенденций развития рыночной конъюнктуры. Тенденция развития рынка – это экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.

     Одним из направлений конъюнктурного анализа является метод построения системы индексов деловой активности.

     Анализ конъюнктуры отрасли или конкретного товарного рынка можно проводить двумя путями в зависимости от целей исследования:

- изучать динамику конъюнктуры за какой-то период, если ставится задача выяснить тенденции и темпы ее развития;

- анализировать состояние конъюнктуры путем определения фазы экономического цикла и примерного места внутри этой фазы, если ставится задача определить конъюнктуру на текущую дату.

     Конъюнктурный анализ представляет собой важную составную часть маркетингового анализа и маркетингового исследования в целом. Он оказывает сильное влияние на все этапы маркетингового цикла. Позиция фирмы на рынке, её шансы на коммерческий успех, выбор стратегии и маркетинговой деятельности в значительной мере зависят от внешних условий и, в частности, от рыночной конъюнктуры.

     Российская экономика сильнее, чем экономики других стран СНГ, зависит от мировой конъюнктуры.

     Понять причины, почему колебания мировой конъюнктуры влияют на Россию сильнее, чем на мир в целом, нетрудно. 80% экспорта нашей страны - это нефть, нефтепродукты, газ и металлы. Цены на эти товары чувствительны к изменениям темпов роста глобальной экономики.

     Таким образом, следует заключить, что анализ конъюнктуры рынка  является совершенно необходимыми в любое время и в любой экономической ситуации. В условиях конкурентной борьбы, являющейся основой всей современной экономики, могут выжить лишь предприятия, которые ориентируются на нужды и предпочтения потребителей, а не на свои собственные. Ведь в конечном итоге именно предпочтениями потребителей определяется «живучесть» фирмы и тем более её процветание.

 

Список литературы:

 

  1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 3-е изд. – М.: Финпресс, 2008. – 526 с.
  2. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2007. - 224 с.
  3. Любецкий В.В. Мировая экономика (учебно-методический комплекс): Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2010.
  4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие. - М.: Маркетинг. Книготорговый центр. - 2005.
  5. Парамонова Т.Н. - центр дистанционного образования Элитариум - "Анализ конъюнктуры рынка", 19.11.2010 г.
  6. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2007. - 495 с.
  7. Анурин В., Муромкина И., Е.Евтушенко, Маркетинговые исследования потребительского рынка. - М.-С-Петербург, - 2006.
  8. Магомедов Т.Т, Товароведение. М.: - 2007.
  9. Маджаро С. Международный маркетинг. - М.: Инфра-М, - 2007.
  10. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. "Маркетинговые исследования рынка", ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009 г.
  11. Парамонова Т.Н. Анализ конъюнктуры рынка / 19 ноября 2010 http://www.elitarium.ru/2010/11/19/analiz_konjunktury_rynka.html
  12. Понятие конъюнктуры мирового рынка / 06/30/2009 - http://emoneyback.ru/content/ponyatie-konyunktury-mirovogo-rynka.html
  13. Суэтин А.А. Конъюнктура рынка: методика анализа и прогноза/28.07.2011. – Режим доступа - http://www.elitarium.ru/2011/07/28/konjunktura_rynka_metodika.html

 

 


Информация о работе Развитие конъюнктуры рынка