Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа
Процесс возвышения Китая затрагивает все системы международных отношений. Поэтому в последнее время необычайную актуальность в мировом сообществе приобрел вопрос о внешнеполитических приоритетах КНР, его позиции на мировой арене. Китай обладает большим международным и экономическим весом, активно участвует в процессах глобализации и регионализации, обещая в ближайшем будущем превратиться во вторую державу мира по большинству показателей комплексной мощи.
Введение
Актуальность исследования определяется растущей и меняющейся ролью Китая в мире. Выработка адекватной внешней политики Китая в условиях глобализации становится на современном этапе важной для всех государств. Важную роль играют разработки проблематики соотношения процессов глобализации и регионализации в развитии КНР в первые годы нового века, имеющие значение для определения потенциала этой страны.
Процесс возвышения Китая
затрагивает все системы
Таким образом, подробное
изучение внешнеполитических позиций
китайского государства, исследование
его влияния на мировые процессы,
а также оценка потенциала этой страны
в системе современных
Актуальность темы, ее практическая значимость определили цель, задачи, объект и предмет исследования.
Цель исследования заключается
в прогнозировании внешней
Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:
-определение сущности глобального китайского регионализма, его места и роли в глобализирующемся мире;
-определение роли китайского регионализма во внешнеполитической стратегии Китая;
-определение и анализ основных целей и приоритетов внешней политики Китая.
Объектом исследования является
современное положение
Предмет исследования – внешняя политика Китая в XXI веке, ее основные цели и направления развития.
Гипотеза исследования:
Глобальный китайский
регионализм оказывает огромное
влияние не только на изменение внутренней
структуры китайского региона, но и
на систему современных
Долгосрочной целью внешней политики китайского правительства является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения модернизации страны, а также формирование многополярного мира и утверждение Китая в качестве одного из признанных полюсов, что в полной мере позволит реализовать весь внешнеполитический потенциал от успеха экономических реформ внутри страны.
Осуществляя всестороннюю внешнюю
политику, Китай активно продвигает
вперед межгосударственные связи с
развитыми державами, строит добрососедские
отношения с сопредельными
Структура реферативной работы:
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Традиции внешней политики в древнем Китае на примере Сунь Цзы и его «Искусство войны».
Сунь Цзы — китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Сунь Цзы говорил: война - это большое дело для государства, это вопрос жизни и смерти, путь существования и гибели.
Сунь Цзы определил войну с одной стороны,(как уже было сказано),как великое дело для государства, а с другой-как путь обмана, и определил ее в 5 принципах:
«пути» (единодушия народа и верхов),
«неба» (соответствия времени),
«земли» (соответствия месту),
«полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь),
«закона» (организованности и дисциплинированности).
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. «Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация».1
Необходимо собирать информацию
о местности и действиях
Сунь Цзы говорит, что надо уметь управлять войсками.
Поэтому, правила ведения войны таковы: «если противник находится на высотах, не иди прямо на него; если за ним возвышенность, не нападай на него с фронта; если он притворно убегает, не преследуй его; если он полон сил, не нападай на него; если он подает тебе приманку, не иди на нее; если войско противника возвращается домой, не останавливай его; если окружаешь войска противника, оставь открытой одну сторону; если он находится в безвыходном положении, не нажимай на него. Это и есть правила ведения войны».2
Глава II. Идея традиции добрососедства от древности до наших дней.
1.1. Идея традиции добрососедства в истории Китая.
Идея добрососедства возникла
в Китае еще 2300 лет назад, до эпохи
«Борющихся царств» (475-221гг. до н.э.). В
этот период проходила оживленная дискуссия
многочисленных философских школ и
учений. Дискуссия закончилась победой
конфуцианства, которое с этого
времени стало занимать лидирующие
позиции в идеологии и
Конфуцианский принцип доброты и великодушия в морали и политике требовал от китайских императоров проводить активную политику добрососедства и сотрудничества с другими странами, устанавливать с соседними и дальними странами отношения обоюдного доверия и взаимопомощи с тем, чтобы в конечном счете способствовать достижению общей цели развития и процветания.
Под влиянием конфуцианской
идеи добрососедства разные поколения
китайских императоров
Китай был великой державой, но не использовал свое могущество ради завоевания новых территорий или оккупации других стран, как позже это сделали многие европейские страны. Сравнивая с политикой европейских колониальных завоеваний в эпоху Великих открытий, становится ясно, что идея и политика добрососедства не являлись лживой пропагандистской проповедью, а представляли собой реальную основу государственного курса внешней политики Древнего Китая.
1.2. Новаторство идеи добрососедства в новом Китае
После создания КНР первое поколение руководства страны во главе с председателем Мао Цзэдуном, восприняли положительные элементы европейской дипломатии. Характерные черты идеи и воплощающей ее политики новой республики могут быть резюмированы в следующих положениях:
1.Равенство суверенитетов.
2. Невмешательство в дела других стран.
3. Мирное разрешение пограничных споров.
4. Ведение политики с активной обороной. Для того, чтобы границы с другими странами были мирными и спокойными, Китай активно участвовал в урегулировании пограничных споров. Однако, не все соседние страны понимали его желание и политику добрососедства. С 1950 по 1980 годы, Китай четыре раза был втянут в пограничные конфликты на Корейском полуострове с США(1950-1953гг.), Индией (1962г.), Советским Союзом(1969г) и Вьетнамом(1979). Причины возникновения этих конфликтов сложны, но остается фактом то, что в ходе этих конфликтов Китай не захватил ни пяди чужой земли. У него просто не было таких намерений.
5. Оказание неизменной
помощи и поддержки соседним
странам, пострадавшим от
6. Сотрудничество на основе общих интересов и взаимной выгоды.
Идея и политика добрососедства
нового Китая проявились в «пяти
принципах мирного
На основе вышеуказанных «пяти принципов», Китай участвует в построении новой международной политической и экономической системы, развивает добрососедские отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, не создает союзов, направленных против третьих государств, и борется против гегемонизма и силовой политики любого типа. Дэн Сяопин подчеркивает, что отказ от гегемонизма-это один из принципов китайской внешней политики.
1.3. Внешнеполитическая стратегия построения «гармоничного мира».
В середине октября 2007года в Пекине состоялся XVII съезд компартии Китая, который подвел итоги первых пяти лет правления нынешнего руководства во главе с Ху Цзиньтао. В отчетный доклад ЦК КПК вошли новые лозунги, в т.ч. призывы к созданию «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами. Ху Цзиньтао заявил, что китайская цивилизация всегда придавала большое значение социальной гармонии, единству и взаимной помощи и что Китай приступает к строительству гармоничного общества, что китайская цивилизация всегда уделяла внимание хорошим отношениям с соседями. В наши дни, Китай выступает за мир, развитие и сотрудничество.
1.4. Основные черты политики добрососедства на современном этапе.
Новое китайское руководство продолжает развивать идею добрососедства, которой придерживалась КНР в периоды Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Особенности новейшей идеи и политики добрососедства нынешнего Китая резюмируются в следующих положениях:
Глава III
Проблемы войны и мира стояли перед китайской нацией так же остро, как перед любой другой. Китайская история была заполнена войнами — как с иноземными пришельцами, так и междоусобными, как оборонительными, так и захватническими. Правда, китайская политическая философия (хотя бы и сам Конфуций) неизменно отдавала приоритет политическому разрешению конфликта перед военными действиями. Соглашения в противовес насилию были лейтмотивом политических учений, что, впрочем, не мешало Китаю вести обширные завоевательные войны.
Вместе с тем, идея универсального Великого Единения без войн и насилия на протяжении всей истории китайского общества присутствовала в менталитете. Формы, которые она принимала, были многообразны. Но, пожалуй, наиболее полно она нашла свое выражение в концепции Датун (буквально — Великого Единения), концепции многоликой и толковавшейся различными мыслителями по-разному, но все же неизменно содержащей зерно универсализма. По мере того как китайские книжники стали постигать, что Поднебесная простирается гораздо дальше, чем предполагалось раньше, и содержит государства, равные Китаю, а то и превосходящие его, универсализм стал распространяться на все человечество.
Впервые, концепция Датун появилась в главе «Ли юнь» канонической конфуцианской книги «Ли цзи»: «Когда шли по великому пути, Поднебесная принадлежала всем, (для управления) избирали мудрых и способных, учились верности, совершенствовались в дружелюбии. Поэтому для человека родными были не только его родственники, а детьми — не только его дети. Старцы имели призрение, зрелые люди — применение, юные — воспитание. Все бобыли, вдовы, сироты, одинокие, убогие и больные были под присмотром. Своя доля была у мужчин, свое прибежище — у женщин. Считалось невозможным оставлять добро на земле, но и не должно было копить его у себя; нельзя было не дать силам выхода, но и не полагалось (работать) только для себя. По этой причине не возникали (злые) замыслы, не чинились кражи и грабежи, мятежи и смуты, а люди, выходя из дому, не закрывали дверей. Это называлось великим единением».3
Информация о работе Роль традиций во внешней политике современного Китая