Регулирование фискальной политики на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.
В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:
- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;
- рассмотреть виды и типы фискальной политики;
- изучить сущность;
- рассмотреть воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложения;
- выделить достоинства и недостатки такой политики;
- сделать выводы по изложенному материалу по теме работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы……………..5-13
Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты……5-10
Стимулирующая и сдерживающая политика как основные виды фискальной политики……………………………………………………………………11-12
Типология фискальной политики …………………...……………………13-13

Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне…………………………………………………………………………14-22
2.1. Инструменты недискриционной политики ……………………………14-16
2.2. Влияние фискальной политики на совокупный спрос и предложение……………………………………………………………………17-19
2.3. Плюсы и минусы фискальной политики………………………………..20-22

Заключение……………………………………………………………………..23-25
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Фиксальная политика.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы……………..5-13

    1. Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты……5-10
    2. Стимулирующая и сдерживающая политика как основные виды фискальной политики……………………………………………………………………11-12
    3. Типология фискальной политики …………………...……………………13-13

 

Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне…………………………………………………………………………14-22

2.1. Инструменты недискриционной политики ……………………………14-16

2.2. Влияние фискальной политики на совокупный спрос и предложение……………………………………………………………………17-19

2.3. Плюсы и минусы фискальной политики………………………………..20-22

 

Заключение……………………………………………………………………..23-25

Список использованной литературы………………………………………..26-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящей курсовой работе, автором будет рассмотрена  тема курса «мировая экономика» - «Фискальная политика государства: виды и типы. Механизм встроенных стабилизаторов». Многие экономические деятели уверены, что механизм фискальной политики является определенно сильным оружием, таким мощным, что если дать полномочие отдельным лицам и правительствам обладать и распоряжаться им, фискальная политика может стать синонимом бомбы. В связи, с чем необходимо направить ее действие на оздоровление политики государства. Как правило, фискальная политика свойственна всем типам государства, но редко кто проводит ее конструктивно, в основном она проводится неосознанно и непоследовательно. В государстве российском, тема фискальной политики однозначно актуальна, есть прямая зависимость от проведения правительством бюджетной политики и благосостояния индивидуально каждого человека.

Цель  курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.

В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:

- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;

- рассмотреть виды  и типы фискальной политики;

- изучить сущность;

- рассмотреть воздействие  фискальной политики на совокупный спрос и предложения;

- выделить достоинства  и недостатки такой политики;

- сделать выводы по  изложенному материалу по теме  работы.

 Объектом работы  является политика государства.  Предметом работы является проведение  правительством бюджетно-налоговой (фискальной политики)  и механизм встроенных стабилизаторов.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, содержащих основную часть исследования, заключение, список использованной литературы.

Первая глава содержит сведения о толковании понятия «государство», «политика», «фискальная политика», рассмотрены ее инструменты: государственные закупки, налоги, трансферты, а также рассматриваются виды и типы фискальной политики.

Во второй главе рассмотрены такие вопросы сущность механизма встроенных стабилизаторов, воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложение, а также плюсы и минусы фискальной политики.

В качестве методического  и теоретического материала были использованы труды российских авторов в области мировой экономики, теории государства и права и макроэкономике. Самые плодотворные труды были представлены такими авторами как: Абель Э., Бернанке Б.,  Власенко Н.А., Гребенников П.И., Кузнецов Б.Т., Леусский А.И., Ломакин В.К., Мелехин А.В., Тарасевич Л.С., Тюрина А.Д., Хропанюк В.Н., Шилина С.А. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы

    1. Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты

 

В начале, рассмотри понятие государства. Государство - это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.1 Государство является центральным институтом политической системы общества. Государство обычно рассматривают в широком смысле и подразумевают под ним страну, общество, народы, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти, и в узком, научном смысле. В последнем смысле государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государству, присущи  следующие признаки:

- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц;

- система налогов, податей, займов;

- территориальное деление населения;

- суверенитет, т.е независимость;

- право в смысле легитимности;

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения;

- претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.2

В политологии, под политикой  понимается такая сфера деятельности, которая связанна с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.3

Рассмотрим, что же представляет собой фискальная политика государства.

Под фискальной политикой понимаются меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Фискальная полтика также имеет название бюджетно-налоговой.4

Основными целями фискальной политики являются стабилизация экономического роста, решение проблемы периодически возникающего цикла безработицы, стабилизации уровня цен, чем решается проблемы инфляции.

Под фискальной политикой понимается такая политика регулирования правительством с помощью которой, происходит воздействие на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. В качестве инструментов налоговой политики выступают государственные закупки, налоги, трансферты.5

В Российской Федерации  государственные закупки, регулируются федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Под закупками понимается покупка товаров, работ и услуг на всех сферах рынка для нужд государства за счет бюджетных средств.

Главными критериями для проведения государственных закупок являются:

- справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации;

- открытость и прозрачность. Государственный заказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в средствах массовой информации о мероприятиях, связанных с закупками;

- эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте государственных закупок (например, платформа Сбербанка), удается оптимизировать расходы бюджета.

- ответственность, целью  которой является ведение строгой отчетности по государственным закупкам и обоснование причин, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет Федеральная антимонопольная служба.6

Под налогами понимаются обязательные платёжи, взимаемый органами государственной власти с юридических и физических лиц в целях материального обеспечения деятельности государства. Различают прямые, косвенные налоги, прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги.

В российской Федерации, систему налогов и налогообложение  регулируют Налоговый кодекс Российской Федерации.7

В экономике существует несколько классификаций налоги. Это прямые и косвенные налоги. Под прямыми налогами понимаются налоги, взимаемые с определенных денежных сумм, полученных экономическим агентом, или денежной оценки принадлежащего ему имущества (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество). Прямой налог имеет свою особенность которая состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель - это один и тот же агент.

Косвенными налогами называется налог, включаемый в цену товара, услуги. Косвенные налоги это  и НДС, и налог с оборота, акцизный налог, таможенные пошлины. При назначении косвенного налога налогоплательщик и налогоноситель являются разными агентами. В частности, налогоплательщиком в сфере потребления, является покупатель, а налогоносителем – производитель товара, который выплачивает налог государству.8

Экономику развитых стран  характеризует большая часть  поступаемых налогов - прямые, а в развивающихся странах – косвенные, это же касается стран с переходной экономикой. Это объясняется тем, что косвенные налоги, легче взимать и объем поступлений зависит от цен, а не от доходов. И поэтому же государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

Следующая классификация  налогов, применяемая в макроэкономике – это автономные (аккордные) налоги и подоходные. Первая группа налогов не зависят от уровня дохода, а вторая группа напрямую зависит от уровня совокупного дохода.

По способу установления средней налоговой ставки, в экономике  есть следующие типы налогообложения: пропорциональный налог, прогрессивный налог и регрессивный налог.

Пропорциональный налог – это налог, при котором средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода.

При применении прогрессивных налогов, средняя налоговая ставка которого увеличивается по мере роста дохода и уменьшается по мере сокращения дохода.

Регрессивный налог  – это налог, средняя налоговая  ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается  по мере роста дохода.

Под трансфертами понимается односторонняя передача денежных средств, товаров, услуг, иных материальных ценностей на безвозмездной и безвозвратной основе в виде предоставления компенсации.

Для бюджетной сферы  характерны трансферты, которые представляют собой любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования.

С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения  получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

Большая часть трансфертов имеют социальный характер, в виде выплат, льгот, помощи гражданам, предоставляемая в натуральной форме. Основным их критерием является безвозмездность.9

На законодательном  уровне система трансфертов регулируются различными федеральными законами, например, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», «О государственных социальных гарантиях», «О социальной защите инвалидов» и др.

Различают текущие и  капитальные трансферты.

Текущие трансферты носят регулярный характер, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: бюджетные выплаты (пенсии, пособия, стипендии); гуманитарную помощь и т.д.

Капитальные трансферты отличает единовременный характер, носящий значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанных с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитальные вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Стимулирующая и сдерживающая политика как основные виды фискальная политики

 

В зависимости от положения и развития экономики в определенный момент, инструменты фискальной политики могу использоваться по двум видам фискальной политики: это стимулирующая политика и сдерживающая политика. Рассмотрим более подробно эти виды.

Информация о работе Регулирование фискальной политики на государственном уровне