Российско-китайские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является объективный и максимально полный анализ российско-китайских отношений, их становление и развитие.
Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления правовых основ российско-китайских отношений;
- проанализировать правовые основы российско-китайских отношений на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Исторический анализ возникновения российско-китайских отношений 5
1.2. Правовое регулирование международных отношений России и Китая 11
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Специфика российско-китайского торгово-экономического сотрудничества 17
2.2. Политико-правовая сфера российско-китайских отношений 23
2.3. Научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 33

Файлы: 1 файл

АТР.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Политико-правовая сфера российско-китайских  отношений

 

  Нынешние политические отношения базируются на общих интересах,  поддержке друг друга по принципиальным вопросам, не предусматривают создание военно-политического союза, не направлены против третьих стран, представляя собой, как показывает практика, устойчивую жизненную конструкцию.

Такой характер отношений  двух крупнейших соседних держав, кажущийся  сегодня естественным и даже обыденным, — весомое и заметное в мировой политике явление, предмет внимания и анализа многих авторитетных исследований.

Опыт российско-китайских  отношений за последние десятилетия  свидетельствует о принципиальной важности углубления взаимного доверия между странами на всех уровнях — государственного руководства, корпоративного и экспертного сообществ, широкой общественности. Углубление взаимного доверия — всегда процесс, причем результат в каждый отдельный момент «замерить» довольно сложно. Тем не менее, в выстраивании практической политики важно понимать степень надежности партнера, чтобы не просчитывать вероятность лукавства, расхождения слов и дел с его стороны, а сосредоточиться на конструктивных аспектах сотрудничества и взаимодействия.

Незаменимую роль в этом плане играет весьма разветвленный  и структурированный механизм российско-китайского межгосударственного диалога, который  сложился в последние годы. Это  регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, каждая из которых, как показывает практика, существенно продвигает наши отношения, способствует решению ключевых проблем сотрудничества. Это и регулярные контакты заместителей глав правительств по проблемами торгово-экономического, гуманитарного, энергетического, финансового и т.п. сотрудничества. Это и почти два десятка подкомиссий, рабочих групп и других постоянно действующих структур на уровне отраслевых министров или их заместителей. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации. Такого разветвленного механизма взаимодействия у России нет ни с одной другой страной. В рамках этих сложившихся и успешно действующих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать озабоченности партнеров, решать конкретные вопросы41.

Следует отметить, что  события последнего времени разворачиваются таким образом, что наводят на мысль о возможности заключения между Россией и Китаем военно-политического блока, направленного против США, точнее, против безудержного экспансионизма государства Соединенных Штатов. Чтобы попытаться оценить степень вероятности заключения подобного союза, посмотрим на некоторые основополагающие факторы, которые будут определять ход событий ближайших двух десятилетий, а, возможно, влиять и на более отдаленную перспективу.

Итак, основной характеристикой структуры  энергопотребления Китая является низкая доля газа и нефти. Если в  производстве электроэнергии данные энергоносители могут быть заменены углем, ураном и гидроресурсами, то для транспорта они являются важнейшими. Если авианосец может быть снабжен атомной энергетической установкой, то в военной авиации альтернативы керосину пока не просматривается. То же касается наземной военной техники и гражданского транспорта, приводимых в движение дизелями и бензиновыми двигателями.

США сегодня ведут подготовку к  экспансии не только против КНР, но и против России. Известны слова  Пола Робертса, бывшего помощника  министра финансов при президенте Рейгане, сказанные им по случаю ливийских событий: «Мы, по сути, начинаем конфликтовать с двумя крупными странами: Китаем, чья экономика, вероятно, лучше, чем американская, потому что у китайцев есть рабочие места, и с Россией, у которой есть неограниченный ядерный арсенал… Как только Россия и Китай придут к выводу, что с американцами просто нельзя обращаться рационально и что они настроены каким-то образом их покорить и нанести им ущерб, результатом может стать любого рода эскалация».

Следует заметить, что основным внешнеторговым партнером России, т.е. основным потребителем российского экспорта энергоносителей ныне является Европейский союз (более 50% от общего объема). Поэтому нельзя чтобы он становился неплатежеспособным.

Россия является большой проблемой  для государства Соединенных Штатов не только в силу своего высокого военного потенциала, но и в силу географического положения, поскольку она граничит непосредственно с Китаем.   Так что Союз России и Китая имеет под собой весьма серьезные основания, в первую очередь экономические, и, похоже на то, его практическая реализация весьма возможна.

Подводя итог, можно отметить, что в рамках российско-китайского стратегического партнерства происходит активное взаимодействия Китая и России в условиях глобальной регионализации, так называемой глокализации.

Россия неотъемлемо связана  с приграничными зонами Китая - тесно  связаны территории российского  Дальнего Востока и северо-восточных  провинций КНР.

В процессе становления региональных связей формировалась система межкультурного взаимодействия России и Китая, которую следует рассматривать как явление глокального характера в геополитическом пространстве Дальнего Востока.

Россия и Китай прошли путь от декларации отношений между ними как дружественных до отношений «стратегического партнерства, направленного в XXI век». К настоящему времени подписано более 180 межправительственных и межведомственных соглашений практически во всех областях двустороннего сотрудничества. В рамках экономического взаимодействия происходит активизация инвестиционного сотрудничества и открытие филиалов российских компаний в Китае.

 

      2.3. Научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем

 

29 по 31 мая 2001 г. в  г. Харбине (КНР) проходила первая конференция по научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству между российским Дальним Востоком и провинцией Китая Хэйлунцзян42.

Конференция была направлена на следующие стратегические направления  развития широкомасштабных научно-технический отношений:

1. Совместные разработки  в области высоких технологий, внедрение их в производство. Китай нуждается в производимом  в России оборудовании и продукции  обрабатывающей промышленности  в области военной, космической,  авиационной и судостроительной отраслей. Предлагается в ходе совместного сотрудничества на основе высоких технологий производить самолеты гражданского и военного назначения, косметические летательные аппараты и военное оборудование, газовые турбины и другое крупное оборудование гражданского назначения.

2. Совместное освоение  запасов нефти и газа в России. Речь идет об ускоренном освоении  богатейших запасов нефти и  газа в России, прокладке трубопроводов  для поставки нефти и газа  в Китай за счет предоставляемых  Китаем капиталов и рабочей силы.

3. Совместное освоение  лесных ресурсов России. Россия  обладает одной четвертой всех  мировых запасов древесины, производит  ежегодно древесины в 2 раза  больше Китая. После принятия  программы охраны природных лесонасаждений  Китай сократил производство древесины, а потребность в ней растет. Предлагается, чтобы Россия увеличила свое производство и экспорт древесины в Китай.

4. Совместное освоение  земельных ресурсов. Россия занимает  первое в мире место по территории, а по размеру пахотной земли на душу населения превышает Китай в 10 раз. Однако вследствие влияния таких факторов, как нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве, недостатки механизма управления и использования научных достижений в производстве ощущается нехватка продукции сельского хозяйства, на ее импорт приходится тратить валюту. В Китае же, где отмечается наименьшая в мире площадь на душу населения и огромный избыток рабочей силы. В этой ситуации выходом из положения могло бы быть использование качественной, дешевой и многочисленной рабочей силы Китая для участия в освоении обширных районов восточной части России, особенно в форме подряда на обработку земли для выращивания зерновых, овощей, фруктов, а также в животноводстве43.

Китай призывает к  объединению управления и руководства научно-техническим сотрудничеством с СНГ, особенно с Россией, в рамках механизма встреч премьеров двух стран усилить работу по координации деятельности двух комиссий, добиться полной согласованности по важным направлениям сотрудничества с Россией, в том числе по выходящим за рамки одного ведомства проектам в области научно-технического, экономического и военного сотрудничества. Следует ускорить получение ответов на предложенные другой стороной проектам, все министерства и ведомства внутри страны должны вести сотрудничество, исходя из высочайших интересов государства44.

Необходимо добиться объединения усилий для введения планирования из Центра изучения и  анализа научно-технического сотрудничества Китая со странами СНГ. Для этого  следует создать специальный консультативный орган. В настоящее время в Международном обществе научно-технического сотрудничества Китая ведется работа по созданию группы, специалисты которой будут разрабатывать политику в области научно-технического сотрудничества с Россией. В ее состав войдут авторитетные люди и специалисты в разных областях науки и техники, которые будут главным образом заниматься отслеживанием результатов научных исследований и России и других странах СНГ по важнейшим направлениям науки и техники, своевременно и точно улавливать уровень развития науки и техники, выделять на основе анализа те направления исследований, которые являются передовыми в техническом отношении, и те результаты, которые можно было бы использовать в Китае45. В то же время необходимо изучать научные кадры России и других стран СНГ, их позицию, уяснять, подходят ли они для обмена и могут ли быть использованы для работы в Китае.

Китай указывает на необходимость  улучшения подготовки кадров, занимающихся научно-техническим сотрудничеством  со странами СНГ. В связи с этим речь идет о необходимости обратить внимание правительств, исследовательских организаций и предприятий на повышение внимания к подготовке таких кадров на разных уровнях. Эти специалисты должны хорошо знать проблему и русский язык, чтобы должным образом обеспечивать развитие сотрудничества46.

Россия сегодня осуществляет в Китае 156 проектов в сфере промышленных высоких технологий. Соглашение о  реализации проектов было подписано  в Пекине на Китайско-российском форуме по научно-техническим вопросам.

Председатель Китайского народного общества дружбы с заграницей Чэнь Хаосу в своем выступлении  на форуме назвал подписание данного  соглашения свидетельством нового продвижения  китайско-российского делового сотрудничества, нового подъема экономик и торгового баланса, а также стимулом к более тесному сотрудничеству предприятий Китая и России и совместному завоеванию мирового рынка.

Тем самым, можно сделать  вывод, что прогресс развития научно-технических  отношений можно охарактеризовать с положительной стороны, которые дает большие результаты, а также дает шаг совместному еще более тесному сотрудничеству в освоении различных запасов полезных ископаемых, а также совместных разработок  в области высоких технологий, техники и промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную  историю, в которой этапы тесного  сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения  взаимоотношений. Российско-китайские  связи имели место еще в  эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с середины XIX века. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются  как этапы сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию стратегического союза, так и периоды резкого ухудшения двусторонних отношений. Причем особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории.  
С момента распада СССР, когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ), и вплоть до настоящего времени наблюдаются признаки очередного сближения между Россией и Китаем. 

Россия и Китай - две крупнейшие, соседствующие друг с другом мировые державы, имеющие почти четырехвековую историю взаимных контактов и связей. Взаимодействие двух держав было объективно обусловлено их географической близостью. Изменить это положение или просто его игнорировать - невозможно. На Россию самой судьбой исторически была возложена функция соединять воедино весь огромный Евроазиатский материк. Несмотря на свое соседство, Россия и Китай исторически олицетворяют собой совершенно различные цивилизации: славянско-православную и конфуцианско-китайскую. Отличия между двумя государствами и цивилизациями огромны и проявляются в различии национально-этнического состава, несхожести национального характера и менталитета, абсолютной несопоставимости культурно-исторического развития. Различия между двумя цивилизациями настолько выразительны, что любые попытки их сопоставления и выявления общих черт обречены на неудачу. Однако волею судьбы поставленные в положение ближайших соседей, Россия и Китай неизбежно взаимодействовали, взаимодействуют и будут взаимодействовать. У каждой стороны есть свои интересы и  каждая из стран пытается находить и сопоставлять слабые и сильные стороны, и на этой основе строить свою внешнеполитическую стратегию.

Таким образом, несмотря на то, что  русско-китайские отношения в XVII в. изучаются уже на протяжении двух с половиной веков, некоторые  аспекты этого вопроса все  еще остаются слабоизученными. Освобождение от марксистской догматики привело  к тому, что ряд выводов, полученных советскими историками при изучении проблем политических и экономических взаимоотношений России и Китая, нуждается в значительной переоценке.

Можно также отметить, что правовое регулирование России и Китая постоянно совершенствуется, заключаются все новые и новые нормативно-правовые акты, способствующие успешному развитию международных отношений России и Китая, а  также гарантирующие непосредственное взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств.

Информация о работе Российско-китайские отношения