Россия и Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 17:07, реферат

Описание работы

Целью работы является показать значение для экономики России ее вступление в ВТО и дать прогноз развития отечественных предприятий на будущее в плане сотрудничества России и ВТО.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть путь России во Всемирную торговую организацию;
исследовать условия договоренностей вступления России в ВТО;
оценить риски отечественной экономики при вступлении в ВТО;
исследовать преимущества и недостатки вступления России
во Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение
История создания ВТО
Путь России во Всемирную торговую организацию
Условия договоренностей
Прогноз развития предприятий после вступления России в ВТО
Риски отечественной экономики при вступлении в ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО.docx

— 38.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.4 Что получит Россия от ВТО

Плюсы

Минусы

Увеличение экспорта металла, алюминия, никеля

Снижение цен на электротехнику и компьютеры

Снижение ставок по кредитам, страховых тарифов

Повышение качества продукции в результате конкуренции

Импорт продуктов питания, сельхозмашин, текстиля, мешающий развитию отечественного производства

Непосильная конкуренция для российских страховых компаний и банков

Постепенное повышение тарифов на газ и электроэнергию

Рост безработицы


 

 

Прогноз развития предприятий после вступления России в ВТО

 

Высказывания предпринимателей, работающих на внутреннем потребительском рынке, по поводу вступления России в ВТО пока сдержанны и осторожны – все ждут, когда будут известны полные и точные условия. Негативные и позитивные оценки этого процесса, по ощущениям, зависят от того, насколько уверенно компания себя чувствует на рынке, насколько она прозрачна, насколько эффективен ее менеджмент. Кроме того, оценки предпринимателей зависят от наличия в компании иностранных акционеров, прибыльности бизнеса, его капитализации, рентабельности отрасли в целом.

В частности, наиболее болезненно отреагировали представители легкой промышленности. Несмотря на то, что в связи с преобладанием серого импорта эта отрасль давно работает в условиях открытого рынка, представители легкой промышленности негативно оценивают возможное снижение пошлин на готовую одежду, обувь и текстиль. В этом случае местные игроки не смогут удерживать свое и без того зыбкое ценовое преимущество.

В целом же чем эффективнее компания, тем более лояльны высказывания ее руководства относительно вступления в ВТО. Предприниматели сходятся во мнении, что отечественные предприятия, которые сегодня прочно стоят на ногах – выпускают качественный продукт, имеют бренд, эффективный сбыт, внедрили западные стандарты качества, наладили аудит и т. д., - будут успешно развиваться и дальше, они готовы к ужесточению конкуренции. А мелкие или неэффективные компании либо уйдут с рынка, либо будут консолидированы.

Правда, подобная участь грозит более 80% средних российских компаний. Еще в начале 2006 года журнал «Эксперт» провел исследование основных показателей деятельности 5727 компаний российского среднего бизнеса (с годовым оборотом в 2005 году от 80 до 230 млн. рублей) за период с 2000-го по 2005 год. В результате выяснилось, что только 1884 из них (32,9% выборки) продемонстрировали за этот период значительный рост стоимости основных средств (ОС) связанных с модернизацией производства.

Но выяснились и другие важные вещи. Например, подавляющее большинство средних предприятий растет сегодня за счет общего расширения рынка. Очевидно, что вступление в ВТО существенно ограничит возможности такого экстенсивного развития. Между тем отраслей, в которых рост ОС происходит без существенного роста рынка, то есть за счет отвоевания долей у конкурентов, очень немного: кроме сырьевого и около сырьевого сектора это электронная и подшипниковая промышленность, а также сельское хозяйство.

Еще один важный момент. Гармонично развивающихся компаний, демонстрирующих одновременно рост основных средств, выручки и прибыли выше среднего уровня, было выявлено 533- лишь 9,3% всего среднего бизнеса.

Компании же, имеющие только рост основных средств (1039 предприятий, 18,1% от участвующих в выборке), заботятся лишь о производстве – у них нет ни роста выручки, ни прибыли. Понятно, что такая стратегия рано или поздно привела бы эти компании к краху и без всякого ВТО. Так что вступление России в эту организацию лишь существенно ускорит естественные процессы «отбраковки» и сократит время, отпущенное нашим предпринимателям на исправление ошибок в стратегии. Если же времени не хватит, сегмент средних российских компаний сократится на четыре пятых – выживут лишь «гармоничные» предприятия и предприятия, наращивающие одновременно ОС и прибыль, - вместе их менее 20%.

Главный положительный момент, на который указывают предприниматели, - это то, что все отечественные производители теперь всерьез возьмутся за улучшение эффективного бизнеса, прежде всего за снижение издержек и увеличение производительности труда. Известно, что отечественный товар сегодня очень дорогой и по соотношению цены и качества уступает импортному продукту. Приведение отечественного продукта к адекватному соотношению цены и качества, безусловно, будет выгодно и потребителю, и рынку в целом. Кроме того, ВТО будет стимулировать российских производителей в развитии экспорта. И об этом сегодня говорят производители мебели, фармацевтики, текстиля.

Многие отечественные производители считают, что вступление России в ВТО приведет к оздоровлению экономики в целом. Так, многие рынки сегодня устроены самостийно, при наличии же ВТО отраслевые связи и правила будут едиными и прозрачными. Возрастут и требования к государственному регулированию экономики, и ответственность чиновников за устанавливаемые правила игры.

И, наконец, по мнению предпринимателей, после вступления России в ВТО не следует ждать большого наплыва товаров в нашу страну. Такой рынок, как российский, - объект внимания в основном транснациональных компаний, которые уже и так, здесь присутствуют. Для большинства же остальных иностранных производителей российский рынок все же еще остается весьма рискованным.

В целом же можно сделать вывод, что нашим предпринимателям немного не хватает времени, чтобы подготовиться к вступлению страны в ВТО. По оценкам, лет через пять ситуация на рынке была бы совершенно иная: у них были бы более прочные позиции.

Впрочем, вполне возможно, что время еще есть, поскольку на пути России в ВТО остается еще как минимум три препятствия. Первое из них – второй раунд переговоров. «Москва отказалась от соглашений с американскими компаниями в очень многих отраслях – от энергетики до авиастроения, - заявляет The Wall Street Journal. – Если Россию пустить в ВТО, то по каким-то из проблем наверняка удастся добиться смягчения позиций, потому что иностранцы получат площадку, с которой они смогут предъявлять претензии. Однако все зависит от того, насколько жестко смогут во время многосторонней фазы переговоров выступить все 150 стран, уже входящих в эту организацию. Например, по энергетике члены организации могут потребовать гарантий по заключаемым контрактам, хотя энергетика как отдельная тема в формате ВТО не рассматривается. Даже после заключения договора с США России, чтобы реально войти в ВТО, нужно будет проделать еще очень большую работу».5 Россияне тоже готовятся к жестоким дискуссиям во втором раунде. «На многосторонних переговорах, когда все страны ВТО будут представлять одну сторону, а Россия другую, мы начнем по новой»6 - прогнозирует министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, отмечая, что одним из главных вопросов станут меры государственной поддержки сельского хозяйства.

Второе препятствие – Грузия, которая заявила, что согласится на вступление России в ВТО «только после делегации незаконных пограничных пунктов в Абхазии и Южной Осетии». Это требование, фактически означающее экономическую блокаду самопровозглашенных республик, абсолютно неприемлемо для России, в результате чего второй раунд может отодвинуться. К слову, решающую роль в этом вопросе будет играть позиция США. «Грузия не может игнорировать мнение международного сообщества и крупных игроков, с которыми Россия уже договорилась, - уверен член комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике Владимир Рыжков. – А Россия договорилась США и ЕС - это основные спонсоры Грузии. И не может Грузия сказать: «Нас не волнует, о чем вы, американцы и европейцы, договорились с Россией, а мы будем свои права качать». Поэтому я уверен, что и Европейский союз, и Соединенные Штаты ясно дадут понять Грузии, что это неприемлемый подход. Так что речь может идти не о провале вступления, а о небольшой задержке. Я считаю, что в течение будущего года все должно состояться»7.

Но есть основания и для другой точки зрения. Потому что третьим препятствием для нашей жизни по правилам ВТО остаются сами Соединенные Штаты. В США до сих пор не отменена введенная еще в 70-х годах так называемая поправка Джексона – Вэника, ограничивающая американскую торговлю с нашей стороной и прямо противоречащая правилам ВТО. Пока эта поправка не отменена, Россия просто не может строить торговые отношения с США по правилам ВТО. Так что задержка на нашем пути в ВТО более чем вероятна. Во всяком случае, она была бы весьма выгодна. «Мы сможем выиграть время и по отдельным секторам и улучшить свои конкурентные позиции, - отмечает Владимир Рыжков. – Мы получим возможность маневрировать, оказать какую-то помощь тем же автомобилестроению, сельскому хозяйству. Тем более что у нас в стране сейчас есть огромные ресурсы, которые позволяют сделать это»8.

 

Риски отечественной экономики при вступлении России в ВТО

 

Во-первых, экономика России развивается неравномерно, что ослабляет ее экономическую стабильность.

Во-вторых, структурные сдвиги в пользу опережающего роста обрабатывающих отраслей происходит довольно медленно. Так, в настоящее время Россия импортирует половину мяса, необходимого для обеспечения ее внутреннего рынка.

В-третьих, несмотря на высокие доходы российского ТЭК, его положение в большой степени зависит от внешнего рынка и нефтяной конъюнктуры. Сырьевой перекос в развитии российского национального хозяйства в целом таит в себе угрозу экономической безопасности страны.

В-четвертых, критическое положение сложилось в аграрном секторе российской экономики.

Несмотря на перечисленные проблемы к началу нового столетия России удалось добиться немалых успехов в области обеспечения экономической безопасности и ослаблении внешних угроз. Последствия распада СЭВ и серьезного уменьшения объемов торговли с бывшими европейскими социалистическими странами стали постепенно компенсироваться ростом торгового оборота со странами Запада, в том числе и США. Оживилась торговля с Китаем, стали налаживаться экономические контакты с Южной Кореей. В 1999 г. внешнеторговый оборот России с промышленно развитыми странами составил 51 млрд. долл., или почти половину суммарного товарооборота с внешним миром.9 В 2003 г. этот показатель достиг уже 61,6 млрд. долл.10 Россия стала членом авторитетной группы международных кредиторов – Парижского клуба, заключила соглашение с Лондонским клубом. Вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ с Европейским союзом.

Прорывом на азиатском направлении внешней политики страны можно считать прием России в члены организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1998 г. Это свидетельствует об уникальной роли нашей страны как евроазиатской державы, располагающей необходимыми ресурсами для противостояния существующим и потенциальным угрозам ее экономической безопасности.

С позиций углубления интеграции России в мировую экономику ее вступление в ВТО представляется оправданным шагом. Вместе с тем здесь важны осмотрительность и учет национальных интересов, а также требований экономической безопасности страны.

 

Заключение

 

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам – все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов.

По данным правительства Европейской комиссии в Москве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой – чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной – 64 млрд. в год.11

Вопрос о том, какие преимущества получит Россия, став членом ВТО, является предметом многочисленных дискуссий. Из них следует, что вступление в ВТО принесет выгоды, прежде всего населению: цены на импортные товары и услуги понизятся а счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате повысится качество товаров и услуг. В итоге выиграет и производитель, поскольку по мере улучшения потребительских качеств выпускаемых товаров возрастет и спрос на них на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, вступление России в ВТО может способствовать укреплению ее экономической безопасности. Но вместе с тем могут возникнуть новые угрозы экономической безопасности России. Каждая страна заключает в ВТО собственное соглашение. Членство в ВТО не дает полной гарантии от антидемпинговых мер, которые, например, применяют США по отношению к российскому экспорту металлопродукции. 12

Однако главная угроза экономической безопасности нашей страны при вступлении в ВТО – открытость отечественного рынка для импорта, что может привести к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности многих востребованных в России производств. Пока данная угроза в известной степени смягчается принятием протекционистских мер: установлением высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. Для относительно отсталых отраслей, где еще не сложилась нормальная конкуренция, не произошла консолидация активов, снижение тарифов сыграет отрицательную роль, замедлив их рост. В невыгодном положении могут оказаться те отрасли отечественного машиностроения, которые характеризуются неустойчивым развитием, ограниченными возможностями выхода на внешний рынок, неудовлетворительными финансовыми показателями. К тому же падение производства в отдельных отраслях подстегнет рост безработицы.

К нежелательным последствиям могут привести сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ, и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет.

Информация о работе Россия и Всемирная торговая организация