Роль традиций во внешней политике современного Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Процесс возвышения Китая затрагивает все системы международных отношений. Поэтому в последнее время необычайную актуальность в мировом сообществе приобрел вопрос о внешнеполитических приоритетах КНР, его позиции на мировой арене. Китай обладает большим международным и экономическим весом, активно участвует в процессах глобализации и регионализации, обещая в ближайшем будущем превратиться во вторую державу мира по большинству показателей комплексной мощи.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность исследования определяется растущей и меняющейся ролью Китая в мире. Выработка  адекватной внешней политики Китая  в условиях глобализации становится на современном этапе важной для  всех государств. Важную роль играют разработки проблематики соотношения процессов  глобализации и регионализации в  развитии КНР в первые годы нового века, имеющие значение для определения потенциала этой страны.

Процесс возвышения Китая  затрагивает все системы международных  отношений. Поэтому в последнее  время необычайную актуальность в мировом сообществе приобрел вопрос о внешнеполитических приоритетах  КНР, его позиции на мировой арене. Китай обладает большим международным  и экономическим весом, активно  участвует в процессах глобализации и регионализации, обещая в ближайшем  будущем превратиться во вторую державу  мира по большинству показателей комплексной мощи.

Таким образом, подробное  изучение внешнеполитических позиций  китайского государства, исследование его влияния на мировые процессы, а также оценка потенциала этой страны в системе современных международных  отношений приобретает в настоящее  время большое значение.

Актуальность темы, ее практическая значимость определили цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель исследования заключается  в прогнозировании внешней политики КНР в новом веке с учетом современного состояния системы международных отношений.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:

-определение сущности глобального китайского регионализма, его места и роли в глобализирующемся мире;

-определение роли китайского регионализма во внешнеполитической стратегии Китая;

-определение и анализ основных целей и приоритетов внешней политики Китая.

Объектом исследования является современное положение глобализирующегося китайского государства в системе международных отношений.

Предмет исследования –  внешняя политика Китая в XXI веке, ее основные цели и направления развития.

Гипотеза исследования:

Глобальный китайский  регионализм оказывает огромное влияние не только на изменение внутренней структуры китайского региона, но и  на систему современных международных  отношений в целом. На рубеже XX–XXI веков руководство КНР пересматривает собственное место и роль в  мировых процессах, происходит заметная эволюция внешнеполитических принципов Китая.

Долгосрочной целью внешней  политики китайского правительства  является сохранение мирной международной  обстановки, необходимой для успешного  продвижения модернизации страны, а  также формирование многополярного мира и утверждение Китая в  качестве одного из признанных полюсов, что в полной мере позволит реализовать  весь внешнеполитический потенциал  от успеха экономических реформ внутри страны.

Осуществляя всестороннюю внешнюю  политику, Китай активно продвигает вперед межгосударственные связи с  развитыми державами, строит добрососедские отношения с сопредельными государствами  и активно сотрудничает с развивающимися странами.

Структура реферативной работы:

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Традиции внешней политики в древнем Китае на примере Сунь Цзы и его «Искусство войны».

    1. Сунь Цзы. Трактат о военной стратегии «Искусство войны».

Сунь Цзы  — китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».

Сунь Цзы говорил: война - это большое дело для государства, это вопрос жизни и смерти, путь существования и гибели.

Сунь Цзы определил войну с одной стороны,(как уже было сказано),как великое дело для государства, а с другой-как путь обмана, и определил ее в 5 принципах:

«пути» (единодушия народа и  верхов),

«неба» (соответствия времени),

«земли» (соответствия месту),

«полководца» (правильного  руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью  — жэнь),

«закона» (организованности и дисциплинированности).

Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. «Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация».1

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов  обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег  на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы говорит, что надо уметь управлять войсками.

     Поэтому, правила ведения войны таковы: «если противник находится на высотах, не иди прямо на него; если за ним возвышенность, не нападай на него с фронта; если он притворно убегает, не преследуй его; если он полон сил, не нападай на него; если он подает тебе приманку, не иди на нее; если войско противника возвращается домой, не останавливай его; если окружаешь войска противника, оставь открытой одну сторону; если он находится в безвыходном положении, не нажимай на него. Это и есть правила ведения войны».2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Идея традиции добрососедства от древности до наших дней.

1.1. Идея традиции добрососедства в истории Китая.

Идея добрососедства возникла в Китае еще 2300 лет назад, до эпохи  «Борющихся царств» (475-221гг. до н.э.). В  этот период проходила оживленная дискуссия  многочисленных философских школ и  учений. Дискуссия закончилась победой  конфуцианства, которое с этого  времени стало занимать лидирующие позиции в идеологии и культуре. Во всей последующей истории Китая признают конфуцианство.

Конфуцианский принцип доброты  и великодушия в морали и политике требовал от китайских императоров  проводить активную политику добрососедства и сотрудничества с другими странами, устанавливать с соседними и  дальними странами отношения обоюдного  доверия и  взаимопомощи с тем, чтобы в конечном счете способствовать  достижению общей цели развития и процветания.

Под влиянием конфуцианской  идеи добрососедства разные поколения  китайских императоров придавали  важное значение установлению и развитию дружеских отношений с соседними странами, в частности, создавали брачные союзы между родственницами императора  и главами соседских стран.

Китай был великой державой, но не использовал свое могущество ради завоевания новых территорий или  оккупации других стран, как позже  это сделали многие европейские  страны. Сравнивая с политикой  европейских колониальных завоеваний в эпоху Великих открытий, становится ясно, что идея и политика добрососедства не являлись лживой пропагандистской проповедью, а представляли собой  реальную основу государственного курса  внешней политики Древнего Китая.

1.2. Новаторство идеи добрососедства в новом Китае

После создания КНР первое поколение руководства страны во главе с председателем Мао Цзэдуном, восприняли положительные элементы европейской дипломатии. Характерные черты идеи и воплощающей ее политики новой республики могут быть резюмированы в следующих положениях:

1.Равенство суверенитетов.

2. Невмешательство в дела  других стран.

3. Мирное разрешение пограничных  споров.

4. Ведение политики с  активной обороной. Для того, чтобы границы с другими странами были мирными и спокойными, Китай активно участвовал в урегулировании пограничных споров. Однако, не все соседние страны понимали его желание и политику добрососедства. С 1950 по 1980 годы, Китай четыре раза был втянут в пограничные конфликты на Корейском полуострове с США(1950-1953гг.), Индией (1962г.), Советским Союзом(1969г) и Вьетнамом(1979). Причины возникновения этих конфликтов сложны, но остается фактом то, что в ходе этих конфликтов Китай не захватил ни пяди чужой земли. У него просто не было таких намерений.

5. Оказание неизменной  помощи и поддержки соседним  странам, пострадавшим от внешней  агрессии или оккупации. В 50-е  гг. ХХв. Китай, не смотря на огромные трудности, которые он испытывал в этот период, направил значительную часть своих вооруженных сил и военных советников в Северную Корею и Вьетнам для оказания им помощи в войне против американских агрессоров

6. Сотрудничество на основе  общих интересов и взаимной  выгоды.

Идея и политика добрососедства нового Китая проявились в «пяти  принципах мирного сосуществования», впервые предложенных премьером  Чжоу Эньлаем во время приема делегации  Индии 31 декабря 1953г. Конкретное содержание этих пяти принципов  таково: «взаимное  уважение территориального суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство  во внутренние дела друг друга, равноправное сотрудничество и мирное сосуществование».

На основе вышеуказанных  «пяти принципов», Китай участвует  в построении новой международной  политической и экономической системы, развивает добрососедские отношения  со странами ближнего и дальнего зарубежья, не создает союзов, направленных против третьих государств, и борется  против гегемонизма и силовой  политики любого типа. Дэн Сяопин подчеркивает, что отказ от гегемонизма-это  один из принципов китайской внешней  политики.

1.3. Внешнеполитическая стратегия построения «гармоничного мира».

В середине октября 2007года в  Пекине состоялся XVII съезд компартии Китая, который подвел итоги первых пяти лет правления нынешнего руководства во главе с Ху Цзиньтао. В отчетный доклад ЦК КПК вошли новые лозунги, в т.ч. призывы к созданию «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами. Ху Цзиньтао заявил, что китайская цивилизация всегда придавала большое значение социальной гармонии, единству и взаимной помощи и что Китай приступает к строительству гармоничного общества, что китайская цивилизация всегда уделяла внимание хорошим отношениям с соседями. В наши дни, Китай выступает за мир, развитие и сотрудничество.

 

1.4. Основные черты политики добрососедства на современном этапе.

Новое китайское руководство  продолжает  развивать идею добрососедства, которой придерживалась КНР в  периоды Мао Цзэдуна и Дэн  Сяопина. Особенности новейшей идеи и политики добрососедства нынешнего  Китая резюмируются в следующих  положениях:

  1. Решительно отказавшись от традиций холодной войны, установить новое понятие безопасности и выстроить комплексную систему безопасности в регионе.
  2. Признание и уважение многообразности цивилизации, развитие нового этапа отношений добрососедства и взаимного сотрудничества стали базовыми принципами внешней политики сегодняшнего Китая
  3. Разработка эффективного механизма сотрудничества и защиты своей национальной безопасности и безопасности соседних стран.
  4. Сочетая политику добрососедства с политикой укрепления благосостояния, Китай принимает активное участие в экономическом сотрудничестве, повышая комплексную эффективность отношений добрососедства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

    1. Идея датун.

Проблемы войны и мира стояли перед китайской нацией так  же остро, как перед любой другой. Китайская история была заполнена  войнами — как с иноземными пришельцами, так и междоусобными, как оборонительными, так и захватническими. Правда, китайская политическая философия (хотя бы и сам Конфуций) неизменно  отдавала приоритет политическому  разрешению конфликта перед военными действиями. Соглашения в противовес насилию были лейтмотивом политических учений, что, впрочем, не мешало Китаю  вести обширные завоевательные войны.

Вместе с тем, идея универсального Великого Единения без войн и насилия на протяжении всей истории китайского общества присутствовала в менталитете. Формы, которые она принимала, были многообразны. Но, пожалуй, наиболее полно она нашла свое выражение в концепции Датун (буквально — Великого Единения), концепции многоликой и толковавшейся различными мыслителями по-разному, но все же неизменно содержащей зерно универсализма. По мере того как китайские книжники стали постигать, что Поднебесная простирается гораздо дальше, чем предполагалось раньше, и содержит государства, равные Китаю, а то и превосходящие его, универсализм стал распространяться на все человечество.

Впервые, концепция Датун появилась в главе «Ли юнь» канонической конфуцианской книги «Ли цзи»: «Когда шли по великому пути, Поднебесная принадлежала всем, (для управления) избирали мудрых и способных, учились верности, совершенствовались в дружелюбии. Поэтому для человека родными были не только его родственники, а детьми — не только его дети. Старцы имели призрение, зрелые люди — применение, юные — воспитание. Все бобыли, вдовы, сироты, одинокие, убогие и больные были под присмотром. Своя доля была у мужчин, свое прибежище — у женщин. Считалось невозможным оставлять добро на земле, но и не должно было копить его у себя; нельзя было не дать силам выхода, но и не полагалось (работать) только для себя. По этой причине не возникали (злые) замыслы, не чинились кражи и грабежи, мятежи и смуты, а люди, выходя из дому, не закрывали дверей. Это называлось великим единением».3

Информация о работе Роль традиций во внешней политике современного Китая