Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа
Разрешение конфликтов, обеспечение безопасности разных стран, в том числе и членов СНГ, является ключевой проблемой международных отношений. Появление все новых и новых видов вооружения, распространение оружия массового уничтожения, терроризм и преступность ставят под угрозу безопасное существование людей во всем мире. Современные исследователи выделяют «жесткие» и «мягкие» аспекты проблемы безопасности. Как указывает Е.С. Мелкумян, «к первым относятся те, которые могут быть достигнуты военным путем или другими методами силового давления. Список вторых постоянно расширяется: это проблемы экономики, окружающей среды, развития интеллектуальных возможностей личности и т.д.»1.
Введение 3
Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации 6
1.1 Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации 6
1.2 Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией 14
Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России 23
Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
11 августа российские войска, перейдя границы Абхазии и Южной Осетии, вторглись на территорию Грузии и без боя заняли западногрузинский город Зугдиди. Грузинские войска оставили город Гори (основная военная база грузинский войск) и село Хурча. Был сбит грузинский самолет Су-25, который атаковал 58 армию. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.
12 августа президент Д. Медведев заявил о том, что безопасность миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Посредником в установлении мира выступила Франция, президент которой Н. Саркази прилетел в Москву. «Принципы урегулирования конфликта таковы: 1) Не прибегать к использованию силы 2) Окончательно прекратить все военные действия 3) Свободный доступ к гуманитарной помощи 4) Вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации 5) Вооруженные силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий 6) Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности»41. После этого президент Н. Саркози посетил встретился в Тбилиси с президентом Грузии М. Саакашвили.
13 августа колонна российской военной техники вышла из грузинского города Гори и направилась в сторону Тбилиси. Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе М. Саакашвили убрали пункт об обсуждении статуса Южной Осетии и Абхазии. 14 августа на служащих ООН в Гори напали неизвестные. Российские войска передали контроль над Гори грузинским полицейским, вместе с которыми в Гори въехало несколько групп журналистов. У некоторых из них забрали автомобили (журналисты обвинили в этом осетинских ополченцев). В окрестностях Гори был обнаружен грузинский спецназ. Ситуация в городе и его окрестностях вновь обострилась. Продолжались обстрелы и грабежи. 15 августа грузинская полиция, которой российские части накануне передали контроль над Гори, по распоряжению российского командования была снова оттуда выведена. 16 августа военные действия завершились подписанием президентом России Д. А. Медведевым, президентом Грузии М. Саакашвили, а также руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия плана мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Это обозначило завершение военных действий.
Как указывает M. Dzhindzhikhashvili, боевые действия, которые разрушили столицу Цхинвали, угрожали поджечь широкомасштабную войну между Грузией и Россией, а также создать напряженность между Москвой и Вашингтоном. Грузия заявила, что была вынуждена начать штурм из-за нападения повстанцев; сепаратистов […]. Президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил Россию в агрессии против его страны. Россия заявила, что необходимо действовать, чтобы защитить своих миротворцев и мирных жителей Южной Осетии, где большинство жителей имели российские паспорта42.
В итоге этих событий Республика Южная Осетия стала частично признанным государством – ее признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Тувалу. Но окончательного разрешения этот конфликт не получил до сих пор.
Таким образом, военные действия в конфликте между Южной Осетией и Грузией начала Грузия. Ее вторжение было остановлено вводом российских войск. В результате конфликта Южная Осетия стала частично признанным государством.
Приднестровский конфликт – это конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой, который начался еще в 1989 году после обретения Молдавией независимости.
Основной причиной конфликта были националистические настроения руководства Молдавии и части интеллигенции страны. Еще осенью 1988 года в Молдавии прошли демонстрации под лозунгами: «Молдавия — для молдаван», «Чемодан — вокзал — Россия», «Русских — за Днестр, евреев — в Днестр». В 1988—1989 годах в Молдавии появляются националистические организации, которые выступали под антирусскими лозунгами. В конце 1988 года был создан Народный фронт Молдовы.
После обретения Молдавией независимости был провозглашен тезис об идентичности молдавского и румынского языков, содержащий требование перевести молдавский язык на латинскую графику, а также призывали к объединению Молдавии и Румынии. В 1989 году был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», согласно которому, родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка, кроме государственного, предусматривалась административная и, в ряде случаев, уголовная ответственность. 30 марта 1989 года был опубликован законопроект «О государственном языке», в котором единственным государственным языком провозглашался молдавский.
Отметим, что в состав населения Приднестровской Республики входят молдаване, русские и украинцы. Как вспоминал генерал А.И. Лебедь, «39 процентов населения Приднестровья — молдаване, 26 — украинцы, 24 — русские. Эти люди всегда жили между собой в мире. Здесь они родились, выросли, здесь могилы их предков»43. Поэтому здесь эти законопроекты были восприняты как дискриминационные. В результате возникло общественное движение, выступавшее за введение в Молдавии двух государственных языков — молдавского и русского. В противовес Народному фронту Молдовы в Приднестровье появилось «Интердвижение», которое позднее стало называться «Унитате-Единство».
После принятия закона о государственной языке 3–4 ноября 1989 года было выдвинуто предложение о создании автономии в Приднестровье, где в декабре – январе был проведен референдум по вопросу о создании Приднестровской Автономной Республики. Более 90 % принявших участие в референдуме людей высказались за создание автономии.
Ситуация обострилась после
избрания в 1990 году нового состава Верховного
Совета Молдавии, в котором представители
Приднестровья оказались в
В июле этого года Народный фронт потребовал переименования Молдавии в Румынскую Республику Молдова, что вызвало негативную реакцию жителей Приднестровья и Гагаузии. В связи с этим в 1990 году была провозглашена независимость Гагаузии, а также была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР, что вызвало негативное отношение как со стороны правительства Молдавии, так и националистических организаций.
Этот конфликт вылился в вооруженное противостояние между вооруженными силами Молдавии и гвардией и ополченцами Приднестровской республики. «С конца 1991 до середины 1992 проправительственные вооруженные формирования безуспешно пытались взять под контроль территорию выступавшего за автономию Приднестровья, что переросло почти в гражданскую войну»44. Наиболее активно военные действия происходили с 1 марта по 21 июля. Отметим, что 7 июля было принято решение о прекращении огня, однако столкновения еще продолжались.
Эти вооруженные действия были прекращены благодаря вмешательству России. Российские войска под командованием генерала А.И. Лебедя для защиты мирных граждан вмешались и прекратили кровопролитие в регионе.
Приднестровский конфликт и привел к многочисленным жертвам в 1992 году. Как указывал А.И. Лебедь, «только с приднестровской стороны, количество убитых достигает 650 человек, раненых — до четырех тысяч. Подавляющее большинство убитых и раненых — до двух третей — это мирное население. Это женщины, старики, дети. Это не военнослужащие, не военнообязанные, это люди, не состоящие в военизированных формированиях»45. «Большая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена проправительственными войсками, тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны. Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта»46.
До сих пор безопасность в Приднестровской области обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики. Также здесь присутствуют военные наблюдатели от Украины.
Путем переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ до сих пор достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д. Козак в 2003 г. разработал проект соглашения между противоборствующими сторонами, согласно которому Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а Приднестровье и Гагаузия получали особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Однако достичь этого соглашения не удалось. Отношения между сторонами конфликта до сих пор остаются напряжёнными. Как указывает корреспондент газеты «Turkish weekly», против усилий России, чтобы стороны подписали «Меморандум Козака» снова против решительно выступает Запад47.
Таким образом, конфликт в Приднестровье был спровоцирован непродуманной национальной политикой руководства Молдавии. Он был прекращен благодаря вмешательству России.
В 1992–2005 годах группа российских пограничных войск осуществляла в Таджикистане охрану южных границ.
С 1986 года охрана границы СССР в Таджикистане находилась под контролем Оперативной группы Краснознаменного Средне-Азиатского Пограничного Округа КСАПО) КГБ, возглавлявшей Пянджский, Московский, Хорогский и Ишкашимский пограничный отряды. Также здесь нес службу Мургабский пограничный отряд, входивший в состав Краснознаменного Восточного пограничного округа.
После распада Советского Союза в 1991 г. единая советская пограничная служба распалась, и оказалась ослабленной охрана государственных границ новых суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве. Внутренние границы между ними фактически стали прозрачными.
Фактически Оперативная группа Средне-Азиатского Пограничного Округа в 1991–1992 гг. продолжала нести службу на границе с Афганистаном «на одном энтузиазме». Таджикистан раздирали внутренние противоречия, перераставшие порой в вооруженные столкновения. Обеспечить надежную охрану своих южных границ, которые также являлись и южными границами СНГ, он не был в состоянии. С началом в 1992 году гражданской войны в этой стране, служба пограничников сильно осложнилась, поскольку им пришлось бороться и с незаконными вооруженными формированиями националистического толка. В подразделениях пограничников недостаток личного состава доходил до 60%.
Летом 1992 года офицерские собрания пограничников приняли обращение к президенту России Б. Н. Ельцину с просьбой принять пограничные отряды таджикско-афганской границы под юрисдикцию Российской Федерации, а в августе пограничные войска получили российский статус. 19 октября 1992 года на базе этих войск была создана Краснознаменная Пограничная группа Российской Федерации в Республике Таджикистан.
В начале 1993 года обстановка на таджикско-афганской границе резко обострилась. В марте в части границы у афганской провинции Саманган не шли постоянные столкновения с вооруженными афганскими боевиками, которые в количестве примерно 1000 человек базировались на территории Афганистана. Так, ночью 8 марта 1993 г. 50 боевиков напали на 9-ю заставу Московского пограничного отряда. Пограничники уничтожили 11 бандитов на переправе и разогнали остальных. 16 марта в ходе вооруженного столкновения боевики потеряли убитыми 17 человек. Но прорваться им через границу не удалось.
Наибольшую активность боевые действия стали носить в апреле 1993 г., когда боевики, среди которых было 120 афганских моджахедов, пытались переправиться через реку Пяндж у кишлака Гузун. Огонь танков, гранатометов, БМП, которые вели пограничники, вынудили боевиков, бросивших убитых и раненых, отступить. Остатки банды попытались прорваться через перевал Дарваз, что не позволила сделать им 16-я погранзастава. В ходе боя боевики потеряли более 20 человек.
25 мая 1993 г. Таджикистан и Россия подписали «Договор о дружбе и взаимопомощи» и «Договор о сотрудничестве в военной области», а также еще шесть соглашений. Одним из последних стало соглашение о правовом статусе погранвойск России на территории Таджикистана, в соответствии с которым Таджикистан давал полномочия пограничным войскам России охранять свои границы с Афганистаном и Китаем.
Обстановка на таджикско-афганской границе продолжала оставаться сложной. 29 мая 1993 года после обстрела из минометов и гранатометов боевики атаковали 11-ю заставу Московского отряда. Погибло несколько российских пограничников. Внезапная атака с воздуха пришедших на помощь заставе двух российских вертолетов вынудила боевиков отступить.
13 июля 1993 года на 12 пограничной заставе Московского пограничного отряда произошло столкновение пограничников с боевиками, в результате которого погибло 25 российских пограничников. Вечером этого дня застава была освобождена от бандитов.
7 августа в 1993 года Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан выступили с совместным Заявлением о мерах по нормализации обстановки на таджико-афганской границе. 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде эти страны и присоединившийся к ним Туркменистан подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ. Охранять таджико-афганскую границу стали дополнительные воинские части Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Увеличилась численность Пограничной группы России до 12 тысяч человек.
В 1994-1997 гг. не прекращались вооруженные провокации боевиков с территории Афганистана. Российские пограничники перешли от охраны границы к её обороне, используя засады и данные разведки, а также контролировали потоки беженцев из зон боев с таджикской и афганской территории, сдерживали также контрабанду наркотиков. «В период с 1992 года по 2005 год российскими пограничниками в Таджикистане было задержано и уничтожено свыше 30 тонн наркотических средств, из которых доля героина превышает 11 тонн»48.
Информация о работе Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ