В подчинении Министерской
конференции находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей
работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики
и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует
функции трем советам, находящимся на
следующем уровне иерархии ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами,
в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов ВТО
и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере
торговли товарами.
Совет по торговле услугами
осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе находятся
Комитет по торговле финансовыми услугами
и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами.
Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы занимаются
отдельными соглашениями системы ВТО
и решением вопросов в таких областях,
как защита окружающей среды, проблемы
развивающихся стран, процедура присоединения
к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется
в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;
его возглавляет генеральный директор.
Секретариат ВТО, в отличие от подобных
органов других международных организаций,
не принимает решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-учасиницы.
Основные обязанности Секретариата –
обеспечивать техническую поддержку различным
советам и комитетам, а также Министерской
конференции, оказывать техническое содействие
развивающимся странам, проводить анализ
мировой торговли и разъяснять положения
ВТО общественности и средствам массовой
информации. Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи в процессе
разрешения споров и консультирует правительства
стран, желающих стать членами ВТО.
Основные соглашения и принципы
ВТО: Страны-участницы ВТО взаимодействуют
в рамках не дискриминационной торговой
системы, где каждая страна получает гарантии
справедливого и последовательного отношения
к ее экспорту на рынках других стран,
обязуясь обеспечивать такие же условия
для импорта на свой собственный рынок.
В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно
большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы
ВТО отражены в многосторонних торговых
соглашениях, которые затрагивают торговлю
товарами и услугами, а также торговые
аспекты прав интеллектуальной собственности,
разрешение споров и механизм обзора торговой
политики.
Товары: Ключевые принципы ВТО
были впервые сформулированы в ГАТТ 1947
г. С 1947 по 1994 гг. ГАТТ представлял собой
форум для проведения переговоров по снижению
таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Текст Генерального соглашения оговаривал
важные правила, в частности, недискриминацию.
Впоследствии в результате переговоров
Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы
были расширены и получили развитие и
уточнение в других соглашениях. Так, были
созданы новые правила по торговле услугами,
по важным аспектам интеллектуальной
собственности, по разрешению споров и
обзорам торговой политики.
ГАТТ в новой редакции 1994 г. сейчас
является основным сводом правил ВТО по
торговле товарами. Его дополняют соглашения,
касающиеся специфических секторов, таких
как сельское хозяйство и текстиль, а также
отдельных тем, например, государственной
торговли, стандартов на различную продукцию,
субсидий и действий, предпринимаемых
против демпинга.
Два фундаментальных принципа
ГАТТ – это недискриминация и обеспечение
доступа на рынок.
Принцип недискриминации реализуется
через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли для всех
участников ВТО, и национального режима,
при котором импортированные товары не
могут подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается,
помимо применения РНБ и национального
режима, также путем отмены количественных
ограничений импорта в пользу таможенных
тарифов, которые являются более эффективным
средством регулирования товарооборота,
а также гласностью и прозрачностью в
вопросах торговых режимов стран-участниц.
Услуги: Принципы более свободного
экспорта и импорта услуг, независимо
от способа их поставки, будь то трансграничная
торговля, потребление услуг за рубежом,
коммерческое присутствие или присутствие
физических лиц, – были впервые документально
закреплены в новом Генеральном
соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли
услугами режим наибольшего благоприятствования
и национальный режим применяются здесь
со значительными исключениями, которые
индивидуальны для каждой страны. Аналогично,
отмена количественных квот носит выборочный
характер, решения о ней принимаются в
ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные
обязательства в рамках ГАТС, в которых
они заявляют, какие из секторов услуг
и в какой степени они готовы открыть для
иностранной конкуренции.
Интеллектуальная собственность: Соглашение
ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил
по торговле и инвестициям в идеи и творческую
деятельность, в которых оговаривается,
как интеллектуальная собственность должна
быть защищена в процессе осуществления
торговых операций. Под «интеллектуальной
собственностью» понимаются авторские
права, торговые марки, географические
названия, используемые для наименования
товаров, промышленные образцы (дизайны),
топологии интегральных микросхем и нераскрытая
информация, например, торговые секреты.
Разрешение споров: Соглашение
о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров, предусматривает создание
системы, в которой страны могли бы урегулировать
свои разногласия в ходе консультаций.
Если это не удается, они могут следовать
четко отлаженной поэтапной процедуре,
которая предусматривает возможность
решения вопросов группой экспертов и
дает возможность подавать апелляцию
на данные решения с соответствующим правовым
обоснованием.
Обзор политики: Задача механизма
обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности,
в разъяснении торговой политики тех или
иных стран, и в оценке последствий ее
проведения. Политика всех стран-участниц
ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»,
в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей
страны и Секретариата
3 ВТО как
институт регулирования международных
торговых отношений
Всемирная торговая организация является
одним из ключевых институтов в современной
институциональной системе мировой экономики.
Значение ВТО для развития международных
торговых отношений может быть представлено
следующим образом:
- ВТО контролирует национальную торговую
политику стран-членов и выполнение ими
требований соглашений, составляющих
правовую базу ВТО, а также использует
предусмотренные меры для обеспечения
соблюдения правил регулирования внешней
торговли;
- ВТО является организатором многосторонних
переговоров в целях устранения препятствия
для роста и упорядочения международной
торговли;
- ВТО выполняет функции общепризнанного
международного суда, что позволяет правительствам
разрешать споры, связанные с нарушением
«правил игры» на мировом рынке;
- ВТО сотрудничает с другими международными
экономическими учреждениями (правительственными
и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики.
Принимая во внимание значительное расширение
сферы компетенции ВТО в связи с подписанием
в итоге Уругвайского раунда новых соглашений
и договоренностей о регулировании международных
экономических отношений, а также учитывая
увеличение числа стран-членов организации,
можно сказать, что ВТО все больше утверждается
в мире как создатель универсальной глобальной
торговой системы, основанной на общепризнанных
правилах для всех ее участников. Лишним
тому подтверждением может служить деятельность
по подготовке новых правовых документов
в рамках ВТО.
- Страны, находящиеся вне сферы действия
правил ВТО, разработанных и разрабатываемых, с
одной стороны могут оказаться на периферии
современных международных экономических
отношений, играющих все большую роль
в повышении эффективности национальных
хозяйств, и с другой вынуждены играть
по правилам ВТО, но лишь в качестве пассивного
участника международной торговой системы.
- Одной из основных задач ВТО является
либерализация международной торговли,
поощрение трансграничных потоков товаров,
услуг и капитала, что открывает странам
возможности концентрировать свой экономический
потенциал в тех областях, где они могут
достичь наибольших результатов. Это повышает
эффективность использования национальных
ресурсов, и вряд ли можно оспаривать значение
устранения барьеров на пути развития
международной торговли.
Все многочисленные правовые документы,
образующие в совокупности многостороннюю
торговую систему ВТО, имеют в своей концептуальной
основе несколько базовых принципов:
- торговля без дискриминации:
участники ВТО обязуются предоставлять
друг другу принцип наибольшего благоприятствования
в торговле (т.е. условия не худшие, чем
предоставляются ими любой другой страной),
а также предоставлять товарам иностранного
происхождения тот же режим, что и национальным
товарам, в области внутренних налогов
и сборов, а также в отношении национальных
законов, распоряжений и правил, регулирующих
внутреннюю торговлю;
- защита внутреннего производства
с помощью таможенных тарифов: гласно
и открыто устанавливаемые таможенные
тарифы (пошлины) являются основным, а
в перспективе – единственным инструментом
регулирования экспорта и импорта стран-участниц;
- отказ от применения количественных
мер внешнеторгового регулирования (квоты,
импортные и экспортные лицензии и т.п.);
- стабильная и предсказуемая
основа для торговли: закрепление на длительный
срок размеров пошлин в таможенных тарифах.
Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних
переговоров;
- содействие честной конкуренции:
противодействие таким нечестным методам
конкурентной борьбы, как сбыт товаров
по искусственно заниженным ценам (демпинг)
или применение государственных субсидий
для занижения экспортных цен;
- гласность и открытость в торговом
регулировании;
- разрешение споров и конфликтов
путем консультаций и переговоров.
- Важная задача системы многостороннего
регулирования ВТО состоит также в создании
условий для развития справедливой конкуренции
между ее членами. Принципы поощрения
справедливой конкуренции заложены и
в положениях ВТО, относящихся к демпингу
и субсидиям. По существу, вся правовая
база ВТО – это сложный комплекс правил и норм, направленных на создание равных условий в международной торговле для всех стран-членов.
Можно утверждать, что в комплексном
виде нормы ГАТТ-1994, ГАТС, Соглашений по
ТРИМС, ТРИПС и остальных соглашений и
договоренностей ВТО создают устойчивые
основы для международной торговли и в
этом своем качестве выполняют функцию
многостороннего торгового договора для
стран-участниц, заменяя собой систему
из нескольких тысяч двусторонних договоренностей
и соглашений. Эта функция ВТО дает немалые
преимущества присоединившимся странам,
открывая перед ними возможности использования
многостороннего торгово-политического
регулирования в целях развития внешней
торговли.
Таким образом, происходящая эволюция
многосторонней торговой системы ВТО
во многом отвечает экономическим императивам
сегодняшнего дня. Однако многое в этой
системе нуждается в совершенствовании,
в том числе механизм регулирования международной
торговли сельскохозяйственными товарами,
определение круга полномочий ВТО (проблемы
включения в ее компетенцию «новых сфер»
торговли), а также уравнивание с развитыми
странами развивающихся и стран с переходной
экономикой в фактических возможностях
реально влиять на деятельность этой организации.
Принципиально важным моментом выступает
разработка международных правил при
инвестиционной деятельности, которые
были бы распространены на заграничные
капиталовложения, в частности, применения
в данной области принципов предоставления
режима наибольшего благоприятствования
и национального режима, а также включали
бы требования, связанные с охраной окружающей
среды.
Вступление в ВТО неизбежно оказывает
существенное влияние на экономику страны,
методы регулирования ее внешнеэкономических
связей, масштабы и формы взаимодействия
с мировым сообществом. Это влияние, скорее
всего, в краткосрочном периоде будет
неоднозначным, однако для долгосрочного
периода практически все исследователи
отмечают стратегическую выгоду от присоединения
к Всемирной торговой организации. Находясь
за пределами ВТО, страна теряет от дискриминации
отечественных промышленных товаров на
рынках зарубежных стран-членов ВТО, далеко
не всегда обоснованно применяющих антидемпинговые
и другие ограничительные меры.