Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Разрешение конфликтов, обеспечение безопасности разных стран, в том числе и членов СНГ, является ключевой проблемой международных отношений. Появление все новых и новых видов вооружения, распространение оружия массового уничтожения, терроризм и преступность ставят под угрозу безопасное существование людей во всем мире. Современные исследователи выделяют «жесткие» и «мягкие» аспекты проблемы безопасности. Как указывает Е.С. Мелкумян, «к первым относятся те, которые могут быть достигнуты военным путем или другими методами силового давления. Список вторых постоянно расширяется: это проблемы экономики, окружающей среды, развития интеллектуальных возможностей личности и т.д.»1.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации 6
1.1 Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации 6
1.2 Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией 14
Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России 23
Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Роль РФ в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ.docx

— 91.35 Кб (Скачать файл)

 

Роль Российской Федерации  в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ

Курсовая работа

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации 6

1.1 Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации 6

1.2  Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией 14

Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России 23

Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана 27

Заключение 31

Список использованной литературы 33

 

 

Введение

 

После распада СССР было создано некоторыми входящими в  него государствами Содружество  Независимых Государств (СНГ), которое  основано на принципах суверенного  равенства его участников. В настоящее время в СНГ входят такие государства как Российская Федерация, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан. Отметим, что Туркмения и Украина, ранее подписавшие соглашение о вступлении в СГ, его не ратифицировали, а Грузия в 2009 г. покинула Содружество.

Разрешение конфликтов, обеспечение безопасности разных стран, в том числе и членов СНГ, является ключевой проблемой международных отношений. Появление все новых и новых видов вооружения, распространение оружия массового уничтожения, терроризм и преступность ставят под угрозу безопасное существование людей во всем мире. Современные исследователи выделяют «жесткие» и «мягкие» аспекты проблемы безопасности. Как указывает Е.С. Мелкумян, «к первым относятся те, которые могут быть достигнуты военным путем или другими методами силового давления. Список вторых постоянно расширяется: это проблемы экономики, окружающей среды, развития интеллектуальных возможностей личности и т.д.»1.

Проблема безопасности страны является главной составляющей стабильности государства. Немалую угрозу для безопасности России представляют конфликты на территории СНГ. Это осложняется тем, что в результате распада СССР появилась проблема бесконтрольного распространения ядерного оружия, поскольку ядерные материалы и физики-ядерщики оказались разбросанными по всей территории постсоветского пространства, и их очень трудно контролировать. Также, как справедливо указывает тот же автор, «увеличилась опасность того, что ядерное оружие и другие виды оружия массового поражения могут оказаться в руках политических или преступных группировок, способных прибегнуть к его использованию для достижения собственных, грозящих глобальными катастрофами целей»2.

Все это делает тему курсовой работы «Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ» актуальной.

В качестве источника в  курсовой работе использовано заявление  генерала А.И. Лебедя, который был командующим 14-й общевойсковой гвардейской российской армией, прекратившей конфликт в Приднестровье3.

Эта тема хорошо освещена в  литературе, посвященной конфликтам на территории СНГ.

Конфликту между Грузией  и Южной Осетией посвящена  статьях О. Алленовой,4 А.И. Владимирова,5 В. Гусейнова и С. Демиденко6.

Конфликт в Нагорном Карабахе рассматривается в статьях С.М. Иванова7, С. Корнелла8.

Об охране таджикско-афганской  границе российскими войсками говорится  в статье Р. Саакова9.

Цель работы – показать, какую роль играет Российская Федерация  в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ.

 

Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации

    1. Межгосударственный  конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации

Нагорно-Карабахская Республика (сокращенно НКР) возникла в результате движения за самоопределение проживающих  в ней армян. Как указывает  С. Новиков, «НКР возникла в 1991 г. из Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), Шаумянского района и Геташенского подрайона Ханларского района Азербайджанской ССР»10.

В Нагорно-Карабахский конфликт оказались вовлечены два независимых государства – Азербайджан и Армения.

Корни этого этно-территориального конфликта уходят на несколько столетий назад. Вопрос о происхождении населения  Нагорного Карабаха является предметом  давних споров армян и азербайджанцев. Так, «по данным азербайджанских источников, Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством»11. По данным армянских источников, «Арцах входил в состав Армянского Царства уже в 6 веке до н.э., когда династия Ервандуни (Ервандидов) утвердила свою власть над Армянским Нагорьем после распада государства Урарту»12.

Эти земли были захвачены  Российской империей в период 1801 и 1828 гг. В конце XIX в. в связи с ростом добычи нефти в Баку произошла концентрации здесь армянского населения, которое заняло ведущие позиции в нефтепромышленности и вообще в предпринимательстве. Между ними и азербайджанцами не раз возникали трения, которые в период революции 1905 г. даже переросли в открытые столкновения. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. на этих территориях в течение недолгого времени существовала Закавказская Федерация. Как указывает С. Корнелл, «ведущие политические группировки (грузинские меньшевики, азербайджанская партия мусаватистов и армянские дашнаки) договорились образовать в Закавказье, которое стало сначала фактически независимым от России, а 22 апреля 1918 года и формально провозгласило свою независимость, федеративное государство»13. Однако отношения между тремя народами оказались сложными, и вскоре Закавказская Федерация прекратила существование. Как указывает тот же автор, «армяне были заинтересованы в установлении российского или британского протектората, грузины тяготели к Германии, азербайджанцы – к Турции»14. Массовые взрывы насилия в форме межнациональной резни продолжались здесь во время гражданской войны в России в 1918 г.

Затем в Закавказье возникли три  республики – Армения, Азербайджан  и Грузия. Сначала (в декабре 1920 г.) предполагалось, что Нагорный Карабах  перейдет под контроль Армении. Однако вскоре все изменилось. «В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии»15. Была образована Нагорно-Карабахская Автономная области (НКАО).

Напряжённые отношения между армянами и азербайджанцами, проживающими на территории Нагорного Карабаха, сохранялась в течение всего советского периода. Как указывает И.И. Санжаревский, «свыше 70% Карабаха составляли армяне. В годы советской власти, особенно в годы застоя, по мнению армянской стороны, ее права нередко попирались. Развитие автономии было затруднено, не было трансляции телепередач из Армении, армянских школ было мало, финансирование Нагорного Карабаха осуществлялось по остаточному принципу»16. Периодически этот конфликт выходил наружу. В годы Советской власти армяне предпринимали неоднократные попытки убедить Советское правительство передать НКАО Армянской ССР, но эти усилия правительством СССР поддержаны не были.

В период перестройки в  октябре 1987 г. армяне Нагорного Карабаха, и самой Армении на многотысячных митингах с националистической окраской потребовали воссоединить НКАО с Арменией. Азербайджанцы, проживавшие в Армении, вынуждены были бежать. В феврале 1988 г. из-за погромов армян в азербайджанском городе Сумгаите в Нагорный Карабах перебрались тысячи армянских беженцев. 20 февраля 1988 г. областной Совет НКАО обратился в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Азербайджанской ССР с требованием передать НКАО Армении.

В июне 1988 г. Верховный Совет Армении согласился на то, чтобы Нагорный Карабах вошел в состав Армянской ССР. Однако Верховный совет Азербайджана принял противоположенное решение о сохранении НКАО в составе Азербайджанской ССР с последующей ликвидацией автономии. 12 июля 1988 г. областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана.

Однако последнее решение не было поддержано 18 июля 1988 г. Президиумом Верховного Совета СССР.

2 сентября 1991 г. в Степанакерте прошла совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, на которой были принята Декларация о провозглашении независимой Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР. «10 декабря 1991 г., за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения   99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана»17.

Власти Азербайджана признали это незаконным и приняли решение об упразднении автономии Карабаха. Все это привело к том, что в сентябре между армянами и азербайджанцами начался затяжной вооруженный конфликт, приведший к большим человеческим жертвам. Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские вооруженные отряды при поддержке властями Армении и армянскими диаспорами из других стран отстаивали независимость края.

В начале 1992 г. произошел распад Советского Союза, войска которого были последним фактором, относительно сдерживающим конфликт в Нагорном Карабахе. С уходом советских войск здесь началась активные военные действия. «После передачи Россией конфликтующим сторонам достаточно большого количества БТ и вооружений очаговые стыки между армянами и азербайджанцами в НК и на границе двух республик вылились в крупномасштабную войну с массовым применением авиации, тяжелой артиллерии и бронетехники»18.

«В начале февраля азербайджанские  населённые пункты Малибейли, Карадаглы и Агдабан были захвачены армянами, а их население изгнано, что привело к гибели по меньшей мере 99 гражданских лиц, а 140 человек получили ранения. 27 февраля, после двух дней артиллерийской подготовки, армянские войска, поддержанные, согласно сообщениям многих посторонних наблюдателей, 366-м мотопехотным полком СНГ (бывшим полком Советской Армии), заняли небольшой, но стратегически важный пункт – город Ходжалы, расположенный между Агдамом и Степанакертом»19. Захват этих населенных пунктов сопровождался жестокостями. Большая часть гражданского населения в Ходжалы, где до нападения проживало 7 тысяч человек, была изувечена и убита, Оставшиеся люди, чтобы спасти свою жизнь, бежали в горы. Это было направлено на запугивание азербайджанцев, проживавших в соседних селениях и на то, чтобы заставить их уехать.

В последующих боевых действиях  карабахских армян иногда поддерживали части регулярной армии Армении. В мае 1992 г. вооруженные формирования Нагорного Карабаха захватили Шушу, а позднее – Лачин. Так был создан коридор, который соединял Армению с Карабахом, до этого разделенных азербайджанскими вооружёнными силами.

Однако летом 1992 г. азербайджанцы  предприняли успешное контрнаступление, во время которого повторно взяли Агдере (Мардакерта) и заняли Геранбойский (Шаумяновский) район к северу от Карабаха. Но этот успех был кратковременным.

В феврале 1993 г. армянские и нагорно-карабахские вооруженные формирования провели широкомасштабное наступление, в результате чего взяли большую часть Агдеринского (Мардакертского) района и часть Кельбаджарского района на западе от Нагорного Карабаха. В это же время шли сражения в Физулинском и Агдамском районах. Азербайджан вновь потерял Агдере (Мардакерта), что было связано с проблемами во внутриполитической ситуации республики.

«В июне наступление, которое снова вернуло район под контроль Азербайджана, осуществлялось силами нескольких нерегулярных частей, подчинявшихся (в большей или меньшей степени) лишь своим командирам. Сюда входили формирования Сурета Гусейнова, Искендера Гамидова, лидера бозкуртовцев (пантюркистских националистов), а также Якуба Мамедова, возглавлявшего отряд “соколов-защитников”. Гусейнов сыграл значительную роль в летнем наступлении и был назначен полковником»20.

Гусейнов перестал подчиняться верховному командованию Азербайджана, поэтому в феврале 1993 г. его отправили в отставку. Он оставил фронт и увел свои войска домой в Гянджу, превратив их фактически в свою личную армию. После этого хаос в азербайджанских военных частях резко усугубился, в них сильно упал моральный дух, широко распространилось дезертирство.

В марте и апреле 1993 года армяне Нагорного Карабаха предприняли новое наступление, которое поддержали вооружённые силы Армении. «В первые дни апреля Кельбаджар, населённый в основном азербайджанцами и курдским меньшинством, прекратил свое сопротивление. Неделями позже Физули – ещё одна территория с азербайджанским населением на юго-востоке от Карабаха – в течение нескольких дней был взят и “очищен” от жителей»21. После этого армяне 16 апреля 1993 года объявили о прекращении огня. Количество азербайджанцев, который оказались насильственно изгнаны из своих домов, приблизилось к миллиону.

Россия, Совет Безопасности ООН попытались урегулировать карабахскую проблему, однако их усилия были фактически игнорированы как армянами Нагорного Карабаха, так и властями Армении.

Армяне Нагорного Карабаха воспользовались событиями в  Баку. Для Азербайджана этот период был очень сложным во внутриполитической сфере, поскольку там происходила смена власти, в чем принимал активное участие С. Гусейнов, пытавшийся совершить переворот. Однако победил Г. Алиев, лидер Азербайджана советского периода.

К концу 1993 г. Г. Алиев, восстановивший некоторый порядок в азербайджанской армии, дал приказ к контрнаступлению. Азербайджанским войскам удалось вернуть некоторые территории, в частности, на севере Кельбаджарского района. Однако к февралю 1994 года они были остановлены армянскими вооруженными силами.

26 февраля 1994 г. вступило в силу принятое при посредничестве России соглашение о прекращении огня. Однако это было недолго. Как указывает С. Корнелл, «в апреле основное сражение развернулось на территории Агдеринского (Мардакертского) и Агдамского районов. […] Новое армянское наступление провалилось, но в итоге появилось еще 50 000 азербайджанских беженцев»22.

Информация о работе Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ