Роль традиций во внешней политике современного Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Процесс возвышения Китая затрагивает все системы международных отношений. Поэтому в последнее время необычайную актуальность в мировом сообществе приобрел вопрос о внешнеполитических приоритетах КНР, его позиции на мировой арене. Китай обладает большим международным и экономическим весом, активно участвует в процессах глобализации и регионализации, обещая в ближайшем будущем превратиться во вторую державу мира по большинству показателей комплексной мощи.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

1. Обеспечение благоприятной  международной обстановки для  развития и модернизации КНР.

2. Предотвращение попыток  сдерживания роста мощи КНР.

3. Диверсификация доступов  Китая к энергетическим ресурсам.

4. Заверить мировое сообщество, что экономический рост и военная  модернизация КНР не представляет  угрозы для интересов других  стран.

5. Обеспечение изоляции  Тайваня на международной арене  (в меньшей степени).

 

Вторую группу представляют факторы определяющие значимость региона  для КНР:

1. Фактор обеспечения  стабильности западных провинций  КНР.  КНР  стремится посредством распространения своего влияния в ЦА обезопасить «тылы» за счет своих западных пределов, обеспечив тем самым безопасность и развитие Синьцзяня и других западных провинций. Также геополитическое преобладание КНР в Центральной Азии представляется необходимым для КНР в контексте противодействия политики США по сдерживанию его дальнейшего роста и более шире противостояния однополярной системе и доминирующему положению США на экономическом, политическом и военном уровнях.

2. Экономический фактор. Интенсификация торгово-экономических  связей КНР со странами центральной  Азии позволяют Пекину использовать  экономический и ресурсный потенциал  последней в целях развития  своих западных территорий. Рынки  стран Центральной Азии являются  для производителей западных  районов КНР идеальным вектором  внешнеэкономической активности, так  как  удаленность от мировых  морских коммуникаций усложняет  их выход на основные рынки  мира. В  результате на сегодняшний  день свыше 80% от общего товарооборота  КНР с Центральной Азией приходится  на СУАР.

3. Энергетический фактор. Энергетические ресурсы Центральной  Азии представляют для КНР  большую значимость. Расположение  Центральной Азии в непосредственной  близости к КНР дают возможность  транспортировать углеводородные  ресурсы по наземным трубопроводам.  Значимость энергетического сотрудничества  КНР со странами Центральной  Азии актуализируется еще больше  с учетом перспективы расширения  центрально-азиатских магистралей до Северного Ирана.

4. Транзитный потенциал  региона. Центральная Азия важна  для Пекина как важный транспортный  коридор, который в перспективе  может обеспечить КНР сухопутный  выход в Иран, и далее в Европу. Появление возможности прокладки  сухопутных магистралей через  территорию стран ЦА важно  для Пекина в контексте диверсификации  сухопутных маршрутов в Европу, а также сокращения сроков  доставки китайской продукции.

Современная китайская дипломатия в Центральной Азии отличается прагматизмом и постоянным подчеркиванием того факта, что приоритеты для КНР лежат  исключительно в сфере развития добрососедства и в реализации экономических  интересов.

Необходимо отметить, что  Центральная Азия стала т.н. полигоном  для многих дипломатических инициатив  Китая и для претворения в  жизнь ряда новых дипломатических  методов и механизмов, нигде не применявшихся Китаем ранее. Во-первых, это, конечно, создание и последующее  развитие Шанхайской Организации сотрудничества, которая стала одним из основных проводников китайской дипломатии в регионе. Из первой инициативы логично вытекает тот факт, что именно в Центральной Азии Китай впервые предложил придерживаться «Шанхайского духа», основанного на «взаимном доверии, взаимной выгоде, равноправии, совещании, уважении к многообразию цивилизаций, стремлении к совместному развитию».

В-третьих, здесь было впервые  предложено строить т.н. «гармоничный регион». Лидер КНР Ху Цзиньтао в  речи, произнесенной на саммите ШОС  в июне 2006 года, предложил построить  в Центральной Азии «гармоничный регион на основе долгосрочного мира и совместного процветания».

Следует упомянуть, что в  основе китайской дипломатии в Центрально-Азиатском  регионе лежит также политика КНР по отношению к сопредельным государствам. Ключевая идея китайской  дипломатии по отношению к сопредельным странам имеет две основные формулировки, а именно «добрососедство и партнерство», включающие в себя термины «дружественность, безопасность, обогащение».

Термин «Дружественность»  затрагивает сферу политических связей с соседними государствами, смысл данного понятия заключается  в развитии добрососедских связей со всеми сопредельными странами.

«Безопасность» затрагивает  отношения в сфере безопасности, смысл этой части концепции заключается  в том, чтобы сопредельные страны испытывали по отношению к КНР, как  к соседу, чувство безопасности и  покоя.

«Обогащение» затрагивает  сферу экономической политики, данный термин декларирует о том, что  Китай в процессе быстрого экономического развития должен оказывать больше помощи соседним государствам и делать так, чтобы и они могли извлечь  пользу из быстрого экономического роста  в Китае.

Но, с учетом реального  внешнеполитического и внешнеэкономического курса КНР такие концепции  представляются, по меньшей мере, слишком  оптимистичными.  Тем не менее, и  они тоже служат инструментами в  рамках китайской дипломатии.

Ключевой основой этой дипломатии все чаще называют использование т.н. стратегии «мягкой силы». Превращение этой концепции, заимствованной из американской политологии, в компонент официальной партийной политики произошло на XVII съезде КПК, когда в докладе Ху Цзиньтао прозвучал призыв «повышать культурную мягкую силу государства».

Как известно, теория «мягкой  силы» подразумевает использование  «нематериальных властных ресурсов»  культуры и политических идеалов  в интересах влияния на поведение  людей в других странах - в отличие  от воздействия с помощью «жесткой силы» оружия или денег.

Для Китая это особенно важно, так как в настоящий  момент он не может, использовать свой военный и политический потенциал  для влияния на соседей и, в  том числе на Центральную Азию. Экономическое давление с учетом мощи и перспектив КНР в этой области  представляется более реальным, хотя в настоящее время оно преподносится  в виде преимущественной привлекательности  финансовых и инвестиционных возможностей Китая в рамках сотрудничества с  государствами региона.

Таким образом, с учетом того, что культурное влияние КНР в  Центральной Азии распространить довольно непросто, Китай делает акцент на укреплении «стратегической репутации», которая  лежит в основе доверия к нему со стороны других государств.

Помимо этих концепций, которые  призваны создать вокруг КНР максимально  мирное и дружественное окружение, следует упомянуть конкретные дипломатические  механизмы, используемые Китаем в Центральной  Азии.

Они обуславливаются ключевыми  интересами Китая в регионе:

В первую очередь, основной стратегической целью Китая в  Центральной Азии является обеспечение  собственной безопасности. Сюда входят как поддержание региональной безопасности, так и стремление оградить КНР  от возможных источников нестабильности, исходящих с территории государств региона. Основным дипломатическим механизмом в данном случае является участие в работе ШОС. Китай, являясь по сути инициатором создания ШОС и последующего перерастания ее в новый формат, старается не потерять статус главной движущей силы данной организации. ШОС позволяет КНР достигать своих целей и распространять собственное влияние в регионе, не ущемляя интересов центральноазиатских государств и не вызывая их протеста (равно как и не вызывая протеста России). В рамках данной конференции нет смысла подробно останавливаться на значении ШОС для продвижения интересов КНР в регионе. Тем не менее, нельзя не упомянуть, что ШОС является тем самым инструментом, с помощью которого Китай может осуществлять выдавливание США из региона, достигать паритета и пытаться превосходить Россию в участии в региональных вопросах.

Немаловажным аспектом китайской  дипломатии в Центральной Азии является комплекс мероприятий, направленный на обеспечение интересов энергетической безопасности КНР. Диверсификация источников получения энергетического сырья, а также стремление обеспечить собственные  западные провинции энергоресурсами  и предприятиями по их переработке  и дальнейшей транспортировке во многом влияют на политику Китая в  регионе. Это достигается путем  подписания договоров на уровне глав государств, в частности о создании совместных проектов в сфере энергетики. Важным инструментом становится деятельность китайских компаний.

Другой группой интересов  КНР в Центральной Азии является обеспечение собственных экономических  интересов. Это также является приоритетным направлением китайской дипломатии в регионе.

С учетом существенного отставания от России в военных и культурных связях со странами региона, а также  распространения идей относительно «китайской угрозы» Китай делает ставку на экономическое проникновение  в регион как средства достижения собственных интересов.

При этом необходимо отметить, что решения стратегически важных проблем, а также  практическая реализация задач поставленных стратегией КНР  осуществляется в рамках двухстороннего формата, так  как реализация многих проектов в рамках ШОС сдерживается межгосударственными противоречиями в Центральной Азии, а также  присутствием в организации России. Так достижение договоренности по сооружению газопровода КНР-Туркменистан, проходящий через Туркменистан, Узбекистан, а  также Казахстан были достигнуты на двухстороннем уровне. Другой пример - льготный кредит на сумму 900 млн. долл. США предоставленный КНР странам  ШОС для стимуляции китайского экспорта. Конкретное обсуждение проектов и сделок, по которым выделялся бы кредит осуществлялось на двухсторонней основе. К тому же финансирование осуществлялось не в рамках ШОС посредством Межбанковского объединения ШОС, что было бы логично, а на двухсторонней основе.

Весь данный комплекс действий направлен на укрепление позиций  КНР в регионе. Прочное присутствие Китая и китайского капитала во внешнеторговом балансе и в стратегически важных секторах экономик стран региона, а также наличие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, связывающей Центральную Азию с КНР создают обстановку в которой при любом раскладе (смена руководство страны, попадание страны в сферу влияния другой державы) никакая страна не сможет игнорировать китайский фактор. Также экономическая составляющая стратегии КНР в отношении Центральной Азии призвана ограничить доминирование России во внешнеэкономических связях стран ЦА.

В качестве основных элементов  данной политики можно выделить следующие:

  • Расширение КНР торговых контактов со странами региона. По итогам 2006 г. доля КНР в совокупном товарообороте центрально-азиатских стран составила 12,68% (10,8 млрд. долл. США). В течение 1992-2006 годов объемы торговли стран региона с Китаем увеличились в 25,6 раза. В январе-сентябре 2007 г. объем товарооборота Китая со странами ЦА составил примерно 13,5 млрд. долл. США.
  • Обеспечение доступа к энергоресурсам стран региона посредством сооружения трубопроводной системы связывающей регион с КНР. На сегодняшний день страны Центральной Азии рассматриваются КНР как потенциальные поставщики углеводородного сырья, так как сегодня их доля в китайском импорте нефти и газа несущественна. В этой связи сооружение нефтепровода, открывающий доступ к месторождениям Каспийского региона (нефтепровод Кенкияк-Кумколь), а также строительства газопровода, связывающий крупные газовые месторождения Туркменистана с КНР (газопровод Туркменистан-Китай), позволит Китаю в перспективе стратегически «привязать» регион к себе.
  • Вхождение КНР в стратегически важные сектора экономик стран региона. На сегодняшний день китайские компании участвуют не только в освоении нефтегазовых и природных ресурсов стран региона, но и также в таких сферах как гидроэнергетика, телекоммуникации, транспортный сектор и т.д.
  • Сооружение транспортно-коммуникационной системы между регионом и КНР. Расширение железнодорожных и автомобильных магистралей связывающих регион с западными районами КНР будет способствовать дальнейшей интенсификации торгово-экономических связей между сторонами. Так в марте 2008 г. между КНР и Казахстаном было достигнуто соглашение об открытии 7 новых прямых авто маршрутов (4 грузовых трассы: Урумчи - Караганда через КПП Хоргос, Зимунай, Бакэту и Алашанькоу; 3 пассажирских автотрассы Урумчи –Караганда(через КПП Зимунай, Бакэту и Алашанькоу). В марте 2007 года Кыргызстан подписал контракт с китайской компанией на реабилитацию автодороги Ош-Сарыташ-Иркештам. Значимость данного проекта заключается в том, что кроме Кыргызстана в зону влияния этого коридора попадают соседние Узбекистан, Таджикистан.
  • Оказание КНР странам региона финансово-экономической помощи.

В целом можно отметить, что внешняя политика КНР тесно  связана с приоритетами внутреннего  развития. Вследствие того, что приоритеты внешней политики КНР рассматривается  в Пекине через призму  внутренних приоритетов, таких как необходимость поддерживать устойчивый экономический рост и внутриполитическая стабильность, а также объединение Китая. Во многом этот момент определяет характер внешней политики Китая, его задачи и подходы.

Информация о работе Роль традиций во внешней политике современного Китая