Российско-китайские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является объективный и максимально полный анализ российско-китайских отношений, их становление и развитие.
Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления правовых основ российско-китайских отношений;
- проанализировать правовые основы российско-китайских отношений на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Исторический анализ возникновения российско-китайских отношений 5
1.2. Правовое регулирование международных отношений России и Китая 11
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Специфика российско-китайского торгово-экономического сотрудничества 17
2.2. Политико-правовая сфера российско-китайских отношений 23
2.3. Научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 33

Файлы: 1 файл

АТР.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

В 1960 г. была опубликована монография Б.Г. Щебенькова «Русско-китайские отношения в XVII в.»15. Причинами установления связей с Китаем автор считает развитие товарно-денежных отношений в стране и попытки западно-европейских держав использовать удобный путь в Китай через русские владения.

Среди работ, опубликованных в конце 1970-х – 1980-х гг. важное место занимает исследование В.С. Мясникова «Империя Цин и Русское государство в XVII в.»16, посвященное установлению и развитию дипломатических отношений между цинским Китаем и Россией.

После распада СССР изучение русско-китайских отношений не утратило своей актуальности для российской исторической науки. Появились исследования, посвященные формированию русско-китайской границы.

Таким образом, несмотря на то, что русско-китайские отношения  в XVII в. изучаются уже на протяжении двух с половиной веков, некоторые аспекты этого вопроса все еще остаются слабоизученными. Освобождение от марксистской догматики привело к тому, что ряд выводов, полученных советскими историками при изучении проблем политических и экономических взаимоотношений России и Китая, нуждается в значительной переоценке.

 

    1. Правовое регулирование международных отношений России и Китая

К основным документам, регламентирующим Российско- китайские отношения, можно отнести следующие:

  1. Российско-китайская совместная Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка (Москва, 23 апреля 1997 года). Стороны выступают за то, чтобы взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование и другие общепризнанные принципы международного права стали фундаментальной нормой ведения межгосударственных отношений и основой для создания нового международного порядка17.
  2. Пекинская Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики (Пекин, 17 - 19 июля 2000 года)18. Развитие всестороннего комплексного сотрудничества между Россией и Китаем в торгово-экономической, научно-технической и военно-технической областях является одним из главных направлений углубления и расширения российско-китайских отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия.
  3. Совместная Декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой  (Пекин, 18 декабря 1992 года)19. Российская Федерация и Китайская Народная Республика рассматривают друг друга как дружественные государства. Они будут развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, исходя из принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования и других общепризнанных норм международного права. Стороны подчеркивают необходимость уважения права народа любой страны на свободный выбор путей своего внутреннего развития. Различия в социальных системах и идеологии не будут препятствовать нормальному развитию межгосударственных отношений.
  4. Совместная Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики (Пекин, 21 марта 2006 года)20. Стороны подчеркивают, что российско-китайское инвестиционное сотрудничество является важным каналом расширения экономического взаимодействия между двумя странами и имеет широкие перспективы.
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики в области охраны прав интеллектуальной собственности (Пекин, 25 апреля 1996 года)21. Целью данного Соглашения является дальнейшее расширение и углубление сотрудничества Сторон в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры путем обеспечения эффективной охраны прав интеллектуальной собственности.
  6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (Москва, 29 февраля 2000 года)22.
  7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о визовых поездках граждан  (Москва, 29 декабря 1993 года)23.
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Пекин, 9 ноября 2006 года)24. Целью Соглашения является создание благоприятных условий для капиталовложений инвесторов одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, признавая, что взаимное привлечение, поощрение и защита таких капиталовложений приведет к стимулированию деловой инициативы инвесторов и повысит благосостояние обоих государств.
  9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области информатизации (Москва, 26 июня 1995 года)25.
  10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области морского судоходства (Пекин, 27 мая 1994 года)26.
  11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (Пекин, 27 мая 1994 года)27. Укрепление  доверия и дружбы между народами двух стран, полностью учитывая естественные географические условия обоих государств, их законы, обычаи и правила, преисполненные решимости стремиться к использованию в течение продолжительного времени природных ресурсов, обеспечивая при этом благоприятные условия для охраны окружающей среды.
  12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области связи (Москва, 21 июня 1994 года)28. По данному Соглашению Стороны обеспечивают на территориях своих государств беспрепятственный прием, обработку, перевозку и доставку адресатам всех пересылаемых почтовых отправлений, а также предоставляют возможность распространения периодических изданий другой Стороны, зарегистрированных в установленном порядке.
  13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма (Пекин, 3 ноября 1993 года)29. По соглашению Стороны содействуют и поощряют развитие сотрудничества двух стран в области туризма на взаимовыгодной основе в соответствии с законами и правилами, действующими в обоих государствах.
  14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между Администрациями (Правительствами) субъектов РФ и местными Правительствами КНР (Пекин, 10 ноября 1997 года)30.
  15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 года)31. Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики в целях повышения эффективности борьбы Сторон с нарушениями законодательства в области валютного контроля и в русле усилий международного сообщества по борьбе с легализацией преступных доходов, во имя укрепления сотрудничества между компетентными органами Сторон, осуществляющими валютный контроль, составили данное Соглашение.
  16. Федеральный закон от 9 июня 2006 года № 83-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных»32.
  17. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 26 февраля 1993г. №4560-1 «О ратификации договора между Российской Федерации и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам»33. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане другой Договаривающейся Стороны. Они имеют право обращаться в суды и другие учреждения, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела и могут возбуждать ходатайства и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, как и граждане другой Договаривающейся Стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование России и Китая постоянно совершенствуется, заключаются все новые и новые  нормативно-правовые акты, способствующие успешному развитию международных  отношений России и Китая, а  также гарантирующие непосредственное взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

2.1. Специфика российско-китайского торгово-экономического сотрудничества    

Экономика КНР является крупнейшей производящей экономикой мира. В 2010 г. энергопотребление Китая составило 2432 млн. т нефтяного эквивалента и по этому показателю Китай вышел на 1-е место в пятерке стран-лидеров энергопотребления, опередив США (2286 млн. т), Россию (691 млн. т), Индию (524 млн. т) и Японию (501 млн. т). Пока в структуре энергобаланса КНР превалирует уголь (70%), а нефть и газ составляют, соответственно, 18% и 4%, тогда как у США последние составляют 37% и 27%. Потребление Китаем нефти и газа растет и будет расти высокими темпами, что следует из тенденций развития его экономики. Нефтепродукты, как известно, - это источник топлива, наиболее подходящий для транспорта и вооруженных сил. Что касается газа, то он является экологически чистым и высокоэффективным топливом для удовлетворения городских нужд. Как транспорт, так и коммунальное хозяйство сегодня в КНР развиваются стремительно.

Основная проблема КНР состоит  в том, что, обладая огромными  и достаточно качественными человеческими ресурсами как в плане производительности, так и в плане образования и культуры, эта страна относительно небогата ресурсами природными, которые требуются для развития мощной индустрии, способной удовлетворить потребности такой многонаселенной страны34. С ростом промышленности КНР начинает все больше и больше зависеть от привозного сырья, в первую очередь, энергоносителей - нефти и газа.

Основными внешнеторговыми партнерами Китая сегодня являются Соединенные  Штаты и Евросоюз, которые представляют собой главный рынок сбыта для китайской обрабатывающей промышленности.

Еще в 2000 г. Хя И-Шань из китайского института  международных исследований указывал: «Вследствие продолжительного экономического роста последние годы наша страна была вынуждена импортировать значительное количество нефти, в то время как для получения нефти мы рассчитываем производить инвестиции за границей, международный монополистический капитал с помощью своих правительств захватил все крупнейшие рынки нефти и газа в мире»35.

Таким образом, основная задача китайского государства состоит в приобретении максимального количества нефтяных, газовых и вообще сырьевых активов по всему миру, что позволит ему уверенно развивать свою экономику. Недалек тот день, когда доллар, вследствие безответственной экономической политики США, обесценится и перестанет осуществлять свою функцию мирового платежного средства. Т.е. произойдет (и уже идет) первая общемировая инфляция (до сих пор инфляционные процессы в мире были ограничены национальными рамками). В определенный момент мировая финансовая система, базирующаяся на долларе, распадется, каждая страна начнет искать спасения в собственной валюте или валюте стран, сохранивших производительные активы, и никакие авианосцы и крылатые ракеты уже не смогут никого убедить принимать доллар США в качестве мировых денег36.

Китай играет важную роль во внешнеэкономических связях России - занимает четвертую строчку в списке крупнейших торговых партнеров России и первое место среди торговых партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе37

5 июня 2012 года председатель КНР Ху Цзиньтао и президент РФ Владимир Путин в Доме народных собраний подписали Совместное заявление о дальнейшем углублении китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства. Был также подписан ряд документов двустороннего сотрудничества.

Во время встречи в Пекине лидеры обеих стран обсудили перспективы  китайско-российского сотрудничества в энергетике, науке и технике, торговле и других областях. Состоялся  обмен мнениями по ситуации на Ближнем Востоке, в Северной Африке, на Корейском полуострове и обсуждалась также программа Ирана. Стороны договорились о совместном противодействии терроризму, экстремизму и сепаратизму; борьбе с распространением оружия массового поражения; экономическими кризисами; Китай и Россия намерены укреплять сотрудничество в рамках международных организаций. Главы государств обсуждали также ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Были подписаны меморандумы и протоколы по расширению сотрудничества в промышленности, инвестиционной сфере, сотрудничества в новых технологиях, туризме, страховании, информации. Все это дает хороший шанс дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества Китая и России.

Китай и Россия будут расширять  инвестиционное сотрудничество, углублять сотрудничество в области нефти и газа, электроэнергетики, новых ресурсов и т.д. Планируются укрепления сотрудничества в высокотехнологической сфере, ускоренная модернизация промышленности, повышение конкурентоспособности обеих стран на международном рынке.

 Министерство промышленности  и информатики КНР подписали  с Министерством промышленности  и торговли РФ документы об  укреплении сотрудничества в  сфере производства, в частности,  открыты возможности обеим сторонам  сотрудничать в сфере авиапрома,  и создавать авиацию дальнего действия.

Китай и Россия подписали протокол о сотрудничестве в строительстве 3-го и 4-го энергоблоков Тяньваньской АЭС.

В настоящее время атомная энергетика стала одним из направлений сотрудничества, имеющих большой потенциал. В  нефтегазовой сфере договоренности сторон содействуют укреплению экономик. Кроме того, соглашение о поставках электроэнергии в Китай подписали государственная электросетевая компания Китая и РАО ЕЭС.

Что касается сферы инвестиций, 5 июня 2012 г. в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао были подписаны документы о создании российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ)38.

Обеспечение благоприятствующего  режима для инвестиций — важная составляющая торгово-экономических отношений между Китаем и Россией, направленная на создание межправительственного механизма сотрудничества, стимулирующего взаимную торговлю, инвестиции и производственную кооперацию при более эффективном и удобном предоставлении системных гарантий. Современный этап развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем отличается быстрым темпом роста в количественном и качественном выражении и поддерживается руководством двух стран.

Приоритетными сферами китайских  инвестиций в Россию являются:

1. Машиностроение. Приоритетными направлениями машиностроения в сфере китайских инвестиций в Россию  рассматривается производство по выпуску упаковочного и деревообрабатывающего оборудования; контейнеров и железнодорожных транспортных средств; приборов, агрегатов и комплектующих; строительной и сельскохозяйственной техники; автомобилестроение; авиастроение; оборудование электротехнической и электронной промышленности.

2. Производство строительных материалов. Развивают производство строительных материалов (цемент, кирпич,) в регионах России, где имеется потребность в такой продукции.

3. Легкая промышленность. Развивают на территории России инвестиционные проекты с внедрением передовых технологий для производства такой высококачественной продукции, как сырье для химических волокон (полиуретан, капролактам, вискоза), продукция легкой промышленности (производство бумаги, бытовой электротехники, кожевенных изделий), а также участие китайских инвесторов в модернизации российского текстильного и льняного производства.

4. Сельское хозяйство. Развивают инвестиционное сотрудничество в области сельскохозяйственного научно-технического взаимодействия. Используют современное сельскохозяйственное оборудование, создают совместные сельскохозяйственные парки для развития сотрудничества по производству зерновых и других сельскохозяйственных культур (соевых бобов, масличных, зерновых, овощей и фруктов), развития животноводства мясного и молочного направлений с упором на производство экологически чистой продукции с учетом потребностей рынков России, Китая и третьих стран.

5. Строительство. Укрепляют инвестиционное сотрудничество в строительной сфере путем совершенствования рыночной конкурентной среды и инвестиционного климата, поиска путей совместного выхода на рынки третьих стран с целью развития строительной индустрии стран.

6. Банки и страхование. Стимулируют участие российских и китайских банков в синдицированном кредитовании и предоставлении гарантий для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в различных сферах. Развивают инвестиционное сотрудничество в области проектного финансирования, страхования и перестрахования

7. Топливно-энергетическая отрасль.  Продолжают подготовку Программы российско-китайского долгосрочного сотрудничества в области энергетики (до 2020 г.). Реализация указанной Программы должна быть обеспечена двусторонними системными гарантиями по объемам инвестиций, транспортным возможностям и экспорту.

8. Угольная промышленность. Развивают участие китайских компаний в освоении российских месторождений бурого и коксующегося угля.

9. Лесная отрасль.  Создают благоприятные условия для китайских ключевых инвестиционных проектов по производству продукции углубленной переработки, ориентированных на экспорт в Китай и третьи страны, с созданием дополнительных рабочих мест для местных жителей.

Приоритетные  сферы Российских инвестиций в Китай:

1.Машиностроение. Компетентные ведомства России и Китая выступают за реализацию совместных проектов по созданию и производству самолета общего назначения, тяжелого вертолета, больших пассажирских и транспортных авиалайнеров, двигателей для гражданской авиации.

2. Банки, ценные бумаги и страхование. В соответствии с китайским законодательством поддерживают открытие российскими банками, инвестиционными и страховыми компаниями дочерних организаций в Китае.

3. Топливно-энергетическая отрасль. Стимулируют участие российских предприятий в разведке и освоении нефтяных месторождений.

4. Лесная отрасль. Стимулируют создание сети в Китае сбыта лесной продукции глубокой переработки, производимой в России российско-китайскими предприятиями совместного капитала.

5. Горнодобывающая отрасль. Стимулируют реализацию инвестиционных проектов по освоению полезных ископаемых Китая, в том числе добыча и переработка черных и цветных металлов на территории КНР в соответствии с требованиями китайского законодательства и отраслевой политики.

По мере все большего слияния российско-китайских экономических элементов сотрудничество между обеими странами выходит на новую ступень39. Важно, что в ходе визита президента России В.Путина в Китай стороны подписали ряд ключевых соглашений. Российско-китайский научно-технический и производственный потенциалы все более тесно увязываются в общие цели. Россия и Китай через взаимное сотрудничество содействуют развитию и реформам собственных экономик.

На основании вышесказанного материала, можно отметить, что на сегодняшний день в торгово-экономических связях между Россией и Китаем наблюдается подъем, который выражается в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, дальнейшей активизации межрегиональных и приграничных связей, заметном усилении интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству40.

Информация о работе Российско-китайские отношения