Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.
В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:
- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;
- рассмотреть виды и типы фискальной политики;
- изучить сущность;
- рассмотреть воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложения;
- выделить достоинства и недостатки такой политики;
- сделать выводы по изложенному материалу по теме работы.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы……………..5-13
Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты……5-10
Стимулирующая и сдерживающая политика как основные виды фискальной политики……………………………………………………………………11-12
Типология фискальной политики …………………...……………………13-13
Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне…………………………………………………………………………14-22
2.1. Инструменты недискриционной политики ……………………………14-16
2.2. Влияние фискальной политики на совокупный спрос и предложение……………………………………………………………………17-19
2.3. Плюсы и минусы фискальной политики………………………………..20-22
Заключение……………………………………………………………………..23-25
Список использованной литературы………………………
В связи с чем, часть совокупного объема производства оказывается недопроизведенной из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.
Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти, в России – это Государственная Дума. Только после принятия закона Госдумой, закон приобретает юридическую силу. Эти обсуждения и согласования требуют достаточно большой промежуток времени. Тем более, что они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени экономическое положение может сильно измениться.
Например, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате чего, дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, тем самым оказать дестабилизирующее действие на экономику. Или наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации.
Нередко бывает трудно точно определить, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев. Но так как в разных периодах цикла необходимо применять стимулирующую или сдерживающую политику, ошибка в определении экономической ситуации может привести к дестабилизации экономики; проблемам в определении величины изменений инструментов политики государства в каждой данной экономической ситуации.
Даже в случае, если экономическая ситуация определена правильно, то не всегда можно точно определить, насколько, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
4. Дефицит бюджета. Представители неоклассического направления в экономической теории, к которым относятся монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики.
Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, что влечет за собой дополнительные расходы бюджета, и уменьшение налогов, то есть доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Предложения Кейнса еще называют дефицитным финансированием.
Заключение
Подведем итоги изученного и изложенной в данной курсовой работе материала на тему «Фискальная политика государства: виды и типы. Механизм встроенных стабилизаторов».
Под фискальной политикой понимаются меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Фискальная политика также имеет название бюджетно-налоговой.
Основными целями фискальной политики являются стабилизация экономического роста, решение проблемы периодически возникающего цикла безработицы, стабилизации уровня цен, чем решается проблемы инфляции.
Инструментами фискальной политики выступают государственные закупки, налоги, трансферты.
В Российской Федерации государственные закупки, регулируются федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Под налогами понимаются обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с юридических и физических лиц в целях материального обеспечения деятельности государства.
Под трансфертами понимается односторонняя передача денежных средств, товаров, услуг, иных материальных ценностей на безвозмездной и безвозвратной основе в виде предоставления компенсации. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.
В зависимости от положения и развития экономики в определенный момент, инструменты фискальной политики могу использоваться по двум видам фискальной политики: это стимулирующая политика и сдерживающая политика. Цель стимулирующей политики состоит в сокращении рецессионного разрыва выпуска и снижения уровня безработицы. Она направлена на повышение совокупного спроса. Стимулирующая политика проводится в период кризиса, в результате чего повышаются государственные расходы и соответственно понижаются налоги, что может привести к дефициту бюджета. Данная политика рассчитана на ближайшее будущее. В случае применения данного вида политики в более долгосрочной перспективе, то это приведёт к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Сдерживающая фискальная политика, используется при перегреве экономики. Основной целью сдерживающей политики является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции. Цель такой политики - это ограничение циклического подъема экономики. При проведении сдерживающей политики снижаются государственные расходы, увеличиваются налоги или происходит комбинирование этих мер. В не долгосрочной перспективе, введение такой политики позволит снизить инфляцию спроса целей роста безработицы и спада производства. В более долгосрочной перспективе, растущие налоги могут послужить основой для спада совокупного предложения и/или значительного замедления экономического развития. Инструментами сдерживающей политики могут быть сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.
Механизм воздействия встроенных стабилизаторов представляет собой нормы, которые начинают действовать без дополнительных усилий или внесения изменений в законодательство правительством, то есть действуют автоматически и влияют на определенные уровни государственных расходов и налогов. Автоматический стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.
К плюсам фискальной политики, можно отнести:
- эффект мультипликатора.
- отсутствие внешнего лага (задержки).
- наличие автоматических стабилизаторов.
К недостаткам фискальной политики можно отнести:
1. Эффект вытеснения.
2. Наличие внутреннего лага.
3. Неопределенность.
4. Дефицит бюджета. Представители неоклассического направления в экономической теории, к которым относятся монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики.
Список использованной литературы
1 Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2011. - 416 с.
2 Мелехин А.В. Теория государства и права. - 2-е изд.- М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009
3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Эксмо, 2008. - 384 с.
4 Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 768 с.
5 Кузнецов Б.Т. Макроэкономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 458 с.
6 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // справочно-поисковая система «Консультант+»
7 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
8 Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.
9 Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.
10 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
11 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2008. - 286 с.
13 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
14 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
Информация о работе Регулирование фискальной политики на государственном уровне