И, наконец, заключительная
глава книги «Пути безопасности»
содержит конкретные предложения
и меры по реальному и адекватному
современным императивам наполнению
понятия и феномена «коллективная
безопасность».
Важным событием мирового
масштаба стала открывшаяся в
Алматы 13 февраля 2003 года Первая международная
конференция мира и согласия, созванная
по предложению Президента
Казахстана Н.А. Назарбаева
и ставшая реальным воплощением
в жизнь его инициатив по
практическому продвижению мирового
диалога между народами и цивилизациями.
На ней глава нашего государства
был избран ее представителем.
В работе этого форума приняли
участие президенты Кыргызстана,
Таджикистана, высокопоставленные представители
Турции, Азербайджана, Афганистана, дипломаты,
руководители религиозных организаций,
видные общественные и политические деятели.
В адрес конференции и Н.А. Назарбаева
поступили послания от Президентов США,
Турции, Украины, премьер-министра Израиля,
ряда сенаторов США.
Н.А. Назарбаев в
своем выступлении отметил, что
цель конференции – «наладить
открытый диалог между представителями
разных стран, религий, культур
и цивилизаций, для того, чтобы
в наше сложное время сделать
мир более безопасным». В итоге
была принята Совместная декларация
участников конференции «К миру
и стабильности»1) .
Но март 2003 года принес
миру новый виток обострения
обстановки. 20 марта в 5 ч. 33 мин.
по московскому времени в Багдаде
завыли сирены, раздались первые
взрывы. Так началась Иракская
война. В связи с началом
военных действий в Ираке, в
Казахстане, по поручению Президента,
Правительство, министры, руководители
агентств получили задание в
первую очередь обеспечить безопасность
граждан Казахстана. Был усилен
контроль над важнейшими объектами,
охраной государственной границы
и воздушного пространства. Большое
внимание было уделено контролю
над экологической ситуацией,
особенно в бассейне Каспийского
моря. Учитывая особое значение
для страны экспорта энергоресурсов,
было дано задание принять
меры по формированию механизмов
защиты экономики в случае
серьезных колебаний цен на
мировых сырьевых рынках. Указывалось
на необходимость предусмотреть
все превентивные меры, чтобы
не допустить ухудшения ситуации
в стране.
Руководство Казахстана
подтвердило верность своей позиции
и выразило стремление к сотрудничеству
с антитеррористической коалицией
по вопросам безопасности, борьбы
с терроризмом и готовность
принять участие в восстановлении
Ирака.
Проблема ядерной безопасности.
Одной из первых
проблем, с которой столкнулся
Казахстан в качестве суверенного
государства, стала проблема ядерного
оружия, находившегося на территории
республики.
После распада СССР
Казахстан приобрел статус ядерной
державы, наряду с Россией,
Украиной и Белоруссией. На
территории Казахстана продолжали
нести боевое дежурство 108 ракет
с 10 боеголовками каждая (всего
1400 боеголовок). Кроме них на территории
Казахстана было размещено 40 стратегических
бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240
крылатыми ядерными ракетами. Здесь
же были созданы уникальные
объекты для испытания ядерных
устройств и запуска ракетно-космической
техники (Байконур, Семипалатинск,
Сары -Өзек). Наличие ядерного оружия,
по оценкам аналитиков, имело
для Казахстана, как плюсы, так
и минусы.
К положительным факторам
можно отнести следующие моменты.
Ядерное оружие – показатель
приобщенности страны к научно-техническим
достижениям современной цивилизации;
обладание им повышает международный
престиж, могло бы стать «козырной картой»
в политических переговорах с Западом.
Кроме того, благодаря ядерному оружию
Казахтан мог бы претендовать на роль
ведущей силы и выступать гарантом стабильности
не только в Центральной Азии, но и в Южной
Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.
Кроме того, Казахстан
непосредственно граничит с такой
мощной ядерной державой, как
Китай.
Но наличие ядерного
оружия создавало и определенные
проблемы, делая статус ядерной
державы Казахстана весьма призрачным.
Республика не располагала всеми
компонентами, составляющими завершенный
цикл производства и возможного
использования этого оружия; из-за
отсутствия собственных квалифицированных
военных и научно-технических
специалистов была не в состоянии
полностью его контролировать. Финансирование,
связанное с ракетно - ядерным комплексом,
было не под силу экономике Казахстана.
Существовал и ряд
внешнеполитических причин, препятствующих
превращению Казахстана в полноценную
ядерную державу. Это, во-первых,
активное противодействие России,
которая считала себя единственной
правопреемницей СССР в вопросе
ядерного статуса. И, во- вторых,
не менее активное противодействие
Запада, в первую очередь США,
обеспокоенных оружия во многие
руки.
Реакция внешнего мира,
в первую очередь США, на
ядерные планы Казахстана была
негативной. На руководство республики
стали оказывать давление в
отношении вывода ядерного оружия.
В ходе визитов в Казахстан
госсекретаря США Д.Байкера в марте
1991 года, министра иностранных дел Великобритании
Д. Хэрда, Франции – Р. Дюма, заместителя
госсекретаря США Р. Бартоломью в начале
1992 года эти страны ясно дали понять, что
расширения круга ядерных держав было
бы нежелательно и что Казахстану следовало
бы оказаться от ядерного оружия.
Давление Запада сыграло
свою роль. Во время официального
визита Н, Назарбаева в США
в мае 1992 года Казахстан присоединился
к Договору о нераспространение
ядерного оружия (ДНЯО) в качестве
безъядерной державы в обмен
на гарантии США обеспечить
безопасность Казахстану и обязался
демонстрировать и вывести в
Россию ракетно-ядерное стратегическое
оружие с возмещением республике
стоимости урана в ядерных
боеголовках. На эти цели американцами
Казахстану было выделено 84 млн.
долларов США.
В декабре 1994 года,
во время Будапештского совещания
СБСЕ, был подписан Меморандум
о гарантиях безопасности Казахстану
со стороны депозитариев Договора
о нераспространении ядерного
оружия – России, США и Великобритании,
в котором содержались обязательства
о неприменении силы против
территориальной целостности и
политической независимости Казахстана,
об отказе от экономического
принуждения. Позже свои гарантии
прислали КНР и Франция.
В мае 1995 года последние
ядерные боеголовки были вывезены
с территории Казахстана. Казахстан
де–факто стал безъядерным государством.
29 августа 1991 года Президент
Казахстана подписал Указ о
закрытии Семипалатинского ядерного
полигона.
Кроме того, была решена
очень больная для Казахстана
проблема, он стал безъядерной
зоной. Об этом подробно писал
в своей книге «Эпицентр мира»
Н. Назарбаев. В частности, он
приводит такие факты. По состоянию
на 1991 год на территории Казахстана
находился огромный арсенал оружия
массового поражения, который
включал в себя 1216 ядерных боеголовок
для межконтинентальных баллистических
ракет и ядерных зарядов для
тяжелых бомбардировщиков. В самом
центре Казахстана в Акмолинской
области дислоцировалась 38-я дивизия Ракетных
войск стратегического назначения (РВСН),
в нее входило около 60 шахтных пусковых
установок; 57-я ракетная дивизия была расположена
в Восточном Казахстане, она располагала
также 60 шахтными пусковыми установками.
В Кызылординской области находился комплекс
пусковых установок, состоявший из 14 шахт,
еще 12 шахтных пусковых установок для
баллистических ядерных ракет дислоцировались
в урочище Балапан в районе Семипалатинского
ядерного полигона. В общей сложности
в Казахстане было сосредоточено 148 шахтных
установок для запуска межконтинентальных
баллистических ракет наземного базирования.
В этих пусковых шахтах размещалось 104
межконтинентальных баллистических ракеты.
Каждая из них была снабжена боеголовкой
с разделяющимися головными частями индивидуального
наведения, число их доходило до 10. Нагрузка
этой ракеты 7,6 тонн, радиус поражения
– около 12 тыс. км. В добавок ко всему в
районе Семипалатинска базировалась 79-я
авиационная дивизия в составе 40 тяжелых
стратегических бомбардировщиков, которые
были вооружены крылатыми ядерными ракетами
ракетами большой дальности. Кроме того,
Казахстан обеспечивал 85% ядерного топлива
для атомных установок и объектов СССР.