Роль ВТО в регулировании системы международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 06:15, реферат

Описание работы

В настоящее время основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, очень важной среди которых является Всемирная торговая организация (ВТО).
Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг.
Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров.

Содержание работы

Введение 3
1 История и цели создания ВТО 4
2 Структура ВТО 8
3 ВТО как институт регулирования международных торговых отношений 12
4 Преимущества торговой системы ВТО 15
Заключение 20
Библиографический список 21

Файлы: 1 файл

Мировая экономика (реферат).docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет:

Кафедра:

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Мировая экономика и международные экономические отношения»

на тему: «Роль ВТО в регулировании системы международных экономических отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Проверил:

___________________________

                                                   (ПОДПИСЬ)

___________________________

                                                                               (ОЦЕНКА, ДАТА)

 

Выполнил:  студент группы_____

 

___________________________

                                                                                   (ПОДПИСЬ)

___________________________

                                                                           (ДАТА)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

Наиболее развитой формой экономических отношений в мире является внешняя торговля. Торговые отношения составляют примерно 80% от общих международных отношений в экономике. Политика многих стран направлена на регулирование именно внешней торговли, внешней торговли уделяется огромное внимание, так как влияние международных экономических отношений широко распространяется на развитие национальной экономики, что очень важно для каждого государства.

Необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран возникла в связи с интернационализацией хозяйственной жизни, ростом взаимозависимости между странами в мировой экономике, а так же появлением и обострением глобальных проблем, связанных с торговлей. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до Второй мировой войны. Но серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

В настоящее время основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, очень важной среди которых является Всемирная торговая организация (ВТО).

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО – основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

 

1 История  и цели создания ВТО

 

 

Всемирная торговая организация является преемницей Генерального Соглашения по тарифам и торговле, принятого в 1947 г. Необходимость создания новой системы международных экономических отношений возникла еще в 30-40-е гг. XX в. Первые попытки создания новой системы были предприняты во время Второй мировой войны. Инициаторами выступили лидеры ряда государств, в том числе США. В июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была проведена Конференция Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам. Важным итогом этой конференции стало принятие решения о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, а также признание необходимости создания специальной международной организации, которая бы регулировала вопросы торговли – Международной торговой организации.

К декабрю 1945 г. Государственный Департамент США подготовил проект устава Международной торговой организации. На первой сессии ООН Экономический и Социальный Совет принял решение созвать конференцию для дальнейшей работы над проектом, а также создать в этих целях Подготовительный комитет. Проект Устава будущей организации обсуждался на заседаниях Подготовительного комитета с 1946 г. по 1948 г. В окончательном варианте он был принят на Конференции Объединенных Наций, которая проходила с 21 января 1947 г. по 24 марта 1948 г. в Гаване. Документ получил название «Гаванский устав Международной торговой организации». Однако он так и не вступил в силу, поскольку Конгресс США отказался ратифицировать данный договор, а некоторые государства последовали примеру США как страны имеющей наиболее развитую экономику.

В 1946 г., еще до окончательного утверждения устава МТО, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (на тот момент это составляло одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава МТО. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Оно вступило в силу в январе 1948 г., когда по уставу МТО все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально их назвали Договаривающимися Сторонами).

Генеральное соглашение было задумано как чисто временная договоренность до создания МТО, но поскольку МТО так и не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995 г.

С 1948 г. по 1994 г. именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения. В тексте ГАТТ не предусматривалась возможность создания на основе соглашения межгосударственной организации. Предполагалось, что впоследствии ГАТТ войдет в систему международной торговой организации. Согласно мнению Ф. Вейса, современного европейского исследователя, ГАТТ, по сути, являлось международной организацией, причем единственным правовым основанием для этого служили положения ст. XXV Генерального соглашения относительно совместных действий Договаривающихся Сторон.

Основные функции ГАТТ заключались в предоставлении режимов наибольшего благоприятствования на многосторонней основе в рамках соглашения, рассмотрении споров и разногласий. ГАТТ также служило форумом для согласования позиций сторон.

15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко) министры 123 членов ГАТТ подписали соглашение о создании Всемирной торговой организации. В 1995 г. Марракешское соглашение вступило в силу, и ГАТТ было официально преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). К моменту подписания Соглашения о создании Всемирной торговой организации в 1994 г. членами ГАТТ были 128 государств.

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

Цели ВТО – либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО – контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Членами ВТО, по данным на июнь 2014 г., являются 160 государств.

С 22 августа 2012 г. полноправным членом ВТО стала Россия.

В 2013 г. к организации присоединились Лаос и Таджикистан. 26 июня 2014 г. в ВТО вступил Йемен.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей – Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

  • доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
  • список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
  • перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
  • протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО – Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление, и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

 

2 Структура ВТО

 

 

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-участницы ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО, кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Еще одна Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 г. в Дохе (Катар). В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программу переговоров были включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Пятая Министерская конференция ВТО состоялась в г. Канкуне (Мексика) в декабре 2001 г. Конференция, таким образом, завершилась в целом безрезультатно. Ее единственным успехом можно считать прием в члены ВТО двух наименее развитых стран – Камбоджи и Непала. В Гонконге в декабре 2005 г. открылась шестая Министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО), на которой обсуждались меры по дальнейшей либерализации мировой торговли в рамках так называемого Дохийского раунда, начатого в Катаре в 2001 г. Участники договорились об отмене всех экспортных сельскохозяйственных субсидий к 2013 г.

Информация о работе Роль ВТО в регулировании системы международных экономических отношений